Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Природная составляющая этноса » Ответить

Природная составляющая этноса

roман: Гумилёв рассматривал этнос как составляющую социального и природного миров. Если с социальным всё ясно, то причём здесь природный мир?

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Рекуай: roман пишет: Гумилёв рассматривал этнос как составляющую социального и природного миров. Если с социальным всё ясно, то причём здесь природный мир? Этнос живёт во вмещающем ландшафте. Он приспособлен к жизнедеятельности только в привычном природном мире. Значительные изменения климата, регулярно происходящие в природе ведут к "великим переселениям народов", при этом процессов этногенеза новых народов не наблюдается. Например Великая засуха третьего века нашей эры привела к нашествию сарматов, а затем и гуннов на Европу с последовавшей после этого великой сумятицей и сопутствующими катаклизмами. В это же время саки и массагеты переселялись на юг, в Иран и Индию. Племена пуё переселились в Корею и добрались до Японии, принеся с собой алтайский язык. Подомные процессы протекали и в десятом веке. Венгры переселились с Южного Урала на Среднедунайскую Равнину, а тюрки болгары за Дунай. Тюрки сельджуки заполонили Иран, а якуты переселились вниз по Лене. Поэтому надо уметь отличать расселения вызванные процессами этногенеза от переселений вызванных ухудшением условий вмещающего ландшафта.

Онидзука: Рекуай пишет: Этнос живёт во вмещающем ландшафте. Он приспособлен к жизнедеятельности только в привычном природном мире. Не всегда так. Как раз относительно высокий уровень пассионарности по Гумилеву и позволяет этносу успешно адаптироваться в новых условиях, выработать новые стереотипы поведения. Иначе - этнос будет просто влачить жалкое существование, постепенно вымирая...Что-то вроде современных нам "титульных" русских

Рекуай: Онидзука пишет: . Как раз относительно высокий уровень пассионарности по Гумилеву и позволяет этносу успешно адаптироваться в новых условиях, Как правило это происходит в виде захвата власти и формирования правящей прослойки. Классический вариант вторичного очага этногенеза. Взять например Египет. Если в Древнем Царстве в середине четвёртого тысячелетия и в Среднем Египте в середине третьего тысячелетия протекали этногенетические процессы, то уже нашествие гиксосов в эпоху 1800 до н.э., нашествие народов моря в эпоху 1200 до н.э., эфиопы, ливийцы, ассирийцы, персы, греки, римляне, византийцы, арабы... В общем больше в Египте эпицентров этногенеза не наблюдалось. Но мало кто из пришельцев пытался заниматься земледелием в непривычной для себя экологической нише. У народов, находящихся на более низкой ступени развития обычно происходит полное смешение. Но и освоение новых экологических ниш случается, как например эскимосы карибу перешли к охоте на оленей в голодное время. При этом они отказались от своей, узкоспециализированной на добычу морского зверя культуры и переняли без особых затей культуру атапасков.


Вячеслав: Рекуай пишет: Как правило это происходит в виде захвата власти и формирования правящей прослойки. Это уже форма паразитирования, власть к этногенезу имеет весьма касательное отношение. "Как правило" это происходит именно в виде адаптации к новым условиям. Греки например не вытеснили египтян, но и не паразитировали на них, хотя и образовали правящую прослойку. Они просто продолжали заниматься своими традиционными занятиями, используя вновь завоеванную территорию как еще один очаг своей культуры, никакого "вторичного этногенеза" не наблюдалось.

