Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Тайцы. Суперэтнос двенадцатого века. » Ответить

Тайцы. Суперэтнос двенадцатого века.

Рекуай: Классический вариант развития этногенетического процесса.[quote]Тайцы — коренное население Таиланда. Вероисповедание — буддизм. Язык — тайский. Иначе их называют сиамцы или кхонтаи. Численность — 90 млн чел., в Таиланде проживает 64,2 млн. Родственные им народы лао, чжуаны, буи, шань, тхо (таи) и др. называют общим термином таи.[/quote]До двенадцатого века никто не догадывался об их существовании.[quote]Тайцы первоначально жили на Юньнаньском нагорье в Китае, откуда в 13 в. последних тайцев вытеснили монголы. Затем они постепенно заселили долины Менама, Меконга, Салуина и вытеснили мон-кхмеров. В 12-13 вв. они создали государство Сукхотаи. Была основана столица — Аютия (Аютхайя), царство стало называться Аютия или Сиам. Первый король Сукотаи — Рамакхамхаенг Великий (1275—1318), первый король Аютии — Раматиббоди I (1350—1369).[/quote]Эпицентр этногенеза предположительно на севере Тайланда или Лаоса.[quote]Шаны — народность в Юго-Восточной Азии, родственная лаосцам. Населяет территорию Шанского национального округа (ранее — федерального штата) Мьянмы, а также прилегающие территории Китая, Таиланда и Лаоса. Язык шанов относится к тай-кадайским языкам. Этническая общность шанов состоит из 7 племён, общей численностью более 3 миллионов человек.[/quote]Шаны сыграли огромную роль в формировании бирманцев во вторичном очаге этногенеза.[quote]Кажущийся парадокс — шанская власть в родовом центре бирманцев — объясняется тем, что уже в середине XIII в. шаны проникают в долину, но не как враги, а как вассалы и союзники: из них состояли в значительной части войска последних паганских царей. Нехватка зе-мель, находившихся в распоряжении последних паган-ских царей, привела, очевидно, к тому, что им приходи-лось платить за службу, раздавая родовые земли царско-го домена, каруинов в долине Чаусхе. К 1260 т. относится упоминание о шанском поселении в каруине Мьинсавн. Именно там нашел убежище один из шавоких вождей, направивший своих сыновей на обучение ко двору Кансу III. Воспитанные в Пагане, они отличались от горных шанов. Они были буддистами, отлично умели разбирать-ся в сложных интригах паганского двора и вряд ли отли-чались от других знатных придворных. К тому же у них, как и у бирманской знати, была своя база в каруинах, что ставило их в весьма привилегированное положение. К концу царствования Кансу III относится надпись, в которой о трех братьях говорится уже как о царских министрах, аматах. Во время боев с монголами и последовавшей анархии в стране братья возвратились в Чаусхе. Здесь, опираясь на шанских поселенцев, они начали округлять свои вла-дения. К 1289 г. один из них был владельцем Мьинсайна, другой правил каруином Меккаи, третий — каруином Пинле. Руйнасьяну, посаженному на трон монголами (очевидно, не без помощи шанских братьев), ничего не оставалось, кроме как утвердить за братьями права на владение этими ключевыми районами Чаусхе. И есть ос-нования полагать, что к 1290 т. они уже практически вла-дели всей долиной (население которой, впрочем, продол-жало оставаться в основном бирманским), тогда как Руй-насьяну подчинялись лишь шесть каруинов Минбу, эко-номически значительно уступающих долине Чаусхе.[/quote]Гоные шаны сохранили свою самобытность, в то время как спустившиеся на равнину инициировали процесс зарождения бирманцев.[quote]Царство Ахом (1228—1826, также «царство Ассам») — государство в долине реки Брахмапутра, сгруппированное вокруг территории современного индийского штата Ассам. Царство основал Сукапхаа, тайский принц из Монг Мао, вокруг реки Брахмапутра между царствами Чутия и Качари. Расширяясь на запад и на юг, царство превратилось в многонациональное государство, особенная экспансия происходила во время правления Сухунмунг Дихинджиа Раджа в XVI веке.[/quote].С седьмого века территория Ассама известна под названием Камарупа. В тринадцатом веке сюда вторглись ахомы — тайский народ из Бирмы, который создал своё государство, от его имени получили название народ и страна. Со временем ахомы смешались с местным населением и восприняли его язык и культуру.

