Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Языковые процессы » Ответить

Языковые процессы

Рекуай: http://voxbook.ru/stati/publication/yazykovye-semi-i-yazykovye-gruppy-yazykov "" Рассмотрим происхождение языков: когда то количество языков было небольшим. Это были так называемые «протоязыки». Со временем протоязыки начали распространяться по Земле, каждый из них стали родоначальником своей языковой семьи. Языковая семья это самая крупная единица классификации языка (народов и этносов) по признаку их языкового родства. Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой». Языки одной языковой группой сохраняют много общих корней, имеют похожесть грамматического строя, фонетические и лексические совпадения. ""

Ответов - 12

Рекуай: Рекуай пишет: Рассмотрим происхождение языков: когда то количество языков было небольшим. Когда то численность населения земли была небольшой, однако экстраполировать это на численность языков не стоит. В древности не было народов в десятки и сотни миллионов, да и миллионных народов было минимум. Если численность населения возросла на несколько порядков, то количество языков едва ли на порядок.

Рекуай: Рекуай пишет: Это были так называемые «протоязыки». Со временем протоязыки начали распространяться по Земле, каждый из них стали родоначальником своей языковой семьи.Очень упрощённая точка зрения на языковые процессы в пространстве и времени. Рекуай пишет: Языковая семья это самая крупная единица классификации языка (народов и этносов) по признаку их языкового родства. Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой». Языки одной языковой группой сохраняют много общих корней, имеют похожесть грамматического строя, фонетические и лексические совпадения.Выше описанный процесс формирования языковых групп и семей поражает своей нелогичностью. Если протоязык, по терминологии автора, распространялся по Земле, то должны существовать его потомки и процесс распада их на языковые группы никак логически не объясняется. Не описывается судьба исчезнувших языков и их место в древние времена, их как бы и не существовало. Нет понятия промежуточных фаз этногенеза, результатом которых являются языковые группы.

Рекуай: Протоязык это такой древний язык, которому посчастливилось стать родоначальником языковой семьи. Для этого ему в нужное время в нужном месте повезло оказаться в очаге этногенеза. Остальные языки, в очаге этногенеза не оказавшиеся, обречены были со временем исчезнуть. Измениться, чтобы сохраниться! Именно такой процесс протекает в очаге этногенеза, когда протоязык, оказавшись в условиях резкого снижения традиционных норм, изменяется весьма существенно. Далее следует период экспансии, длящийся пока действует очаг этногенеза. В это время праязык, сложившийся на основе протоязыка, получает широкое распространение, а соседние языки исчезают или оттесняются из зоны экспансии. По мере затухания очага этногенеза исчезает единый центр силы и суперэтнос начинает распадаться на локальные части. Предотвратить такой процесс распада способна только идея. Например идея Империи. Единое государство способно замедлить процессы распада, отложить его на более позднее время. Именно так и происходит формирование языковой группы. Однако для формирования языковой семьи процесс этногенеза должен повториться. В результате чего формируется новая языковая группа, а уцелевшие представители от предыдущего процесса этногенеза образуют более древние реликты. Например полинезийские языки делятся на полинезийские ядерные и небольшую группу тонганских и ниуэ языков, явных осколков от предыдущего процесса этногенеза.


Рекуай: Всякий всплеск этногенеза ведёт к смене этнической картины региона. В процессе экспансии появляется обширная зона прямых потомков праязыка, оказавшиеся на пути экспансии языки исчезают полностью или их следы могут проявляться в виде субстрата или они оттесняются. Прямые потомки со временем накапливают персональные различия и со временем значительно расходятся между собой, не выходя при этом за рамки языковой группы.

Рекуай: Имеем некую зону экспансии праязыка, заселённую его прямыми потомками. В окружении находятся другие лингвистические единицы различного происхождения. Система устойчива и относится к эпохе (датировка эпохи) В случае пама-ньюнга даже приблизительная датировка эпохи затруднительна. Давно это было однако. В случае с другими праязыками немного легшее. Например экспансия карибского праязыка это эпоха двенадцатого века и время распада прямых потомков не более 800 лет, араваки относятся к эпохе седьмого века и соответственно распадаются уже до полутора тысяч лет. Далее происходит всплеск этногенеза где либо внутри зоны экспансии предыдущего праязыка. В очаге этногенеза оказывается один из прямых потомков праязыка и происходит всплеск этногенеза с последующей экспансией. С этого момента судьба языков в группе весьма разнится. Один из них становится протоязыком и безвозвратно, но не бесследно гибнет. На его основе ответвляется праязык. Оказавшиеся в зоне экспансии лингвистические единицы иссчезают. Они или гибнут в прямом смысле или ассимилируются, или оттесняются. Вне зоны экспансии этнолингвистическая картина деформируется, но более не менее остаётся сохранной. При этом большая часть прямых потомков предыдущего праязыка исчезает, сохраняется только их часть. В результате имеется обширная зона потомков праязыка эпохи Z с соответствующим временем их расхождения. Имеется небольшое количество потомков предыдущего праязыка эпохи Y, с соответствующим временем распада. По лингвистической классификации получается языковая группа, состоящая из двух подгрупп, потомков праязыков Z и Y, но рассмотрим относительно простую языковую семью на-дене. Цитата В наиболее непротиворечивой версии семья на-дене состоит из двух ветвей: Тлингитский язык: 700 носителей (Майкл Краусс, 1995) Атабаскско-эякские языки Эякский язык (исчез в 2008 году) Атабаскские языки Северо-атабаскские языки Тихоокеанские прибрежные атабаскские языки Южные атабаскские языки (включая язык навахо, самый распространённый среди североамериканских индейских языков, и апачские языки) Под выше описанную схему подходят атабасские языки. Однако разделены они территориально. При более тчательном изучении выявилось что южные навахо + апачи близки северным, но не всем, а большей их части. На лицо обширная зона экспансии эпохи двенадцатого века. За менее чем 800 лет эти языки сильно разойтись не успели. Тихоокеанские прибрежные атабаскские языки и ближайшая к ним небольшая часть северного ареала являются остатками от предыдущей эпохи седьмого века и за почти полтора тысячелетия разошлись посущественней.