Рекуай: Вячеслав пишет: Это уже форма паразитирования, власть к этногенезу имеет весьма касательное отношение. Власть не является формой паразитирования, это социальная структура. Именно централизованная власть является силой, способной предотвратить междоусобицу и направить излишки пассионарности в нужное русло. Ещё греки отчётливо осознавали отличие ранних деспотий от поздних. Вячеслав пишет: Греки например не вытеснили египтян, но и не паразитировали на них, хотя и образовали правящую прослойку эта цитата доказывает ошибочность предыдущей Вячеслав пишет: Они просто продолжали заниматься своими традиционными занятиями, используя вновь завоеванную территорию как еще один очаг своей культуры, никакого "вторичного этногенеза" не наблюдалось. Иногда часть суперэтноса по ряду причин отрывается от остальной части и поселяется среди другого этноса, находящегося на более низком пассионарном уровне. Как бы они себя не самоизолировали, стремясь сохранить социальные барьеры или чистоту крови, взаимного влияния друг на друга этносы избежать не могут. Происходит культурное, языковое и половое взаимодействие. Запускается вторичный этногенетический процесс. Незаметно и постепенно изменяется культура, повышается пассионарный уровень субстрата. Например в Египте: Произошла эллинизация культуры. Близость Греции и социальные барьеры не позволили грекам ассимилироваться с покорённым народом. Египтяне повысили уровень своей пассионарности, плавно и незаметно смогли преобразиться, преодолев порог новой эпохи.

Вячеслав: Рекуай пишет: Иногда часть суперэтноса по ряду причин отрывается от остальной части и поселяется среди другого этноса, находящегося на более низком пассионарном уровне. Греки в Египте ни разу не пытались заместить местное население. Купцы их получали преференции от элленизированных правителей, но не более того.

Павел: roман пишет: Если с социальным всё ясно, то причём здесь природный мир? При том, что предполагается, что этнос - способ адаптации человека как биологического вида к различным условиям обитания.

Лидер: Павел пишет: При том, что предполагается, что этнос - способ адаптации человека как биологического вида к различным условиям обитания. Как бы правильно, но не учтена возможность создания искусственного ареала обитания. Это смешивает все карты.

Комнин: Лидер пишет: Как бы правильно, но не учтена возможность создания искусственного ареала обитания. Это смешивает все карты. Поясните, пожалуйста.

roман: Я посмотрел в интернете и увидел, что практически везде говорится, что Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп.

Комнин: roман пишет: Я посмотрел в интернете и увидел, что практически везде говорится, что Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп. Гумилевский взгляд на этнос еще не является общепринятым. Язык как признак он отметал сразу. "Комлекс обычаев" - довольно близко к тому, что говорил об этносе Гумилев ("стереотип поведения"). Тут можно заметить что обычаи и традиции - те же способы адаптации, которые передаются из поколения в поколение, через воспитание ("сигнальную наследственность").

Рекуай: roман пишет: Я посмотрел в интернете и увидел, что практически везде говорится, что Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп. этнос является структурой открытого типа в зависимости от условий обитания и уровня развития набор признаков может разительно отличаться

Лидер: roман пишет: Если с социальным всё ясно, то причём здесь природный мир? Комнин пишет: Поясните, пожалуйста. Города. Мы полностью потеряли навыки обитания в оригинальном ареале, что явно облегчает ассимиляцию. Возьмем казахский этнос. Эти бывшие кочевники сейчас не стали (в плане ведения хозяйства) русскими, но и не остались казахами. На выходе имеем непонятно что. Да и с русскими ситуация скверная.

Павел: Лидер пишет: Мы полностью потеряли навыки обитания в оригинальном ареале Я бы так не горячился. Ярчайший пример - дурацкие шесть соток, выращенная на которых картошка получается в три раза дороже магазинной.

Лидер: Павел пишет: Ярчайший пример - дурацкие шесть соток, выращенная на которых картошка получается в три раза дороже магазинной. Ага. Хороший пример. Я тут недавно участвовал в сельскохозяйственной переписи (в Казахстане, естественно). Переписывали - есть ли огороды.Приусадебные участки использованы у большинства русских и практически не использованы у казахов (есть исключения, но весьма редкие). Один дед так и сказал: "Огороды есть у всех, если, конечно, русские." Правда, неприятно то, что у многих молодых хозяев их нет, или же ведутся очень небрежно. И большинство русских злоупотребляет спиртным (перепись велась по вечерам, так что пьяных было море). Многие из молодых (отсутсвие крестьянской закалки) продают дома - вести хозяйство желания нет, хочется жить благоустроено. На сравнительно небольшом участке (450 домов) поалось два китайца (с более чем приличными огородами). Мелкий положительный момент (в плане разговоров о сокращении русской диаспоры в Казахстане) - было несколько молодых семей специально пересилившихся из России. Капля в море, но к обработке земли относятся ответственно.

