Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Природная составляющая этноса » Ответить

Природная составляющая этноса

roман: Гумилёв рассматривал этнос как составляющую социального и природного миров. Если с социальным всё ясно, то причём здесь природный мир?

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Рекуай: roман пишет: Гумилёв рассматривал этнос как составляющую социального и природного миров. Если с социальным всё ясно, то причём здесь природный мир? Этнос живёт во вмещающем ландшафте. Он приспособлен к жизнедеятельности только в привычном природном мире. Значительные изменения климата, регулярно происходящие в природе ведут к "великим переселениям народов", при этом процессов этногенеза новых народов не наблюдается. Например Великая засуха третьего века нашей эры привела к нашествию сарматов, а затем и гуннов на Европу с последовавшей после этого великой сумятицей и сопутствующими катаклизмами. В это же время саки и массагеты переселялись на юг, в Иран и Индию. Племена пуё переселились в Корею и добрались до Японии, принеся с собой алтайский язык. Подомные процессы протекали и в десятом веке. Венгры переселились с Южного Урала на Среднедунайскую Равнину, а тюрки болгары за Дунай. Тюрки сельджуки заполонили Иран, а якуты переселились вниз по Лене. Поэтому надо уметь отличать расселения вызванные процессами этногенеза от переселений вызванных ухудшением условий вмещающего ландшафта.

Онидзука: Рекуай пишет: Этнос живёт во вмещающем ландшафте. Он приспособлен к жизнедеятельности только в привычном природном мире. Не всегда так. Как раз относительно высокий уровень пассионарности по Гумилеву и позволяет этносу успешно адаптироваться в новых условиях, выработать новые стереотипы поведения. Иначе - этнос будет просто влачить жалкое существование, постепенно вымирая...Что-то вроде современных нам "титульных" русских

Рекуай: Онидзука пишет: . Как раз относительно высокий уровень пассионарности по Гумилеву и позволяет этносу успешно адаптироваться в новых условиях, Как правило это происходит в виде захвата власти и формирования правящей прослойки. Классический вариант вторичного очага этногенеза. Взять например Египет. Если в Древнем Царстве в середине четвёртого тысячелетия и в Среднем Египте в середине третьего тысячелетия протекали этногенетические процессы, то уже нашествие гиксосов в эпоху 1800 до н.э., нашествие народов моря в эпоху 1200 до н.э., эфиопы, ливийцы, ассирийцы, персы, греки, римляне, византийцы, арабы... В общем больше в Египте эпицентров этногенеза не наблюдалось. Но мало кто из пришельцев пытался заниматься земледелием в непривычной для себя экологической нише. У народов, находящихся на более низкой ступени развития обычно происходит полное смешение. Но и освоение новых экологических ниш случается, как например эскимосы карибу перешли к охоте на оленей в голодное время. При этом они отказались от своей, узкоспециализированной на добычу морского зверя культуры и переняли без особых затей культуру атапасков.


Вячеслав: Рекуай пишет: Как правило это происходит в виде захвата власти и формирования правящей прослойки. Это уже форма паразитирования, власть к этногенезу имеет весьма касательное отношение. "Как правило" это происходит именно в виде адаптации к новым условиям. Греки например не вытеснили египтян, но и не паразитировали на них, хотя и образовали правящую прослойку. Они просто продолжали заниматься своими традиционными занятиями, используя вновь завоеванную территорию как еще один очаг своей культуры, никакого "вторичного этногенеза" не наблюдалось.

