Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Эфиопия. Эпоха двенадцатого века нашей эры. » Ответить

Эфиопия. Эпоха двенадцатого века нашей эры.

Рекуай: На эфиопском нагорье сложились христиане амхара и евреи фалаша[quote]Новая амхарская абиссинская династия, начавшаяся Икуно-Амлаком и выдававшая себя за Соломонову, начала упорную борьбу с фалаша, которые к тому времени успели распространить иудейство по областям Вагаре, Цаламту и Цагадэ.[/quote]Вокруг на равнинах господствовали мусульмане. Непрерывные конфликты трёх религиозных общин ослабили их, что позволило кочевникам галла поселиться на юге Эфиопии. [quote]Оромо начали селиться на землях Эфиопии и северной Кении задолго до XVI в. Однако массовая миграция кочевников-скотоводов оромо из района Африканского Рога на территорию Эфиопии началась лишь в 20-х гг. XVI в. С 60-х гг. XVI в. миграция стала очень интенсивной и проходила в трёх направлениях: северном, северо-восточном и западном. В это время оромо представляли собой совокупность множества племён, которые были однородны в культурном отношении и составляли единую культурную общность. При этом племена оромо образовывали два крупных союза племён, барайтума и боран. Местное население редко оказывало сопротивление; как правило, жители пытались найти убежище в труднодоступных местах и оставались там после захвата их земли племенами оромо. Большинство населения захватываемых территорий либо подвергалось физическому уничтожению, либо ассимилировалось. Процессу ассимиляции способствовал существовавший у оромо институт усыновления иноплеменников. Адаптированные юноши из местного населения включались в систему возрастных классов оромо, но получали иной социальный статус. Когда среди оромо сохранялись незначительные по численности не ассимилированные группы местного населения, они превращались в эндогамные группы, взаимоотношения с которыми были от военных столкновений до даннических отношений или взаимовыгодных контактов. Районы расселения были неоднородными, оромо попадали в различные экологические условия, вступали в контакты с различными этническими группами. В некоторых случаях и сами оромо подвергались ассимиляции. В результате миграция оромо привела к тому, что культурная однородность этноса ослабла. В результате вызванных миграцией процессов исчезла структура социального взаимодействия некоторых прежних общностей (боран). На смену им пришли новые общности, сформировавшиеся на основе единства социальной практики у территориальных групп этноса. (Янборисова 1996: 189—196) У некоторой части оромо появились мусульманские государства: Уолло, Джимма, Лиму, Гумо, Гома, Гера. В XVIII—XIX вв. Оромо нанимались на службу к эфиопским правителям и преобладали в эфиопской армии, в то время как знать оромо играла важную политическую роль.[/quote]Галла довольно таки поздно пришли в движение, возможно они сформировались во вторичном очаге этногенеза.[quote]Оромо делится на множество заметно различающихся диалектов и поддиалектов и не всегда признается единым языком; не вполне совпадают у различных авторов и классификации диалектов. Заведомо выделяется северная, или западно-центральная диалектная группа, включающая в себя относительно близкие поддиалекты меча, тулема, райя, уелло (всего свыше 8 млн. говорящих, данные 1991).[/quote][quote]Этническое ядро Сеннара составляли фунги; жили также нубийцы, арабы, беджа и другие народы. На значительной части территории собственно Сеннара господствовал арабский язык.[/quote]Фунги были выходцами из Эфиопии, но быстро перешли на арабский язык, установить их происхождение сложно, возможно они были близки фута, осевшим на плато Фута Джаллон.[quote]В XII—XIII веках на территории Сомали распространяется ислам, хотя и не полностью вытеснивший местные культы. В XII-XVI веках на территории современного Сомали периодически возникали султанаты, которые быстро распадались. В XIV—XV веках шли постоянные войны мусульманских султанатов Сомали против христианской Эфиопской империи.[/quote]сомалийцы тоже находились в активной фазе этногенеза.[quote]Северная группа сомалийцев (включает племена: хавийя, дарод, гадабурси, исхак, дир) — кочевники-скотоводы. Область их обитания — пустыня и полупустыня, покрытая колючим кустарником, уровень осадков на большей части их территории менее 10 см в год. Разводят главным образом верблюдов, мелкий рогатый скот, лошадей. Южная группа сомалийцев (включает племена: дигил, раханвейн, тунни) — земледельцы, ведут оседлый образ жизни. Возделывают сорго, бобовые, корнеплоды, табак, хлопчатник. У них развито отгонно-пастбищное скотоводство: разводят крупный рогатый скот. Согласно традиции, северные сомалийцы — выходцы из Аравии, прямые потомки пророка Мухаммеда. Южные сомалийцы — результат смешения собственно сомали и автохтонного африканского населения. В социальной традиционной иерархии саб стоят ниже самале.[/quote]В целом весь обширный регион Эфиопии и Сомали испытывал значительные этнические потрясения, в то время как в Северной Африке и Аравии эпицентров этногенеза не наблюдалось