Лидер: Лидер пишет: Ага. Но тем не менее - если взять тот же казахский этнос. Не утратили ли городские казахи в полной мере навыки обитания в степи?

Лёвочкин: Лидер , конечно утратили, это верно не только в отношении казахов. Перестали ли они быть этносом из-за пользования "благами цивилизации"? Определённо нет, ведь кочевники (хунну?) применившие металлургию применительно к своему образу жизни (удила и стремя) не перестали быть хунну. Вот если будет отказ от исторической памяти, для примера отказ от самоидентификации в пользу исламского суперэтноса, т.е. язык и письмо только арабские, и т.п., тогда да. Опять же нет исследований, смогут ли те же городские казахи адаптироваться, попав в условия кочевых предков, может гены помогут?

Комнин: Лидер пишет: Но тем не менее - если взять тот же казахский этнос. Не утратили ли городские казахи в полной мере навыки обитания в степи? Лёвочкин пишет: Лидер , конечно утратили, это верно не только в отношении казахов Во всех динамичных этносах (в отличие от реликтов), можно обнаружить субэтносы (или консорции) чьи занятия не связаны с природным ландшафтом. Дворяне, духовенство, купцы. Это нормально. В результате между разными субэтносами наблюдается симбиоз, основанный на разделении труда. Единство в многообразии.

Лавр: Комнин пишет: Во всех динамичных этносах (в отличие от реликтов), можно обнаружить субэтносы (или консорции) чьи занятия не связаны с природным ландшафтом. Дворяне, духовенство, купцы. Это скорее сословия, далеко не всегда образующие субэтносы. Например, иудейские купцы-рахдониты скорее субэтнос, а русское купечество принадлежало к разным субэтносам и даже этносам. В то же время русское дворянство в целом субэтноса не образовывало, но дворяне-однодворцы со старых засечных линий - типичный субэтнос, не схожий ни с другими обитателями тех же линий, ни с позднейшим служивым дворянством, также относившимся к этому же сословию.

Салахбеков: Как вам такое объяснение некоторых зигзагов истории в Смутное время? (нашел в блоге "Новой газеты") В 1600 году в Перу произошло мощное извержение вулкана Huaynaputina — Хуаунапутина, Ваунапутина или Уайнапутина (транскрипции разнятся, в русскоязычном интернете предпочитают самый нецензурный вариант. Нам представляется верным Вайнапутина). Huaynaputina не похож на гору — скорее он представляет собой большой вулканический кратер. Извержение началось 19 февраля 1600-го и длилось до 6 (по другим данным — 15) марта. Васкез де Эспиноса в «Кратком очерке и описании Вест-Индии» упоминает этот случай. Сила извержения составила VEI-6 (по шкале вулканических извержений это предпоследняя позиция). Извержение Huaynaputina было сильнейшим извержением за всю историю Южной Америки и одним из самых сильных в мировой истории. При извержении образовалось около 30 кубических километров вулканического пепла, язык из горячего газа, пепла и камней прошел 13 км на восток и юго-восток, сель разрушил несколько деревень и достиг побережья Тихого океана, находящегося в 120 км от вулкана. Вулканический пепел и землетрясения, вызванные извержением, серьезно повредили города Арекипы (70 км на запад) и Мокегуа. Вулканический пепел наблюдали в радиусе 250—500 км — на юге Перу, севере современного Чили и западе современной Боливии. Местное сельское хозяйство смогло оправиться только спустя 150 лет после извержения. Извержение серьезно повлияло и на климат Северного полушария. Huaynaputina называют одной из причин так называемого Малого ледникового периода — наиболее холодного по среднегодовым температурам периода в истории Земли за последние 2000 лет. 1601-й стал самым холодным годом за предыдущие шесть столетий. «Вулканическая зима» привела к страшному голоду в России. За 2,5 года (1601—1603) только в одной Москве в братских могилах было погребено 127 000 тел. По оценкам историков, этот голод унес два миллиона жизней и, вероятно, привел к свержению Бориса Годунова. Таким образом, извержение Huaynaputina стало поворотным моментом в российской истории.

