Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Нилоты. Суперэтнос двенадцатого века нашей эры. » Ответить

Нилоты. Суперэтнос двенадцатого века нашей эры.

Рекуай: [quote]Нило́ты — группа родственных народов (динка, календжин, луо, шиллук, нуэр, бари, масаи, датог, карамоджонг и др.), населяющих бассейн верхнего и среднего Нила по рекам Голубой Нил и Собат в Южном Судане, на территории между озёрами Виктория и Туркана в Уганде и Кении, в Танзании, а также в пограничных районах Демократической Республики Конго, Эфиопии и Египта. Общая численность около 10 млн человек. Относятся к ярко выраженной негроидной расе, отличаются высоким ростом, вытянутой головой, атлетическим телосложением (нилотский антропологический тип). Нилоты говорят на языках одной языковой группы (нилотские языки), относящихся к нило-сахарской языковой макросемье, и обладают многими сходными чертами материальной и духовной культуры.[/quote]Большинство нилотов придерживается местных традиционных культов и верований; часть из них (например, луо) приняли ислам. Часть нилотов была обращена в христианство в результате деятельности миссионеров.[quote]К нилотам иногда относят также нубийцев и горных нубийцев. [/quote]Нубийцы сформировались в эпоху седьмого века, горные нубийцы ещё более древний реликт.[quote]луо нилотский народ, проживающий в Кении, Судане. Антропологически относятся к северным луо. Численность около 3,5 млн человек. Завершился этногенез луо в целом в XVI веке на территории современной Кении.[/quote]часть нилотов, луо, занялись земледелием, предположительно ассимилировав банту, часть перешло на язык банту, но выделяются антропологически.[quote]В Бурунди и Руанде 15 % — тутси. В XV—XVI веках сюда пришли кочевники-скотоводы тутси и стали владычествовать над хуту. [/quote]

Ответов - 33, стр: 1 2 All

Гость: http://en.wikipedia.org/wiki/Nilotic_languages Нилотские языки весьма дифференцированы. Я находил в гугле, что расхождение праюжнонилотского в районе 500 года до н. э. Пранилотский ещё раньше. Не получается 12 век нашей эры для всех нилотов, по-моему. Отдельные очень близкие подгруппы могли бы...

Рекуай: Гость пишет: Нилотские языки весьма дифференцированы. Я находил в гугле, что расхождение праюжнонилотского в районе 500 года до н. э. Пранилотский ещё раньше. Не получается 12 век нашей эры для всех нилотов, по-моему. Отдельные очень близкие подгруппы могли бы... Очень даже может быть, всякая языковая семья имеет народы разной степени расхождения. Помимо первичных очагов есть вторичные, есть ареал и есть изоляты, со всем этим надо тщательно разбираться. Одно только можно сказать, что тутси и масаи есть две ветви единого суперэтноса.

Батак: Рекуай пишет: Одно только можно сказать, что тутси и масаи есть две ветви единого суперэтноса. Но как быть с тем, что тутси по языку банту? http://en.wikipedia.org/wiki/Rwanda-Rundi группа руанда-рунди, одна из групп северо-восточных банту (больщая вроде бы точно генетическая группа банту).


Рекуай: Батак пишет: Но как быть с тем, что тутси по языку банту? Классический вариант вторичного очага этногенеза. Немногочисленные, но воинственные дружины варягов захватили власть, но в последующем утратили свой язык. Вот только рост утратить не смогли за счёт замкнутости.

AHangaran: Буганду к тому же толчку следует отнести наверное Хотя она скорее всего и не относится к нилотскому суперэтносу (если правильно понимаю, Бугандская элита не очень кичится нилотским происхождением, несмотря на то, что оно частично у нее есть?)? Интересно, у всех ли патрилинейных банту Кении, Уганды (в Кении и Уганде все банту, если не ошибаюсь, патрилинейны), Танзании и востока Заира есть нилотская примесь?