Рекуай: Вячеслав пишет: Это уже форма паразитирования, власть к этногенезу имеет весьма касательное отношение. Власть не является формой паразитирования, это социальная структура. Именно централизованная власть является силой, способной предотвратить междоусобицу и направить излишки пассионарности в нужное русло. Ещё греки отчётливо осознавали отличие ранних деспотий от поздних. Вячеслав пишет: Греки например не вытеснили египтян, но и не паразитировали на них, хотя и образовали правящую прослойку эта цитата доказывает ошибочность предыдущей Вячеслав пишет: Они просто продолжали заниматься своими традиционными занятиями, используя вновь завоеванную территорию как еще один очаг своей культуры, никакого "вторичного этногенеза" не наблюдалось. Иногда часть суперэтноса по ряду причин отрывается от остальной части и поселяется среди другого этноса, находящегося на более низком пассионарном уровне. Как бы они себя не самоизолировали, стремясь сохранить социальные барьеры или чистоту крови, взаимного влияния друг на друга этносы избежать не могут. Происходит культурное, языковое и половое взаимодействие. Запускается вторичный этногенетический процесс. Незаметно и постепенно изменяется культура, повышается пассионарный уровень субстрата. Например в Египте: Произошла эллинизация культуры. Близость Греции и социальные барьеры не позволили грекам ассимилироваться с покорённым народом. Египтяне повысили уровень своей пассионарности, плавно и незаметно смогли преобразиться, преодолев порог новой эпохи.

Вячеслав: Рекуай пишет: Иногда часть суперэтноса по ряду причин отрывается от остальной части и поселяется среди другого этноса, находящегося на более низком пассионарном уровне. Греки в Египте ни разу не пытались заместить местное население. Купцы их получали преференции от элленизированных правителей, но не более того.

Павел: roман пишет: Если с социальным всё ясно, то причём здесь природный мир? При том, что предполагается, что этнос - способ адаптации человека как биологического вида к различным условиям обитания.

Лидер: Павел пишет: При том, что предполагается, что этнос - способ адаптации человека как биологического вида к различным условиям обитания. Как бы правильно, но не учтена возможность создания искусственного ареала обитания. Это смешивает все карты.

Комнин: Лидер пишет: Как бы правильно, но не учтена возможность создания искусственного ареала обитания. Это смешивает все карты. Поясните, пожалуйста.

roман: Я посмотрел в интернете и увидел, что практически везде говорится, что Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп.

Комнин: roман пишет: Я посмотрел в интернете и увидел, что практически везде говорится, что Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп. Гумилевский взгляд на этнос еще не является общепринятым. Язык как признак он отметал сразу. "Комлекс обычаев" - довольно близко к тому, что говорил об этносе Гумилев ("стереотип поведения"). Тут можно заметить что обычаи и традиции - те же способы адаптации, которые передаются из поколения в поколение, через воспитание ("сигнальную наследственность").

Рекуай: roман пишет: Я посмотрел в интернете и увидел, что практически везде говорится, что Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп. этнос является структурой открытого типа в зависимости от условий обитания и уровня развития набор признаков может разительно отличаться

Лидер: roман пишет: Если с социальным всё ясно, то причём здесь природный мир? Комнин пишет: Поясните, пожалуйста. Города. Мы полностью потеряли навыки обитания в оригинальном ареале, что явно облегчает ассимиляцию. Возьмем казахский этнос. Эти бывшие кочевники сейчас не стали (в плане ведения хозяйства) русскими, но и не остались казахами. На выходе имеем непонятно что. Да и с русскими ситуация скверная.

Павел: Лидер пишет: Мы полностью потеряли навыки обитания в оригинальном ареале Я бы так не горячился. Ярчайший пример - дурацкие шесть соток, выращенная на которых картошка получается в три раза дороже магазинной.

Лидер: Павел пишет: Ярчайший пример - дурацкие шесть соток, выращенная на которых картошка получается в три раза дороже магазинной. Ага. Хороший пример. Я тут недавно участвовал в сельскохозяйственной переписи (в Казахстане, естественно). Переписывали - есть ли огороды.Приусадебные участки использованы у большинства русских и практически не использованы у казахов (есть исключения, но весьма редкие). Один дед так и сказал: "Огороды есть у всех, если, конечно, русские." Правда, неприятно то, что у многих молодых хозяев их нет, или же ведутся очень небрежно. И большинство русских злоупотребляет спиртным (перепись велась по вечерам, так что пьяных было море). Многие из молодых (отсутсвие крестьянской закалки) продают дома - вести хозяйство желания нет, хочется жить благоустроено. На сравнительно небольшом участке (450 домов) поалось два китайца (с более чем приличными огородами). Мелкий положительный момент (в плане разговоров о сокращении русской диаспоры в Казахстане) - было несколько молодых семей специально пересилившихся из России. Капля в море, но к обработке земли относятся ответственно.