Лавр: Салахбеков пишет: Извержение серьезно повлияло и на климат Северного полушария. Huaynaputina называют одной из причин так называемого Малого ледникового периода — наиболее холодного по среднегодовым температурам периода в истории Земли за последние 2000 лет. 1601-й стал самым холодным годом за предыдущие шесть столетий. «Вулканическая зима» привела к страшному голоду в России. Это да, но в совокупности с целым рядом других факторов, в частности - недавно (1595 год) закончившаяся война со шведами и недороды двух подряд предыдущих лет. Салахбеков пишет: За 2,5 года (1601—1603) только в одной Москве в братских могилах было погребено 127 000 тел. По оценкам историков, этот голод унес два миллиона жизней и, вероятно, привел к свержению Бориса Годунова. Насчет числа жертв - очень сомнительно, это как "300 000" заморенных строителей Петербурга. Годунов-таки умер сам, а вот его сына действительно свергли бояре (тогдашние "олигархи"), которые повелись на сладкую польскую конфетку. В 1991-м случайно никакой вулкан нигде не извергся? Хотя конечно Годунов допустил ряд радикальнейших ошибок во внутренней политике, поскольку не рисковал прибегать к сколько-нибудь резким мерам. Салахбеков пишет: Таким образом, извержение Huaynaputina стало поворотным моментом в российской истории. Ну, это скорее "климатический детерминизм". Объективно флуктуации климата по своей амплитуде многократно превышают возможный эффект от любых разовых воздействий, достаточно вспомнить, как "гуляет" туда-сюда уровень Каспия. Та же Карелия, где климат гораздо более суровый, чем в неурожайные годы в средней России, а земля - просто никакая, обезлюдела в те же годы по совершенно прозаической причине - шведы и финны устроили местным тотальный геноцид.

Салахбеков: Лавр пишет: Та же Карелия, где климат гораздо более суровый, чем в неурожайные годы в средней России, а земля - просто никакая, обезлюдела в те же годы по совершенно прозаической причине - шведы и финны устроили местным тотальный геноцид. Где про это можно почитать?

Лавр: Салахбеков пишет: Где про это можно почитать? Ну например затертые в педивикии источники: http://around.spb.ru/history/korela/karmove.php Жербин А.С. Переселение карел в Россию в XVII веке. Госиздат.Петрозаводск, К-Ф ССР, 1956. http://www.rusnations.ru/etnos/fin_inger/genos/ Лица России. Финны-ингерманландцы. http://www.library.tver.ru/karel/histor_kar.htm Историко-демографическая справка о численности карел Тверской губернии

Рекуай: roман пишет: Гумилёв рассматривал этнос как составляющую социального и природного миров. Если с социальным всё ясно, то причём здесь природный мир? Всякий этнос обитает во вмещающем ландшафте, занимает определённую экологическую нишу. Он идеально приспособлен к жизни только в данных условиях, считает их наилучшими. Есть казахское предание о правителе, который задержался где-то в Китае и не торопился домой, в казахские степи. К нему послали мудреца, чтобы тот уговорил его вернуться. Мудрец оправдал свое звание, не стал тратить слов, а просто дал правителю понюхать веточку полыни, привезенную с родины. Тот, как понюхал, так сразу встал, и поехал домой. Даже китайцев не предупредил.Такое же предание о половецком хане«Володимеръ умерлъ есть. А воротися, брате, поиди в землю свою. Молви же ему моя словеса, пой же ему песни половецкия. Оже ти не всхочет, дай ему поухати зелья, именем евшанъ». Орь выполнил ханское повеление, однако Отрок не захотел слушать степные песни, отказался он и возвращаться на родину. Тогда певец дал Отроку понюхать степную траву «евшан». И когда живущий в благополучии и довольстве Отрок понюхал ветку полыни, он заплакал и произнес: «Да луче есть на своеи земле костью лечи, и не ли на чюже славну быти».