Вячеслав: AHangaran пишет: Хотя она скорее всего и не относится к нилотскому суперэтносу "Нилотский суперэтнос" - это изобретение уважаемого коллеги Рекуая. Он склонен каждый оригинальный этнос классифицировать как отдельный суперэтнос.

AHangaran: Меня особенно интересуют толчки, а суперэтнос может иметь пассионарность из разных толчков, как и из одного толчка может зародиться (или омолодиться?) несколько суперэтносов По моему так было по Л. Н. Гумилеву

AHangaran: Гость пишетпишут, что нгуни фактически диалектный континуум. Вряд ли такое состояние долго держится...Но значит ли это, что в центре и на востоке Восточно-Капской провинции и даже в Натале ещё совсем недавно (несколько столетий назад) жили готтентоты? Или там жили другие банту (может тсонга или сото?)? Рекуай пишетВообще-то группа народов юго восточных банту, они же ангони, есть ещё один более не менее достоверный суперэтнос 12 векаРозви (цивилизация Мономотапа с 13 в) тоже проявили себя неплохо Правда регион Зимбабве и северо-востока ЮАР (Трансвааля) просто напичкан всяческими рудными месторождениями

Рекуай: AHangaran пишет: Меня особенно интересуют толчки, а суперэтнос может иметь пассионарность из разных толчков, как и из одного толчка может зародиться (или омолодиться?) несколько суперэтносов По моему так было по Л. Н. Гумилеву Суперэтнос есть результат всплеска этногенеза в локальном эпицентре. В одном эпицентре могут зародиться несколько консорций, но выживает обычно одна.

AHangaran: В эфиопии с 13 в поднялись как христиане, так и мусульмане, и даже иудаисты-фалаша, да ещё и в те времена бывшие еще язычниками оромо

Рекуай: AHangaran пишет: В эфиопии с 13 в поднялись как христиане, так и мусульмане, и даже иудаисты-фалаша, да ещё и в те времена бывшие еще язычниками оромо Совершенно верно, однако фалаша трудно назвать процветающим суперэтносом, а оромо пришельцы, возможно был ещё один эпицентр этногенеза или вторичный очаг.

Вячеслав: AHangaran пишет: В эфиопии с 13 в поднялись как христиане, так и мусульмане, и даже иудаисты-фалаша, да ещё и в те времена бывшие еще язычниками оромо Конфессиональная принадлежность не есть надежный индикатор этнической принадлежности, к примеру многочисленные западноевнопейские или русские сектанты отнюдь не выпадают из поля своих суперэтносов, если, конечно, не вырождаются в антисистемы...

AHangaran: Рекуай пишетСуперэтнос есть результат всплеска этногенеза в локальном эпицентре. В одном эпицентре могут зародиться несколько консорций, но выживает обычно однаНо пассионарные беженцы, из этих не выживших консорций могут вызвать этногенез на новом месте? Если я правильно помню, султанат Адаль (на востоке Эфиопии) был основан мусульманскими беженцами из района современной Аддис-Абебы

Вячеслав: AHangaran пишет: Если я правильно помню, султанат Адаль (на востоке Эфиопии) был основан мусульманскими беженцами из района современной Аддис-Абебы Характернейший пример. Вопрос в том, насколько они отделяли себя от основной этнической традиции...

AHangaran: Они были главным врагом Эфиопии в 15-16 вв, причем войны были именно релилигиозно обоснованными (по крайней мере в 16 веке) Но войны вполне возможны и между государствами одного суперэтноса... Вячеслав пишетВопрос в том, насколько они отделяли себя от основной этнической традиции...А как это поверить?

Вячеслав: AHangaran пишет: А как это поверить? Ну вот, скажем, литовцы - православные, язычники и католики XIII века, они разные этносы, или все же один?

Комнин: Вячеслав пишет: Ну вот, скажем, литовцы - православные, язычники и католики XIII века, они разные этносы, или все же один? Одна из главных проблем ПТЭ. Как разделить/различить этнические системы.