Ответов - 9

Рекуай: тайско-кадайские языки На карте хорошо видна зона распространения тайского суперэтноса, отмеченная красным цветом. Определить эпицентр этногенеза тайского суперэтноса очень сложно. Причина в том, что для тропиков большое значение имеет высотное расположение экологических ниш. Представители суперэтноса могут переселиться на большие расстояния, напрочь заигнорировав горные вершины в эпищентре. С большой уверенностью можно сказать только то, что до двенадцатого века предки тайцев жили севернее. Зона №3 красного цвета освоена позднее.

Kikimor: http://www.jseals.org/seals23/khanittanan2013ancientd.pdf Following one time frame suggested for the development of the Tai family (Diller 1990), ancient links between Tai speakers and Vietnam discussed in this paper must have started bythe Proto-Southwestern Tai period which is around 1,000 – 1,300 years ago. Праюго-западный тайский датировали около 1000-1300 лет назад. Скудно с информацией - гугль разговорить сложно...

Рекуай: 1300 лет это седьмой век, однако правящий класс Наньчжао не был тайским, до двенадцатого века никто и не подозревал об их существовании, тайцы возникли из безвесности как джин из бутылки. Я например не смог локализовать их эпицентр, везде полно реликтов.


AHangaran: А каким был правящий класс Наньчжао? Из народа бай? А при смене Наночжао на Дали правящий класс особо не поменялся?

Вячеслав: AHangaran пишет: А каким был правящий класс Наньчжао? Понятие "правящий класс" вессьма растяжимое...вот у гуннов какой был "правящий класс"? Вовсе не факт, что гунны...

Рекуай: AHangaran пишет: А каким был правящий класс Наньчжао? Из народа бай? А при смене Наночжао на Дали правящий класс особо не поменялся? В 750 году Наньчжао подняло восстание против танского Китая. В 751 году китайцы послали армию, которая потерпела поражение под Сяньгуанем, в том же году, когда произошла Таласская битва, и китайцы потерпели сокрушительное поражение от арабов в Центральной Азии. Свидетельствами этой битвы стали Генеральская Пещера и Могила Десяти Тысяч Солдат в районе Сянгуаня. В 754 году была послана другая китайская армия, и тоже потерпела поражение. Вдохновлённые успехом, полководцы Наньчжао заняли весь Юньнань, вторглись в Бирму, северный Лаос и Таиланд, и продвинулись в Сычуань. В 829 году было взято Чэнду. В 832 году войска Наньчжао захватили столицу Халинджи государства Пью (в Бирме), сравняли её с землей, а оставшихся в живых жителей угнали в плен. В 835 году войска Наньчжао напали на монское государство Мичэнь и увели много пленных. Однако монским государствам удалось объединить свои силы в борьбе с Наньчжао и остановить его наступление. В 873 году Наньчжао было вытеснено из провинции Сычуань. В дальнейшем мощь королевства Наньчжао постепенно угасала. В 902 году династия Наньчжао была свергнута. За короткое время сменилось ещё три династии, и в 937 году было основано царство Дали.