Рекуай: Всплески этногенеза вызываются природным воздействием на популяцию людей в небольшом очаге. В результате такого взаимодействия появляется большое количество людей с высокой энергетикой. Эти люди организуются в новую этническую систему. Имея явное преимущество над менее пассионарным окружением, новый суперэтнос начинает свою экспансию, которая доходит до определённых рубежей. Назовём этот процесс внутренней экспансией. Далее вокруг первичного очага этногенеза образуются вторичные очаги, вызванные захватом власти в соседних этносах отрядами, по тем или иным причинам покидавшими основное ядро суперэтноса. Это зона внешней экспансии. У первобытных племён преобладает внутренняя экспансия. Например суперэтнос атапасков распространился на обширнейшие территории. Атапаски+апачи+навахо. Вторичным очагом этногенеза с большой уверенностью можно назвать разве что тлинкитов. У народов с высоким уровнем цивилизации зона внутренней экспансии может оставаться незначительной. В то же время вторичных очагов этногенеза большое количество. Например монгольский суперэтнос. Монголы халха (ядерные) занимают скромные территории. -Центральномонгольский кластер — включает 3 языка, структурно являющихся наречиями одного языка современный монгольский язык халха-монгольский (халха) литературный язык — Монголия восточный, центральный и южный диалекты — Монголия и Китай ордосский диалект — занимает промежуточное положение между центрально- и западно-монгольским языками — Китай бурятский язык (бурят-монгольский) — Россия, Монголия и Китай хамниганский язык В то же время вторичными очагами монгольского суперэтноса являются: -Западномонгольский (ойратско-калмыцкий, монгольско-калмыцкий) язык ойратский классический (литературный) язык калмыцкий язык (монголо-калмыцкий, ойрат-калмыцкий) ойратские диалекты Китая и Монголии -тюрки кыпчаки -тюрки карлуки -сибирские тюрки -народы Кавказа, Ирана, Афганистана, Китая Кореи В общем после монгольской экспансии этническая картина мира была перекроена за ново. Было это великим переселением народов? Ни чуть. Это было расселение народов из какого то очага. Великие переселения народов вызываются совершенно другими причинами, а именно глобальными изменениями климата. Возьмём абстрактную пустыню, которая окружена полупустынями, степями, лесостепями, лесами, горами и прочими тундрами. Все эти экологические ниши занимают этносы, ведущие своё хозяйство в соответствии с имеющимися природными ресурсами. В некоторый момент времени наступает постепенное потепление климата. Пустыня начинает расширяться, соответственно все остальные природные зоны смещаются. И вслед за этим уходят скотоводы в поисках лучших пастбищ. На ослабевших от засух земледельцев обрушиваются орды хорошо организованных кочевников. При этом кочевники, которые до этого приходили чисто пограбить и вернуться домой, оседают на новых территориях. Возвращаться им не куда. В свою очередь северные территории оказываются зоной благоприятной для проживания и более плотно заселяются. За тем климатические условия так же постепенно нормализуются. Однако в движение это приводит только северян. Они массово переселяются на юга. Пустыни, ставшие полупустынями заселяют жители оазисов, переждавшие трудные времена. Кочевники успевают прижиться на новых местах поселений. Таким образом изменения климата не приводят к всплескам этногенеза, а ведут к переселению уже существующих этносов.