Вячеслав: Комнин пишет: Одна из главных проблем ПТЭ. Как разделить/различить этнические системы. А по-моему все очевидно: если базовая этническая традиция едина, то это один этнос, невзирая на частные различия. Турки вот не становятся немцами, и не собираются, хотя живут в Германии уже несколько поколений...

Батак: Комнин пишет: Одна из главных проблем ПТЭ. Как разделить/различить этнические системы. По осознанию общности? Мне вот, например, говорили, что будто бы пенджабцы всё ещё чуют какое-то единство, несмотря на жизнь в двух гос-вах и принадлежность к трём религиям. Проверить не могу, возможности спрашивать самих пенджабцев не имею.

Вячеслав: Батак пишет: Проверить не могу, возможности спрашивать самих пенджабцев не имею. Там минимум четыре исповедания, если не больше... Я вживую общался с многими индусами, могу сказать что пенджабцы очень мозаичны, их объединяет скорее землячество, а не этническая принадлежность, не язык и не религия.

Рекуай: Вячеслав пишет: Там минимум четыре исповедания, если не больше... Я вживую общался с многими индусами, могу сказать что пенджабцы очень мозаичны, их объединяет скорее землячество, а не этническая принадлежность, не язык и не религия. Последний эпицентр этногенеза в Индии отмечен в седьмом веке, раджпутская революция, остановившая продвижение арабского суперэтноса. В последующем в Индию, а в Северо-западную в особенности, происходил постоянный приток завоевателей извне. Однако они были относительно малочисленны и стремились только к захвату власти. Подобное происходило и с германцами на территории Римской империи. На коренные народы, кроме разве что элиты, такое развитие событий оказывает минимальное воздействие.

AHangaran: Трудно сказать Но какое-то различие между этими группами литовцев наверное уже тогда возникло (просто конфликты тогда были или религиозно не окрашены, или если окрашены, то достаточно много сторонников обоих религий были по обе строны "баррикад" (так например было во времена Свидригайло - достаточно много православных, и даже все Киевское княжество Олельковичей были поротив него, в то же время сам Свидригайло был католиком) Но уже в 17 веке (или даже со втрой половины 16 века) литовцы - православные и католики явно разные этносы (хотя часть православной шляхты все равно осталась в политическом стане врагов Православия) То есть четкого критерия (у меня) все-таки не получается сформулировать А Вы как предлагаете проверять принадлежность к одному или к разным этносам

Рекуай: AHangaran пишет: Трудно сказать. Но какое-то различие между этими группами литовцев наверное уже тогда возникло. Суперэтнос на разных этапах своего развития претерпевает значительные изменения как по численности, так и по количеству адаптированных культурных достижений ассимилированного им населения.

Батак: Нашёл у Старостина по нилотским в The Eastern Sudanic hypothesis tested through lexicostatistics: current state of affairs. West Nilotic: (A) Nuer-Dinka subgroup: Nuer, Dinka; (B) Mabaan-Burun subgroup: Kurmuk, Mayak, Mabaan, Jumjum; (C) Luo subgroup: (a) Northern Luo: Anywa, Shilluk, Pari; (b) Southern Luo: Acholi, Alur, Lango, Luo. Divergence: 3500 glottoyears (Nuer-Dinka splits off first; if this can be interpreted as strong interference from a substrate, the number may be slightly decreased to around 3200 glottoyears). East Nilotic: (A) Bari subgroup: Bari, Pöjulu, Kuku, Ngyepu, Kakwa, Mondari, Nyanggwara; (B) Teso-Turkana subgroup: Turkana, Karimojong, Teso, Nyangatom /data on Toposa are insufficient for lexicostatistics/; (C) Lotuko-Maa subgroup: (a) Lopit-Lotuko languages: Lotuko, Oxoriok, Lokoya, Lopit, Dongotono; (b) Ongamo-Maa languages: Ongamo, Maasai, Camus, Sampur. Divergence: 3800 glottoyears (Bari branch splits off first). South Nilotic: (A) Datooga subgroup: Isimijega, Buradiga, Bianjida, Gisamjanga, Bajuta, Rotigenga dialects (only Isimijega is distant); (B) Omotik; (C) Kalenjin subgroup: (a) Nandi, Kipsigis, Keyo, Markweta, Tuken, Päkot; (b) Kinare, Sogoo; (c) Kony, Bong'om, Terik, Pok, Akie, Sabiny (Sebei). Divergence: 3000 glottoyears (Datooga splits first; pace F. Rottland, no Datooga-Omotik unity is detected). Про возраст нилотской семьи в целом не нашёл.