Рекуай: Классификация тайских языков крайне запутана. Наиболее распространённой до последнего времени оставалась классификация Ли Фангуя, согласно которой выделялись 3 группы: северная, центральная и юго-западная (см. например этот вариант в Этнологе). Впоследствии это базовое разделение не раз подтверждалось, хотя предлагались либо объединение центральной и юго-западной групп, либо центральной и северной. Последнее в частности хорошо подтверждается данными лексикостатистики, согласно которым тайский праязык распался примерно в III веке до н. э. на юго-западную и северо-центральную группы, которые в свою очередь распались где-то в течение II века н. э. на ряд близких подгрупп. При этом если севернотайские языки остаются единой подгруппой в рамках этой классификации (объединяясь с языком сэк), центральнотайские представлены как минимум тремя отдельными подгруппами, одинаково близкими к севернотайской. Третий век до нашей эры. Эпоха -300. Тайский праязык действительно со временем распался на прямых потомков. Далее события развивались немного по другому сценарию. Северо-центральная группа пережила скорее всего в седьмом веке всплеск этногенеза. Назовём его прачжуанский. Прямыми потомками которых являются буи+северные чжао. Северно-тайская подгруппа: язык сэк буи-северночжуанский пучок (V век н. э.), который включает центральное ядро и большое количество периферийных идиомов, некоторые из которых могут считаться отдельными языками: ляншаньский, фыншаньский, цюбэйский и др. Западночжуанская подгруппа включает один язык на юго-востоке Юньнани, известный под разными названиями: бу-дай, вэньма, тху-лао. Периферийная подгруппа, включающая как минимум языки из вьетнамской провинции Лаокай (возможно, зяй) и запада китайской провинции Гуандун (район Циньчжоу)Пучок (V век н. э.), Возможно более поздние сроки после седьмого века. Собственно центрально-тайская (тхо-южночжуанская) подгруппа включает южночжуанский язык[en], нунский, тхо, као-ланьский и возможно некоторые другие. Центрально тайскую можно трактовать как вторичный очаг этногенеза двенадцатого века. Классификация юго-западно-тайских языков представляется ещё более запутанной. Фактически они представляют собой несколько переплетающихся цепочек языков, отношения между которыми аналогично диалектному континууму. Существует несколько вариантов выделения тех или иных подгрупп, которые частично накладываются друг на друга. Северо-западный языковой континуум включает: тайские языки Индии: ахомский †, айтон, пхаке, кхамъянг и турунг †; язык кхамти (на севере Мьянмы) и языки тай-мао (дэйхунский) и тай-ныа на юго-западе Юньнани (Китай); последние очень близки шанскому и языку лы; шанский язык на северо-востоке Мьянмы, близок тай-мао и кхынскому; остальные языки Юньнани народности дай: лы, тай-понг, несколько близких диалектов на границе с Вьетнамом (магуаньский, люйчуньский) и северно-юньнаньский язык (диалекты удинский, юнжэньский, хойли, дукоу) в верховьях Янцзы на севере Юньнани и сопредельных территориях Сычуани; кхынский язык на крайнем востоке Мьянмы и юанский язык (ланна, севернотайский, кхам-мыанг) на северо-западе Таиланда, близки с одной стороны шанскому, а с другой — южнотайским языкам. Бело-тайский язык (язык белых тай, тай-кхау, тай-дон) на крайнем северо-западе Вьетнама; достаточно обособлен от остальных тайских языков, хотя проявляет некоторую большую близость к тай-понг. Восточно-тайская подгруппа включает остальные языки горных северо-западных районов Вьетнама и гор центрального Лаоса: чёрно-тайский (язык чёрных тай, тай-дам), красно-тайский (тай-дэнг, тай-тхань), пхуанский язык в центре Лаоса с выселками в Таиланде, группу наречий провинции Нгеан и соседних районов Лаоса (тай-йо (ньо), тай-мыонг (тай-ханг-тонг) и тай-мэн), тай-самныа, пхутай, тай-кханг и возможно другие малоизученные идиомы (тай-са-па, куан, риен, пу-ко). Южнотайская подгруппа включает: наиболее крупный (центрально-)тайский язык с входящими в него коратским и южнотайским (пак-тхай) наречиями; лао-исанский кластер, распространённый в Лаосе («лаосский язык») и на северо-востоке Таиланда («исанский язык» — регион Исан). Под всплеск этногенеза подходят тайский язык с входящими в него коратским и южнотайским (пак-тхай) наречиями, лао-исанский кластер и Северо-западный языковой континуум. Остальные более малочисленные восточно-тайсая подгруппа и язык белых тай скорее всего являются осколками от этнической ситуации седьмого века.

Вячеслав: Рекуай пишет: Под всплеск этногенеза подходят тайский язык Язык как таковой вряд ли может быть надежным индикатором запуска процесса этногенеза, поскольку известна масса случаев, когда неродственные народы пользовались одним языком или языком другой языковой семьи, или двумя-тремя одновременно.

Рекуай: Инкубационный период приводит к формированию праязыка, носители которого расселяются на обширной территории в период экспансии. В результате имеются прямые потомки праязыка, объединяемые в языковую группу, проживающие на обширных территориях. Это конечно в идеальных условиях при низких плотности населения и социальном уровне развития. Такая полоса народов, подходящих под вышеописанные условия наблюдается на западе Северной Америки. Это эскимосы иннуиты, атапаски+апачи+навахо, шошоны и другие нумийские народы. По контрасту на побережье обширная мёртвая зона с черезвычайно высокой языковой дробностью. В Мексике как раз таки произошёл всплеск этногенеза повышенной сложности, который надёжно маркируется созданием Империи. По языковым данным это можно подтвердить, но уже не столь убедительно.



полная версия страницы