Рекуай: Самое слабое место теории Л. Гумилёва - это, бесспорно, вопрос о том, откуда пассионарность берётся. Гумилёв предполагал, что это - воздействие неких космических лучей. Именно за эти "космические лучи" гумилёвскую теорию пинает ком не лень. Пасионарность - вообще сплошное слабое место. Фактически все разнообразие паттернов поведения сведено к модусу альтруизма и некому единому "фактору икс", причем обе величины полагаются численно измеримыми и изменяющимися непрерывно. Почему этот "фактор икс" в принципе принимается чем-то единым, если его наличие и отсутствие проявляются столь по-разному - загадка. Почему эта универсальная пассионарность принята генетически передающейся - загадка (это при том, что сам же Гумилев вплотную затрагивал вопросы сигнальной наследственности!!). А мутационная теория - вообще нонсенс, т.к. любые мутации, в принципе, практически равновероятны, и на одну "пассионарную" особь должно бы рождаться пять двухголовых, десять гидроцефалов, двести мертворожденных и т.д. по списку, причем ничего подобного в статистически значимых количествах по факту никогда не фиксируется. Интерпретация же этногенеза как энергетического биосферного процесса - просто за гранью науки. Всплески этногенеза происходят в относительно ограниченных очагах. Например в восьмом веке до нашей эры в Италии в эпицентре этногенеза оказались этруски и латины. Греческие города Южной Италии, Лигурия, острова оказались вне эпицентра природного воздействия на поверхность земли. Севернее был эпицентр этногенеза кельтов, южнее карфагенян и нумидийцев. Таким образом этногенетические процессы протекают в локальных зонах, зачастую располагающихся цепочками. Предположение Льва Николаевича о полосах, в которых зарождаются суперэтносы связано именно с такими цепочками очагов этногенеза. Наиболее длинная такая цепочка седьмого века тянется от государства Гана, через Канем, Мекку, Раджастхан, Тибет, Китай, Корею до Японии. Начало этногенетических процессов протекает более не менее одновременно. В среде кочевников пассионарность распространяется значительно быстрее по причине высокой подвижности населения, нежели у земледельцев. Нельзя исключать возможность того, что различные цепочки эпицентров имеют небольшой временной сдвиг. Например в седьмом веке помимо вышеописанной цепочки отмечены ещё две, одна в Западной Европе от Северной Испании, баски-кастильцы; Северная Франция, Иль де Франс; Южная Скандинавия, викинги; Лапландия, саамы. Вторая цепочка от Суматры, малайцы, Северный Вьетнам, Средний Амур, чжурчжени, Колыму, юкагиры. "Одномоментные" всплески этногенеза в относительно короткие сроки радикально меняют этническую картину на обширных территориях земли, происходит исчезновение большого количества этно-лингвистических единиц, оказавшихся в зонах распространения праязыков в период их экспансии. В результате происходит смена эпох. Периоды экспансии являются хорошо заметными для современников. Великие народы вдруг оказываются поверженными в прах народами, пребывавшими до этого в неизвестности. Османская империя в эпоху двенадцатого века, турецкий суперэтнос с эпицентром в районе Конья-Сивас, сменила Арабский халифат, эпицентр в Мекке. Начиная с третьего века до нашей эры начали бунтовать Маккавеи. Сложилась Византийская Империя, зародилось христианство. Если эпицентр этногенеза евреев установить легко в окрестностях Иерусалима, то с византийскими греками в этом вопросе большая проблема. Возможно эпицентр пришёлся на западную часть Малой Азии. Эпоха восьмого века до нашей эры обошла Ближний Восток стороной. На западе это были кельты, латины-этруски и карфагеняне-нумидийцы. С востока пришли киммерийцы, скифы, мидийцы и персы, эпицентр где то на востоке Ирана. Двенадцатый век до нашейэры. Коллапс позднего бронзового века, нашествие народов моря. Толпы ливийцев оседают в дельте Египта, евреи завоёвывают Ханааан. Семнадцатый век. Эпоха митаннийцев и хеттов. Двадцать пятый век. Амореи, аккадцы, хурриты, Среднее Царство Египта. Тридцать пятый век. Древнее Царство, шумеры, куро-араксинцы, майкопская, культура, ямники. Наблюдаются и более древние смены эпох. Таким образом всплески этногенеза происходят в относительно узких эпицентрах, единовременно насчитывается не менее полутора десятков очагов. Очаги этногенеза зачастую, но не всегда, располагаются цепочками. Пассионарность есть более не менее стабильный поведенческий признак, появляется большое количество очень активных людей, которые слишком сильно отличаются по поведению от породившего их населения. Объяснить это можно только резкой сменой гормонального набора в организме. Есть гормональный комплекс мужской и женский. В целом это весьма стабильные состояния. В животном мире есть стабильные гормональные комплексы, присущие хищникам, всеядным и травоядным животным. Хищник обязан быть агрессивным, иначе умрёт с голода, травоядное животное думает только о том, как бы