Батак: На всякий случай напомню, что омотик - это такой южнонилотский язык есть, не путать с омотскими языками.

Батак: Нашёл примерную карту западнонилотских языков. http://www.lingref.com/cpp/acal/37/paper1591.pdf отсюда. Думаю, группы луо и динка-нуэр - относительно недавние экспансионисты, при чём луо, возможно, распространялись раньше, чем динка-нуэр? А вот бурун больше похожи на реликт. Может, динка-нуэр тоже были реликтом, а потом были затянуты в экспансию из-за миграций северных луо? Ну, это просто такое первое впечатление - историю вопроса не копал.

Батак: Будем искать подобные карты с разбивкой на группы для восточнонилотских и южнонилотских, пока не видел.

Батак: Вычитал про языки луо на англ. вики внезапно: https://en.wikipedia.org/wiki/Luo_languages The time depth of the division of the Luo languages is moderate, perhaps close to two millennia. The division within the Southern Luo dialect cluster is considerably less deep, perhaps five to eight centuries, reflecting migrations due to the impact of the Islamization of Sudan). Итак, возраст группы луо близок к двум тысячам лет, южные луо более компактны - порядка 5-8 веков. Получается, южные луо попадают в жернова 12 века?

Батак: Бурун на англ. вики вообще в отдельную ветвь нилотских записали. https://en.wikipedia.org/wiki/Burun_languages Что опять в пользу какой-то реликтовости может говорить...

Батак: Осталось узнать насколько близки динка и нуэр...

Батак: http://www.cmi.no/file/1962-Nuer.pdf Тут утверждается, что была единая праобщность для динка и нуэр всего пять веков назад.

Рекуай: Батак пишет: http://www.cmi.no/file/1962-Nuer.pdf Тут утверждается, что была единая праобщность для динка и нуэр всего пять веков назад.Нуэры - автор Эванс-Причард Э