Ответов - 2

Рекуай: Т. Л. Ветошкина КУШИТСКИЕ ЯЗЫКИ (Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 249-250) Кушитские языки - ветвь афразийской семьи языков. Распространены на северо-востоке и востоке Африки. Общее число говорящих ок. 25,7 млн. чел. Среди К. я. традиционно выделяют 5 групп: 1) северно-кушитскую - язык бедауйе, или беджа, на северо-востоке Судана и на севере Эфиопии; 2) центрально-кушитскую - агавские языки на севере и северо-западе Эфиопии; 3) восточно-кушитскую - а) языки бурджи-сидамо (сидамо, хадия, камбатта, алаба, бурджи и др.) на юго-западе Эфиопии; б) афар-сахо языки на северо-востоке Эфиопии, сомалийские языки (сомали, байсо, бони, рендилле) в Сомали, на востоке Эфиопии и северо-западе Кении, язык оромо, или галла (диалекты тулама, борана, бараретта, ваата и др.), на юге Эфиопии и севере Кении, языки консо, гидоле, арборе, гелеба (дасенеч), могогодо на юго-западе Эфиопии, а также варазийские языки (варази, гобезе, цамай и др.) на юго-западе Эфиопии; 4) южно-кушитскую - ираквские языки (иракв, горова, алагва, бурунге) на севере Танзании, араманикские языки (аса-араманик, нгомвиа) на северо-востоке Танзании и, возможно, язык санье (дахало) на востоке Кении: 5) западно-кушитскую, или омотскую, или сидама, - языки ари-банна (ари, диме, бако, банна, хамер и др.) к северу от озера Рудольф, языки шако, дизи (маджи); каффские (гонга) языки [каффа, моча, бворо (шинаша), анфилло], языки ямма (джанджеро), гимирра в эфиопской провинции Кэфа и языки омето (воламо, ойда, гофа, чара, баскето, мале, качама, бадитту, зайсе, кулло и др.) на севере эфиопской провинции Гэму-Гофа. Американские ученые Г. Флеминг, М. Л. Бендер и др. выделяют западно-кушитские языки в самостоятельную омотскую, или арикаффскую, ветвь афразийской языковой семьи. По мнению Р. Хецрона, язык бедауйе также образует отдельную ветвь афразийских языков, он же объединяет южно-кушитскую группу с частью восточно-кушитских языков (оромо, сомали, варази), а все остальные восточно-кушитские языки выделяет в одну группу. Учитывая резкие расхождения между отдельными К. я. в лексическом составе (грамматическая разнородность, кроме омотских языков, выражена слабее), Бендер вообще ставит под вопрос существование К. я. как генетического целого. К. я. отличаются богатым и архаичным консонантизмом: для многих языков характерно наличие глоттализованных эйективов k, реже р, t, с, сh, глоттализованного инъективного d, церебрального d, ряда огубленных велярных kw, gw, хw, ngw, аффрикат сh, zh, палатального n', ларингалов ', h, в языке иракв есть латеральные с, s, в ряде языков - фарингалы h, '. В языках сахо, сомали, оромо, сидамо, омето, особенно в билин и каффа, фонологически релевантна геминация согласного. Вокализм изучен хуже. В большинстве К. я. различаются не менее 5 гласных фонем (i, e, а, о, u), фонологически релевантны (кроме агавских языков) две степени долготы гласных. В части К. я. обнаружены фонологические тоны: от двух (билин, сахо) до четырех (оромо, сомали, иракв). Ударение фонологично в бедауйе и сомали. Структура глагольного корня CVC, CVCC (в языке билин также CVCVC), именного - CVC, CVCV. Для К. я. характерна крайне сложная именная и глагольная морфология. Категория рода существительных отмечена и большинстве восточно-кушитских (сахо, афар, сомали, оромо, сидамо): в единственном числе различаются мужской и женский род имени, определяемые по согласованию и отчасти по форме самого имени (по флексии, тону, суффиксам). По роду с существительным согласуются адъективные определения, местоименные определения и артикли, глагольные формы. Единственное и множественное число существительных противопоставлены морфологически (с помощью суффиксов, частичной редупликации, чередования срединного или конечного согласного, внутренней флексии и чередования тоновых контуров) и синтаксически во всех К. я., кроме джанджеро и омето. В ряде К. я. (сахо, агавские, оромо, сидамо) существует грамматическая категория единичности, например в сахо basalto 'луковица' - basal 'лук (собират.)'