Вячеслав: Рекуай пишет: Однако для формирования языковой семьи процесс этногенеза должен повториться. Обоснуйте, пожалуйста.

Рекуай: Всякий мужчина имеет отца, деда, прадеда и более древних предков. Это своеобразная цепочка или ветвь из глубины веков. Аналогично и с языками. От древнего праязыка остаются его прямые потомки, один или два из них оказывается в очаге этногенеза, ответвляются и в результате экспансии оставляют многочисленное потомство. При этом прямые потомки предыдущего праязыка в ходе этой самой экспансии в большинстве своём исчезают, остальные уцелевшие оказываются в миноре. Затем следующий всплеск этногенеза, перетряхивает устоявшееся было этническое равновесие. И так от эпохи к эпохе. В древности существовал некий праязык на-дене, с тех пор до нас дошли в виде возможных прямых потомков хайда. Следующий праязык оставил прямого потомка тлинкитов. Затем уцелели эяк Следующим всплеском этногенеза сложился праатапаскский. Это было в эпоху седьмого века, с тех пор уцелели тихоокеанские и колумбийские атапаски. В эпоху двенадцатого века сложились атапаски ядерные, на долю которых приходится основная масса языковой семьи, остальные реликты малочисленны и находятся под угрозой исчезновения. Как только среди потомков праязыка исчезают боковые ответвления, он утрачивает статус основоположника языковой семьи и выпадает во временную лакуну. Пальма первенства переходит к его потомку, более молодому праязыку, сохранившему не менее двух ветвей. Для формирования языковой семьи надо смену нескольких эпох и ветвистое потомство. Например в Японии был древний период дзёмон, 12 тысяч лет. Какое тогда было этническое состояние? Сколько было языковых семей? Лакуна его знает. И так до двенадцатого века, когда на Хоккайдо произошёл всплеск этногенеза айнов. Так что айнской языковой семье 800 лет от роду, а до этого можно говорить только о безликих предках айнов. Если праязык не оставляет потомков, он вымирает. Если потомок один, то он выпадает в лакуну, по тому что нет возможности вычислить его существование.

Вячеслав: Рекуай пишет: Например в Японии был древний период дзёмон, 12 тысяч лет. Какое тогда было этническое состояние? Сколько было языковых семей? Лакуна его знает. И так до двенадцатого века, когда на Хоккайдо произошёл всплеск этногенеза айнов. Так что айнской языковой семье 800 лет от роду, а до этого можно говорить только о безликих предках айнов. А какое, простите, отношение айны имсеют к Дзёмону?

Рекуай: Период дзёмон объединяет всё древнее коренное население островов до прихода с Корейского полуострова змледельцев рисоводов. Айны эмиси и прочие безымянные народы являются их потомками.

Вячеслав: Рекуай пишет: объединяет всё древнее коренное население островов до прихода с Корейского полуострова змледельцев рисоводов Кто сказал, что земледельцы пришли из Кореи? Да, тесные контакты были, Ямато приняло у себя часть корейских беженцев во времена сражающихся царств, но они приехали уже на готовую "почти империю". В целом меня умиляет позиция, например, израильского археологического ведомства, которое автоматом зачисляет все найденные останки на территории в "правоверных иудеев" и на этом основании требует их немедленного перезахоронения без исследований. Даже если не вдаваться в вопрос, что талмудические иудеи появились сильно позже, как можно по разрозненным костям утверждать, что это останки именно иудеев? С фига ли вдруг? Здесь ситуация в целом аналогичная.

Комнин: Вячеслав пишет: Здесь ситуация в целом аналогичная. Напоминает ситуацию со следами пожаров на Руси "где-то в районе XIII века". Действует "презумпция виновности монголов". Считается, что виноваты монголы, пока не доказано обратное. Здесь другие презумпции.

Рекуай: Вячеслав пишет: Кто сказал, что земледельцы пришли из Кореи? Да, тесные контакты были, Ямато приняло у себя часть корейских беженцев во времена сражающихся царств, но они приехали уже на готовую "почти империю". Через Окинаву они прийти никак не могли, земледелие там появилось очень и очень поздно. Готовая почти империя сложилась на островах в седьмом веке. Период Яма́то — последняя дописьменная и первая раннеписьменная эпоха в истории Японии (250 (300) — 710). Названа по государственному образованию, которое существовало в районе Ямато (совр. префектура Нара, регион Кинки). Делится на два подпериода: период Кофун (250 (300) — 538) и период Асука (538—710). Особенности эпохи — распространение культуры курганов, возникновение государства Ямато и активный импорт достижений китайской цивилизации через страны Корейского полуострова. Основными событиями были проникновение на территорию Ямато буддизма (538), написание на его основе «Уложения семнадцати статей» (604) и реформы Тайка (645). В период Ямато это проникновение в Корею и Японию алтаеязычных пуёсцев, земледельцы проникли в предыдущий период яёй. Период Яёй — эпоха в истории Японии (300 г. до н. э. — 250 (300) г. н. э.) По археологической периодизации истории стран Запада соответствует бронзовому и железному векам. Особенностями периода являются значительный рост населения и сельскохозяйственная революция, связанная с появлением на Японском архипелаге заливного рисосеяния и начала использования металлов, социальной дифференциации и возникновение первых протогосударственных образований.



полная версия страницы