Рекуай: Нило́ты — группа родственных народов (динка, календжин, луо, шиллук, нуэр, бари, масаи, самбуру, датог, карамоджонг и др.), населяющих бассейн верхнего и среднего Нила по рекам Голубой Нил и Собат в Южном Судане, на территории между озёрами Виктория и Туркана в Уганде и Кении, в Танзании, а также в пограничных районах Демократической Республики Конго, Эфиопии и Египта. Общая численность около 10 млн человек. Относятся к ярко выраженной негроидной расе, отличаются высоким ростом, вытянутой головой, атлетическим телосложением (нилотский антропологический тип). Нилоты говорят на языках одной языковой группы (нилотские языки), относящихся к нило-сахарской языковой макросемье, и обладают многими сходными чертами материальной и духовной культуры. Нилотская малая раса — группа популяций, антропологический тип негроидной расы, распространенный в Центральной Африке, в верхнем течении Нила, Судане, Уганде и соседних странах. Отличается высоким ростом, являющимся мировым максимумом (больше 180 см в среднем для популяции), значительной тёмной пигментацией кожных покровов, иногда пепельного оттенка, сильнокурчавые волосы, сравнительно с суданским типом менее толстые губы и меньший прогнатизм, более узкое лицо, телосложение крайне вытянутое, конечности очень длинные. Нилотские языки — группа в составе восточносуданских языков. Распространена на большой территории от Южного Судана до Танзании среди нилотских народов, в основном ведущих скотоводческий образ жизни. Делятся на три подгруппы: Восточные нилотские языки: туркана, суданский ланго, кластер маа[en] (масайский, самбуру и т. п.) и др. Южные нилотские языки: календжин, датуга и др. Западные нилотские языки: динка, луо (долуо), угандийский ланго и др. [URL=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8#/media/File:Nilotic_languages.png]нилоты[/URL] Нило́тские языки́ — группа восточносуданских языков на востоке Африки, принадлежащих, по классификации Дж. Х. Гринберга, к шари-нильской семье нило-сахарской макросемьи языков (см. Нило-сахар-ские языки). Распро-стра-не-ны в Уганде, Кении, Танзании и в некото-рых районах Заира и Эфиопии. Общее число говорящих 19 млн. чел. Н. я. распределяются на 3 зоны — западную, восточную и южную. Восточные и южные Н. я. назы-ва-ют также паранилотскими (А. Н. Такер, М. Брайан), а прежде, исходя из невер-но-го предпо-ло-же-ния о связи этих языков с семито-хамитскими языками (устаревшее название афразийских языков), их назы-ва-ли нило-хамитскими. Родство Н. я. просле-жи-ва-ет-ся при анализе фонетического строя, основного словарного фонда (до 50% соответствий), личных, вопроси-тель-ных и указательных местоимений, форм множественного числа существительных. Западные Н. я.: 1) подгруппа бурун (Судан) — северный бурун с диалектом рагрейг; южный бурун, или мабан; джум-джум (близкое родство языков подгруппы бурун с остальными языками западной зоны не представляется очевидным, Г. Флеминг и М. Л. Бендер включают эту подгруппу в восточную зону, а У. Э. Уэлмерс, кроме того, особо выделяет язык джум-джум); 2) подгруппа луо — северные луо: шиллук (Судан), ануак (Судан, Эфиопия), тури с диалектами бодо, голо и манангер (Судан), джур (Судан); южные луо: ачоли (Уганда, Судан), ланго (Уганда), кумам (Уганда), алур с диалектом джонам (Уганда, Заир), лабвор (Уганда), чопи (Уганда), адола (Уганда, Кения), кенийский луо (Кения, Танзания); 3) подгруппа динка-нуэр — динка с диалектами агар, бор, рек и паданг (Судан), нуэр с диалектами тьянг (стандартный нуэр), западный джикань, восточный джикань и лоу (Судан, Эфиопия), атуот с диалектами апак и арил (Судан). Восточные Н. я.: 1) подгруппа бари-каква — бари с диалектом ньепу (Судан), мандари (Судан), паджулу (Судан), ньянгбара (Судан, Заир), куку (Уганда), каква (Уганда, Заир, Судан); 2) подгруппа масаи-тесо — масаи с диалектами сампур и тьямус (Танзания, Кения), латуко с диалектами логир, ломья, донготоно, кориок и локойя (Судан), топоса (Судан), карамоджонг (каримоджонг) с диалектами джие и додос (Уганда; по Гринбергу, джие и додос — самостоятельные языки), туркана (Кения, Судан, Уганда). Южные Н. я.: 1) подгруппа нанди-кипсигис (нередко объединяется с подгруппой сук в подгруппу календжин) — нанди, кипсигис, кейо, сабаот, сапинь, или