. В языках бедауйе. иракв и особенно в сомали наблюдаются морфологические противопоставления, отчасти сходные с противопоставлением статусов в семитских языках (неопределенные, определенные, сопряженные состояния, в сомали -особые указатательные статусы, оформляемые флективно). Имя прилагательное как особая часть речи отмечена лишь и языках бедауйе, иракв и в части восточно-кушитских. Во многих К. я. значение европейских притяжательных местоимений передается аффиксами особой грамматической категории личной притяжатсльности, напр. в бедауйе 'oru 'мой сын' - 'orok 'твой сын' - 'oro 'ето/ее сын' и т. д. В части К. я. засвидетельствована сложная флективно-суффиксальная падежная система - от 3 (сомали) до 12 (аунги) падежей: абсолютив, номинатив, генитив, датив и др. В К. я. различают: а) склоняемые самостоятельные личные местоимения, являющиеся отдельными словами, но грамматически не обязательные [например, в сидамо: ane 'я', ate 'ты', iso 'он', ise 'она' и т. д. - морфемы афразийского происхождения, язык омето имеет особый ряд местоимений: ta 'я', ne 'ты', i 'он (она)']; б) притяжательные местоимения типа англ. mine (сомали и оромо); в) указательные местоимения со значением 2-4 степеней отдаленности (бедауйе, агавские, оромо, сомали, сидамо, омето, каффа, иракв); г) вопросительные местоимения (северно-, центрально- и восточно-кушитские); д) приглагольные местоименные частицы, обозначающие лицо/число/род объекта действия (бедауйе, агавские, сидамо, сомали, афар-сахо); e) предглагольные местоименные "индикаторы" (или "селекторы"), обозначающие лицо/число/ род субъекта (сомали), субъекта и объекта (ираквские) и употребляющиеся параллельно с личными аффиксами самой глагольной словоформы. В глаголах К. я. отмечены 2 типа спряжения: архаичное префиксальное (многие глаголы в бедауйе, афар-сахо языках и несколько глаголов в сомали, рендилле, аунги) и преобладающее в большинстве языков вторичное суффиксальное спряжение (возникшее из аналитических конструкций). Глаголы суффиксального спряжения, в отличие от префиксальных, имеют стабильную основу, почти не меняющуюся в процессе словоизменения и породообразования. В глаголе находят формальное выражение грамматические категории: лица/числа/рода субъекта; рематизации - морфологические отражения актуального членения предложения (сомали); наклонения (индикатив, императив, юссив и др.); времени/вида (презенс, претерит, футурум, габитатив и др.); глагольного падежа; отрицания; вопроса; породы, залога. Для К. я. особенно характерна категория глагольного падежа (от 3 суффиксальных падежей в сомали до 15 и более в агавских): глагол в предикативном падеже соответствует сказуемому глагольного предложения, а в косвенных падежах - сказуемым различных типов придаточных предложений (подчинительные союзы при этом отсутствуют), причастиям, деепричастиям, инфинитивам индоевропейских языков. От подлинных причастий, деепричастий и инфинитивов глаголы в косвенных падежах отличаются наличием спряжения по лицам, числам и родам субъекта, напр. в аунге desaw 'которого я учу' - destaw 'которого ты учишь' и т. д. Наклонения есть лишь у глаголов в предикативном падеже, а видо-временные формы - у глаголов разных падежей (в предикативном падеже система времен богаче, чем в других падежах). Ираквские языки отличаются тем, что не только лицо/число/род субъекта и объекта, но и наклонение, время, глагольный падеж, отрицание, вопрос выражены с помощью индикаторов, система которых крайне сложна. Породы глагола, афразийские по происхождению, сохраняют в К. я. исконные формальные показатели и значение. Префиксальное породообразованяе остается продуктивным лишь в языках бедауйе и афар-сахо. Осн. средства словоизменения и словообразования - суффиксация и внешняя флексия, реже используются префиксация, редупликация корня и внутренняя флексия. Основная общекушитская схема порядка слов в предложениях и словосочетаниях: 1) сказуемое - в конце предложения, расположение подлежащего, дополнений и обстоятельств относительно свободно, но прямое дополнение обычно занимает место непосредственно перед сказуемым (т. e. порядок SOV, нарушаемый лишь в языках сомали и билин в случаях особого актуального членения); 2) определения, как генитивные, так и адъективные, располагаются перед определяемым (отклонения от этого правила - в языках бедауйе, билин, сомали, оромо и