унести ноги подальше от хищника. Таким образом пассионарность есть стабильный набор гормонов близкий к состоянию хищника, вызываемый соответствующей микромутацией. Результатом микромутации, ведущей к перестройке уровней выработки гормонов в организме, присущих хищнику, меняет поведение человека весьма и весьма значительно. Именно такое состояние и называется пассионарностью. Человек становится более активным, агрессивным, неуживчивым. Такие люди не вписываются в традиционные социальные структуры людей с низким уровнем пассионарности, постоянно попадают в конфликтные ситуации и вытесняются из своих общин. Когда в эпицентре этногенеза таких изгоев становится много, они собираются вместе. С одной стороны они, будучи изгнанниками, отрицательно относятся к традициям изгнавших их общин, с другой стороны это люди активные и предрасположенные к творчеству. К тому же они могут оказаться различного этнического происхождения. Создаются условия для радикальной переработки языка, духовной и материальной культуры и социальных структур. Старая традиция ослабевает, вырабатываются новые черты. Тем временем число пассионариев активно растёт за счёт внешнего воздействия на популяцию в эпицентре этногенеза, наступает такой момент, когда новая традиция стабилизируется, пришельцы усваивают нововведения, дабы влиться в состав нового этноса. Инкубационный период сменяется экспансией. Экспансия длится не менее полутора столетий благодаря постоянному притоку пассионариев в активном очаге этногенеза. Не менее полстолетия необходимо для инкубационного периода. Далее, профункционировав не менее пары столетий, "источник жизни" иссякает. Пассионарность продолжает распространяться только по наследству. Почему уровень пассионарности начинает снижаться? Причина проста. Пассионарий имеет много шансов не дожить до старости. Стычки, дуэли, дальние походы... Умереть от старости в собственной постели считается позором. Нашествие кимров и тевтонов на Римскую Империю. Почти все они погибли, встряхнув до основания всё государство. Итого: Микромутации в организме, ведущие к переходу от одного стабильного гормонального состояния к другому, могут быть вызваны электромагнитным излучением, функционирующим в очаге этногенеза не менее пары столетий. Всплеск этногенеза ведёт к ослаблению старой традиции и выработке новой. При этом в относительно короткие сроки происходит радикальная перестройка. В инкубационный период в лингвистике происходит языковой переход от протоязыка, оказавшегося в эпицентре к праязыку, от протоязыка значительно отличающемуся. В период экспансии праязык получает значительное распространение. Предшествующее этнолингвистическое состояние сменяется на новое. Вместо произвольного набора языков появляется обширная и более не менее монолитная зона распространения праязыка. Уцелевшие лингвистические осколки от предыдущей эпохи могут сохраняться на отшибе, в труднодоступных "заповедниках" и там, куда носители праязыка не дотянулись. В дальнейшем праязык начинает распадаться на составные части благодаря накоплению локальных персональных различий. Чем больше проходит времени с момента экспансии, тем больше накапливается таких персональных различий, однако этот процесс не носит радикального характера границы некогда существовавшего праязыка прослеживаются сколь угодно долго. Там, где длительное время не бывает всплесков этногенеза, образуется этнолингвистическая непрерывность со значительной дробностью малочисленных этносов. Образуются своеобразные лингвистические заповедники, "Мёртвые зоны". Перечислю признаки всплесков этногенеза: Наличие локальных зон этногенеза, зачастую располагающихся цепочками. Одновременное появление таких эпицентров этногенеза по всему земному шару, за исключением "Мёртвых зон" Относительно длительное время функционирования таких эпицентров, не менее двухсот лет, приводящих к экспансии праязыка. Смена эпох не просматривает признаков цикличности, но происходит довольно таки регулярно один или два раза в тысячелетие. Ни один из этих признаков не подходит под космические источники этногенеза. Ни один из этих признаков не подходит под наземные источники этногенеза. Остаются только глубинные слои нашей планеты. Для того, чтобы пучки электромагнитного излучения не менее пары сотен лет облучали поверхность земли в относительно узких зонах, необходимо длительное проистекание мощных токов внутри вертикальных ячеек в мантии. Возможно и такое явление природы физически? Что такое наша планета? Это очень миниатюрное подобие Солнца. Раз в двенадцать лет на Солнце меняются полюса общего электромагнитного поля. На Земле подобная смена происходит тоже, но значительно режее. По Солнцу регулярно ползают цепочки тёмных пятен, результаты мощных электромагнитных токов. С учётом масштабов Земли подобные процессы могут протекать и внутри нижнего слоя мантии, как результат взаимодействия с жидким ядром.



полная версия страницы