себей, тукен, кипсорай, ндоробо, конь, мбай и пок (Кения, Уганда, Танзания); 2) сук, или пакот, с диалектами марквет и эндо (Кения, Уганда); 3) татога, или барабейг (Танзания). Типологически, а также исходя из отношений близкого родства, Н. я. восточной и южной зон (паранилотские языки) целесообразно рассматривать вместе. Фонетическая система этих языков включает 10 гласных — 5 напряжённых и 5 ненапряжённых. Противопоставление по признаку напряжённости — ненапряжённости (Такер) ослаблено в нанди. В пакот долгие гласные противо-по-став-ле-ны кратким. В календжин, помимо долгих и кратких, имеются полудолгие гласные. Согласные артикуляционно делятся на лабиальные (дентальные), альвеолярные, альвео-палатальные и велярные (глоттализованные). Фонологическое различие между эксплозивами и имплозивами отмечается только в бари. Долгие, или сильные, согласные обнаруживаются в масаи. Стечение согласных наблюдается редко. Тоны (высокий, средний и низкий) выполняют смыслоразличительную функцию также и на грамматическом уровне. Корневой слог маркирован ударением. Корневая морфема CVC в чистом виде почти не встречается, обычно сопровождается аффиксами. Глаголы (за исключением языков бари-каква) распределяются на 2 класса — по признакам корневой морфемы (с начальным гласным или без него), тона и парадигмы. Имеются суффиксы пассива и квалитатива. В календжин суще-стви-тель-ное встречается в двух формах — первичной (в адвербиальной функции и для обозначения класса предметов) и, со специальными суффиксами, во вторичной (для конкретизации). Система глагола включает категорию качества действия, а время действия имплицируется. Н. я. западной зоны характеризуются значительно большим единообразием на всех языковых уровнях. Фонетически языки этой зоны также выделяются наличием напряжённых и ненапряжённых гласных. Отмечены 3 степени долготы в динка-нуэр и 2 — в языках южных луо, однако в алур и в кенийском луо гласные корня всегда полудолгие. Качество гласных в слове («напряжённость» или «ненапряжённость») зависит от корневого гласного или от гласного в аффиксе (см. Сингармонизм). Согласные характеризуются по пяти точкам артикуляции. В ачоли, ланго и джонам исчезли денталь-ные. Изменение конечного согласного в слове грамматически обусловлено. Имена и глаголы распре-де-ля-ют-ся на классы по признаку тона (3 тона и их производные). Форма слова CV(CV), но CVC — в динка-нуэр. В языках северных луо и в динка-нуэр для глагола продуктивно используется внутренняя флексия (например, для выражения завершённости, направленности, интенсива, каузатива), исчеза-ю-щая в языках южных луо. Среди именных формативов различаются лишь префиксы. По тоно-ло-ги-че-ским признакам, не обяза-тель-но одинаковым для всех языков этой зоны, существительные и прилага-тель-ные распре-де-ля-ют-ся на 4 класса. Множе-ствен-ное число существительных формируется с помощью внутренней флексии или специального суффикса, а иногда комбинированно. Во множественном числе прилагательное может приобретать особую форму. В нуэр аккузатив, генитив и иногда локатив суще-стви-тель-ных образуются с помощью внутренней флексии. Так же образуется генитив в кенийском луо и в алур. Субъектные приглагольные местоимения, особым образом интонированные, в сочетании с глагольной корневой морфемой формируют глагольно-видовую систему. Имеются формативы страда-тель-но-го залога в динка и в шиллук, но в других языках используется глагольно-видовая форма с субъектным местоимением 3‑го лица во множественном числе. Первые попытки создания алфавитов на основе латинской графики для Н. я. относятся к 1920—50. Возникла религиозная и учебная литература на отдельных Н. я., на языке луо печатались газеты. В 1960—70 в ряде стран Северо-Восточной и Восточной Африки некоторые Н. я. стали использоваться на средних и низших административных уровнях, в начальной школе, а также в радиовещании (Уганда, Заир). Исследование Н. я. велось неравномерно. Первые описания языков бари и масаи опубли-ко-ва-ны в середине 19 в., изучение других, но далеко не всех Н. я. началось в 1‑й трети 20 в., тогда же были осуществлены опыты сравнительного анализа этих языков (К. Майнхоф, Л. Омбюрже). В 1950—60 работами Такера и Брайан заложены основы классификации Н. я.



полная версия страницы