ираквских). В К. я. наблюдаются 4 способа оформления именного сказуемого: с помощью постановки его в особый предикативный падеж (бедауйе, аунги), порядка слов (сахо, оромо, сомали, иракв, омето), неизменяемой связки (оромо, билин, сидамо, каффа) и с помощью спрягаемого глагола-связки (агавские, сахо, сомали, сидамо). Из К. я. письменность имеют только языки сомали (с 1973, на основе латинского алфавита) и оромо (с 1977, на основе эфиопского алфавита). Первые исследовательские материалы по К. я. (краткие словари и грамматики языков афар, сомали, оромо, сахо, бедауйе) появились в начале 19 в., более полные описания (словари и грамматики языков сахо-афар, агавских. каффа, бедауйе и сомали), составленные Л. Райнишем, относятся к последней четверти 19 в. К. Лотнер (1860), а затем К. Р. Лепсиус (1880) выделили К. я. среди других семито-хамитских (в совр. терминологии - афразийских). Важнейшие описания (1910-1940) отдельных К. я, принадлежат итальнским ученым К. Конти Россини (языки кемант и сахо), Э. Черулли (языки сидамо и джанджеро) и М. Морено (омето, оромо и сидамо). После 2-й мировой войны были опубликованы различные исследования по языкам сомали (Р. К. Абрахам, К. Белл. Морено, Райниш, Черулли - грамматики и словари, Б. Анджеевский - о тонах в глагольной системе, об именных классах), оромо (Анджеевский, г. Грэгг), агавским (Ф. Палмер, Р. Хецрон), бедауйе (Р. Хадсон), сахо (У. Э. Уэлмерс, Р. Дж. Хейуорд), хадия и алаба (Х. Плазиковски-Браунер), каффа (Флеминг, Черулли), моча (В. Леслау), могогодо (Дж. X. Гринберг), иракв (У. Уайтли). Среди сравнительных работ наиболее крупные касаются: внешней и внутренней классификации и определения границ К. я. (Морено, Гринберг, А. Н. Такер и М. Брайан, Флеминг, Бендер и др.), особенностей общекушитской морфологии (Х. Й. Зассе, Б. Хайне, П. Блэк, Г. Хадсон, Д. Коэн, Хецрон, А. Заборский, Г. Кастеллино), взаимоотношений с семитскими (Леслау). Материалы К. я. используются также в общих работах по афразийскому языкознанию (И. М. Дьяконов, М. Коэн).

Рекуай: Омо́тские языки́ — семья в составе афразийской семьи. Большинство говорящих проживают на юго-западе Эфиопии, один язык (ганза) — на востоке Судана. Название языковой семьи происходит от названия реки Омо. Ранее омотские языки рассматривали как западную группу кушитских языков, однако после работ Г. Флеминга, поддержанных позднее М. Л. Бендером и Р. Дж. Хейуордом, они стали считаться особой семьёй в составе афразийской макросемьи. Более того, иногда ставится вопрос о самой принадлежности омотских языков к ней. Типологически омотские языки близки восточным и центральным кушитским языкам и другим языкам этого региона. Омотские языки по своему строю в основном являются агглютинативными языками. [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8#/media/File:Omotic_languages_german.svg]омотские языки[/url] Ниже приведена классификация крупнейших из омотских языков по Л. Бендеру (Lionel Bender, 2000). Численность языков указана по переписи 2007 года. Ароидная (южноомотская) ветвь хамер-банна (75878 чел.) с наречиями хамер, банна, каро, бешада; Аари (или ари; 285473 чел.) Гайил (галила, северный аари) Диме (6500 чел. по переписи 1998 года) Северн-омотская подсемья ветвь мао (северная мао) — всего 33,7 тыс. чел. хозо-ганза (западная мао): языки хозо, сезо, ганза вост. мао: язык бамбеши (бамбаси) Дизоидная ветвь Дизи (33927 чел.) Шеко (38911 чел.) Нао (найи) (38911 чел.) гонга-гимоджская ветвь (та-не) Группа гонга (кефоидная) Боро (38911 чел.) Анфило (500 чел., 1990 SIL) Южный гонга: наречия каффа (834918 чел.), моча (80162 чел.), гаро (†) Группа йем: язык йемса (джанджеро; 92177 чел.) Гимирская группа: языки бенч (гимирра; 347636 чел.) и ше (492 чел.) Ометская группа (макро-омето) Чара (язык) (13100 чел.) Центральноометская подгруппа северноометский кластер (3.570.809 чел.): наречия/языки гамо-гофа-дауро (2.000.000 чел), гофа-волайта (воламо; 1.627.955 чел.), гамо-дорзе. баскето (мескето) (92586 чел.) мело (20.151 по переписи 1998 года) ойда (36946 чел.) Язык мале (94746 чел.) Восточноометская подгруппа зайсе-зергулла (18512 чел.) койра (коорете; 163841 чел.), вкл. наречие гидичо (4619 чел.) качаме-ганджуле (6301 чел.) Данная классификация отличается от более ранней классификации Г. Флеминга (Harold Fleming, 1976), как термнологически, так и включением языков мао, генетическая принадлежность которых ранее была неясна, а также некоторыми отличиями во внутренней классификации.



полная версия страницы