Форум » Абстрактные вопросы теории антисистем » Практические проблемы в применении ОТС » Ответить

Практические проблемы в применении ОТС

Лавр: Удивительно, но идеи фон Берталанфи местами живут и побеждают Конкретным примерам посвящается данная тема.

Ответов - 1

Лавр: Не вписались в «сердюковское яйцо»... Сергеев Олег 2009.02.04 Учиться военному делу настоящим образом надлежит военным реформаторам Творчество экспертов стимулируется неясностью замысла, целей и задач проводимой под завесой секретности военной реформы, - вивисекции живого организма армии и флота. Не находя внятных ответов на конкретные вопросы Минобороны России вынуждено издать Директиву НГШ от 11 ноября с.г. «О недопущении разглашения сведений о реформировании ВС РФ». Изоляция Генерального штаба На встрече с журналистами 19 ноября с.г. начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров посетовал о проблемах формирования нового облика Вооруженных Сил России и управления частями и подразделениями. По его словам устаревшая система управления войсками 60-х годов прошлого столетия не обеспечила быстрое принятие решений, доведение задач до войск, организацию взаимодействия и эффективное управление в период двух чеченских кампаний и операции по принуждению к миру Грузии.Трудно представить, что генштабисты не знают истинных создателей тромбов в системе управления - политиков, руководивших боевыми действиями в Чеченской кампании из кремлевского центра, минуя «мозг армии». Результатом такой инновации стал позорный Хасавьюртский Компьен. Создается впечатление, что и к моменту августовских событий на Кавказе в неких кабинетах было решено вновь изолировать Генштаб. Что было несложно сделать при точном знании сценария агрессии, ибо в Грузии тайн не бывает. Грандиозный информационный тромб создавался последовательным увольнением ключевых фигур, ответственных за связь и управление, а также перемещением Главного оперативного управления (ГОУ) в здание поликлиники, лишенное не только спецсвязей, но и городских телефонов. Если говорить об ответственности руководства Минобороны в доведении задач, то следует вспомнить судьбу командования Белорусского особого военного округа, потерявшего году в 1941управление войсками. В 2008 году подобная ситуация была создана, когда в кульминационный момент «Ч» пропал министр обороны, а начальник Генштаба уклонился от принятия решения на действия войск. Поставить оперативные задачи оказалось некому, - ГОУ было обезглавлено досрочным увольнением его начальника - Александра Рукшина. Как в «Ревизоре» Гоголя, после трех унизительных поклонов - начальника ГШ, министра обороны и премьер - министра генерал Рукшин пренебрег обидой и организовал работу офицеров ГОУ с помощью мобильных телефонов. Благодаря мужеству «устаревших» частей и подразделений, а также Генштаба, который, по Макарову, «фактически не выполняет поставленных задач и безобразно разросся», «пятидневная» война закончилась победой над мобильными бригадами агрессора, подготовленными по стандартам НАТО. Возникает вопрос: уж не стремительность ли бегства противника послужила основанием для реформаторов ликвидировать полковое и дивизионное звено и создать брешь в отечественной тактике и оперативном искусстве? Посрамленными оказались на этот раз и авторы концепции разрушения информационной системы государства по сценарию сете центрической войны (СЦВ), - американцы Себровски и Гарстка. Как известно, вся прелесть СЦВ состоит в скоротечности, ибо в отличие от длительной борьбы на истощение, она ведется в информационной среде с традиционно отсталым противником. В набор ее средств входит дезинформация, подкуп, организация информационных "тромбов", особая роль отводится "паркетным генералам" и простым решениям с непредсказуемым результатом. По этому сценарию продолжается ампутация «мозга» от тела армии. Очевидно, что Генштаб прекратит свое существование, если из 21,5 тысячи должностей органов управления в военном ведомстве таковых оставить 8,5 тысячи. «Мы оставим те органы управления, которые будут действительно работающими и будут иметь оптимальную численность», - заявил начальник Генштаба. Ту же риторику использовал Ельцин, сокративший на половину специалистов по подготовке решений правительства, якобы мешавших прохождению документов. Результатом явился дефолт 1998 года. Те же инновации обеспечили провал административной реформы 2004 года. Отрицательные результаты имеют научное объяснение - несоблюдение фундаментального закона необходимого разнообразия, по которому эффективное управление сложными системами не осуществимо с помощью «простых» средств. В своде "законов Мэрфи" из устного творчества американских военнослужащих указанный закон имеет полезное для реформаторов приложение, гласящее: "Если нечто кажется глупостью, но работает, значит, это не глупость". Военно-промышленная политика «иссушения» бюджета страны Экономический кризис ставит под сомнение стратегическую основу реформы, - планы «оснастить армию в ближайшие 3-5 лет на 30 процентов новейшими образцами техники и вооружения, а к 2018-2020 году довести этот показатель до 80-100 процентов». Когда хорошо известно, что российский оборонно-промышленный сектор до сих пор использует багаж советского времени, а передовые технологии стоят дороже, чем сам «конечный продукт». Без работоспособной доктрины и стратегии национальной безопасности Минобороны не в состоянии расставить приоритеты и расходует львиную долю бюджета на стратегические системы оружия, модернизируя и закупая при этом мизерными темпами вооружение сил общего назначения. Вспомним о миллиардах рублей, которые ушли на разработку стратегической ракеты морского базирования «Булава» и наземного РС-24, не способных точно поразить цель и выполнить функции сдерживания и устрашения. Потребовался конфликт на Кавказе, чтобы подготовить постановление Правительства РФ .№ 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS».Подобная промышленная политика ведет к «иссушению» средств на НИОКР, ремонт и модернизацию, сокращая сроки службы вооружений. Следует к этому добавить, что нормативные технологии принятия на вооружение, в серийное производство и закупок чрезвычайно громоздки и далеки от программно-целевого планирования и управления. Камни преткновения здесь возникают со стороны Минфина, МЭРТа, Минпромторговли и прочих министерств и ведомств, на что уходит не один год. Снижение надежности функционирования систем оружия Аварии и катастрофы, в том числе на АПЛ «Нерпа», показали, что «конечный продукт» не есть «железо», а это система «человек-машина-среда», в которую Homo Sapiens должен быть прописан со всеми удобствами. Военная реформа обостряет по вектору человеческого фактора и без того сложные отношения в данной системе людей: между собой и вертикалью власти, при организации боевой работы и службы, поддержании постоянной готовности частей и подразделений, при выборе и успешном освоении военной профессии. В первую очередь это относится к частям постоянной готовности и силам быстрого реагирования. Они, по замыслу реформаторов, должны определять новый «компактный» облик Вооруженных Сил РФ. Развитие военного дела сложилось так, что функционирование указанных частей и сил обеспечивают в первую очередь специалисты оружия: офицеры, мичмана и прапорщики, из коих 80 процентов - это техники авиации и флота. Традиции, знания и опыт этих людей цементируют духовно системы оружия, обеспечивают их боеготовность и безопасную эксплуатацию. Важное место здесь занимает медицинская служба и армейские воспитатели, соответственно треть и 70% из них не вписались в «сердюковское яйцо». Не работоспособны данные системы без тылового и социально - бытового обеспечения, где задействованы тысячи гражданских рабочих и служащих. При масштабных реформах надежность функционирования систем оружия нарушается увольнением или даже потерей духовного равновесия одного, ключевого специалиста, что грозит аварийной ситуацией или катастрофой. В 1955 году жизнь поставила жестокий эксперимент, подтвердивший банальную истину - не может сложная система - боевой корабль функционировать без важнейшего звена управления - офицеров. Даже наличие на борту линкора "Новороссийск" командования Черноморского флота и хорошо подготовленного личного состава, не смогло компенсировать отсутствие 80% офицеров (5% от состава экипажа), что явилось причиной гибели корабля после взрыва. Эфемерен замысел реформаторов переформатировать яйцо в пирамиду при сокращении 150 тысяч офицерских должностей и увеличении с 50 до 60 тысяч числа лейтенантов. Если исключить войну, где лейтенанта век не долог, то очень скоро лейтенантская зелень станет умудренными опытом капитанами и майорами. Чтобы сохранить пирамидальный облик армии, их вновь придется сокращать. Наших советников с Запада эти проблемы не волнуют. В Америке численность лейтенантов и старших лейтенантов составляет 50 тыс. человек, - 24% от общего числа офицеров, в британской армии их всего 14 процентов. Разрушение системы военного образования В среде военных реформаторов завет Ленина "Смешно не знать военную историю", не популярен. Как и слова В.О.Ключевского о том, что история учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Исторический факт: разгромленная в Первой мировой войне Германия, лишенная армии, но сохранившая офицерский корпус и военное образование, в короткие сроки она сумела создать вермахт - инструмент политики Гитлера. Наученные горьким опытом победители уничтожили очаг агрессии ликвидацией традиций немецкой военной школы. Сегодня в России разрушение системы образования идет путем объединения вузов под предлогом концентрации ресурсов и оптимизации управления, что приводит к одномоментной ликвидации информационной образовательной среды. В жертву приносятся научные школы и традиции учебных заведений страны, на становление которых ушли многие десятилетия. Министр образования и науки Андрей Фурсенко был вынужден признать - и в среднем, что и в высшем профобразовании кризис уже наступил. «Не знаю, кому пришла в голову идея создания так называемых ведущих вузов, - это окончательно разрушит наше образование...размазывать копейки, ..., по всем вузам, или концентрировать их в каком-то десятке вузов - это абсурд», размышляет заместитель секретаря Общественной палаты РФ Олег Кутафин. Аналогичную функцию в отношении 65 военных академий, институтов и училищ выполняет мясорубка из 10 учебных центров, сформированных вместо ведомственного, по территориальному принципу, что инициирует дефицит специалистов для Вооруженных Сил со всеми вытекающими последствиями. Вместе с духовными символами армии и флота реформаторы уничтожают вековые традиции русского и советского воинского воспитания. Функцией отклика на новые вызовы истории становится широта военного образования, не ограниченная передачей специальных знаний, умений и навыков выполнения практических действий. По мнению Президента Всероссийского фонда образования проф. С.Комкова, овладение специальностью должно рассматриваться, прежде всего, с точки зрения формирования военнослужащего как личности. Призыв вождя «учиться военному делу настоящим образом» имеет три вектора приложения усилий военной реформы: чему учить, кого учить и как учить людей, создающих новый облик Вооруженных Сил РФ. Судя по всему реформаторы выбрали четвертый вектор ухода от проблем боеготовности ВС и развития ОПК за счет разжигания в России костра безработицы полумиллионным отрядом уволенных военнослужащих, членов их семей и гражданских специалистов. К вековым бедам России - дуракам и дорогам добавились менеджеры - дилетанты, последствия их деятельности превосходят все беды вместе взятые. "Не пора ли и кончать?", - таков был ответ Николая II командиру одного из полков, приславшего с опозданием ко дню рождения императора поздравительную телеграмму: "Три дня пьем здоровье Вашего императорского величества!". Не пора ли и кончать с невежеством и безответственностью реформаторов, опасным для политического авторитета и самого существования государства? Сергеев Олег Леонидович, эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН



полная версия страницы