Лидер: Лидер пишет: Ага. Но тем не менее - если взять тот же казахский этнос. Не утратили ли городские казахи в полной мере навыки обитания в степи?

Лёвочкин: Лидер , конечно утратили, это верно не только в отношении казахов. Перестали ли они быть этносом из-за пользования "благами цивилизации"? Определённо нет, ведь кочевники (хунну?) применившие металлургию применительно к своему образу жизни (удила и стремя) не перестали быть хунну. Вот если будет отказ от исторической памяти, для примера отказ от самоидентификации в пользу исламского суперэтноса, т.е. язык и письмо только арабские, и т.п., тогда да. Опять же нет исследований, смогут ли те же городские казахи адаптироваться, попав в условия кочевых предков, может гены помогут?

Комнин: Лидер пишет: Но тем не менее - если взять тот же казахский этнос. Не утратили ли городские казахи в полной мере навыки обитания в степи? Лёвочкин пишет: Лидер , конечно утратили, это верно не только в отношении казахов Во всех динамичных этносах (в отличие от реликтов), можно обнаружить субэтносы (или консорции) чьи занятия не связаны с природным ландшафтом. Дворяне, духовенство, купцы. Это нормально. В результате между разными субэтносами наблюдается симбиоз, основанный на разделении труда. Единство в многообразии.

Лавр: Комнин пишет: Во всех динамичных этносах (в отличие от реликтов), можно обнаружить субэтносы (или консорции) чьи занятия не связаны с природным ландшафтом. Дворяне, духовенство, купцы. Это скорее сословия, далеко не всегда образующие субэтносы. Например, иудейские купцы-рахдониты скорее субэтнос, а русское купечество принадлежало к разным субэтносам и даже этносам. В то же время русское дворянство в целом субэтноса не образовывало, но дворяне-однодворцы со старых засечных линий - типичный субэтнос, не схожий ни с другими обитателями тех же линий, ни с позднейшим служивым дворянством, также относившимся к этому же сословию.

Салахбеков: Как вам такое объяснение некоторых зигзагов истории в Смутное время? (нашел в блоге "Новой газеты") В 1600 году в Перу произошло мощное извержение вулкана Huaynaputina — Хуаунапутина, Ваунапутина или Уайнапутина (транскрипции разнятся, в русскоязычном интернете предпочитают самый нецензурный вариант. Нам представляется верным Вайнапутина). Huaynaputina не похож на гору — скорее он представляет собой большой вулканический кратер. Извержение началось 19 февраля 1600-го и длилось до 6 (по другим данным — 15) марта. Васкез де Эспиноса в «Кратком очерке и описании Вест-Индии» упоминает этот случай. Сила извержения составила VEI-6 (по шкале вулканических извержений это предпоследняя позиция). Извержение Huaynaputina было сильнейшим извержением за всю историю Южной Америки и одним из самых сильных в мировой истории. При извержении образовалось около 30 кубических километров вулканического пепла, язык из горячего газа, пепла и камней прошел 13 км на восток и юго-восток, сель разрушил несколько деревень и достиг побережья Тихого океана, находящегося в 120 км от вулкана. Вулканический пепел и землетрясения, вызванные извержением, серьезно повредили города Арекипы (70 км на запад) и Мокегуа. Вулканический пепел наблюдали в радиусе 250—500 км — на юге Перу, севере современного Чили и западе современной Боливии. Местное сельское хозяйство смогло оправиться только спустя 150 лет после извержения. Извержение серьезно повлияло и на климат Северного полушария. Huaynaputina называют одной из причин так называемого Малого ледникового периода — наиболее холодного по среднегодовым температурам периода в истории Земли за последние 2000 лет. 1601-й стал самым холодным годом за предыдущие шесть столетий. «Вулканическая зима» привела к страшному голоду в России. За 2,5 года (1601—1603) только в одной Москве в братских могилах было погребено 127 000 тел. По оценкам историков, этот голод унес два миллиона жизней и, вероятно, привел к свержению Бориса Годунова. Таким образом, извержение Huaynaputina стало поворотным моментом в российской истории.



полная версия страницы