Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Термины ПТЭ. Введение новых и доработка старых. » Ответить

Термины ПТЭ. Введение новых и доработка старых.

Комнин: Уже пытался ввести эту тему на Гумилевике. Но там не получилось. Здесь тему по краней мере можно "консервировать". Развитие ПТЭ может сказаться на развитии ее терминологии. Какие термины могут быть доработаны. Какие-то введены. Некоторые термины уже используются в беседах сторонников ПТЭ, хотя их и нет в "официальных" словарях Мичурина и Ермолаева. Им можно придать официальный статус. Желательно также определиться с названиями суперэтносов. Потомучто тут может возникать путаница, если не определиться с названием, и разные суперэтносы называть одинаково, или один по-разному. В общем, тут есть над чем работать.

Ответов - 111, стр: 1 2 3 4 5 6 All

ген: Извиняюсь, запутался в лабиринте Форума. Итак, повторяюсь уже по месту «прописки» вопроса. (ген): « …Несколько раз натыкался на термины "антисистемщик" и "антисистемное мышление". Меня интересует особенно первый. Точную формулировку я не нашел». (Комнин): «Антисистемщики - а) люди с негативным мироощущением, б) члены антисистем. Впринципе термин уже используется в беседах. …» Спасибо, дискуссию почитал. Мне тоже понравились «этнопрозекторы». … С учетом художественной выразительности поставленного вопроса в сочетании со сроком давности предлагаю еще дин вариант: «этнотаксидермисты». А если еще учесть грандиозность и объем тематики, застрявшей в мастерской, то может быть: этноцеретелисты»? А теперь по существу моего вопроса. Фразу «Антисистема – системная целостность людей с негативным мироощущением» вы ведь нашли в «ЭИБЗ»? Наверное, в кратком словаре, что был помещен в конце книги? Или еще где-нибудь у ЛН? Я не просто «прицепился»: в этой формулировке скрыта какая-то смысловая неувязка. … Укажите, если знаете, где еще у ЛНГ есть подобные формулировки с обоснованием? И еще: вы не находите, что ваши варианты а) и б) противоречат? То есть, они как разные А и Б, что сидели на трубе или это фото одного «типа», только в фас и профиль? Как говаривал некто Андросов «Что-то тут не так»: в огороде бузина, а в Киеве дядьки честных правил. 1) «Негативное мироощущение» или даже «человек с негативным мироощущением» это ведь одна из многочисленных разновидностей «нетварного» мировоззрения, конкордат с Сатаной, приоритет аннигиляции с уходом в небытие. … Гумилев об этом подробно высказывался. Эта «тема» соответствует третей оси, перпендикулярной осям аттрактивности и пассионарности. … 2) «Члены антисистем» - тоже как-то не очень. Это что, все наши российские предки последних трех четырех поколений? За что же их так круто припечатывать? Антисистема у нас была, безусловно. А как быть с народом? Героев ведь хватало. А злодеи кто? …

Комнин: ген пишет: И еще: вы не находите, что ваши варианты а) и б) противоречат? Не противоречат. Есть люди которые подпадают под оба варианта. Собственно антисистемы создаются людьми с негативным мироощущением. А есть те, кто подходят только под одно. Есть люди НМО которые не создают никаких организаций (антисистем), а есть члены антисистем, с нормальным мироощущением (как они оказались в антисистемах - второй вопрос). а) и б) разные определения (хотя и близкие). Вас удивляет что у одного термина бывает два определения? ген пишет: . Фразу «Антисистема – системная целостность людей с негативным мироощущением» вы ведь нашли в «ЭИБЗ»? Наверное, в кратком словаре, что был помещен в конце книги? Или еще где-нибудь у ЛН? http://gumilevica.kulichki.net/MVA/mva09.htm

ген: (Комнин) пишет: « а) и б) разные определения (хотя и близкие). Вас удивляет что у одного термина бывает два определения?» Нет, конечно, не удивляет. Но это весьма чреватые «протечки» и «искрения», которые полагается устранять во избежание будущих недоразумений. Я ведь не просто так спрашивал, где вам попадалось хоть что-то про «антисистемное мышление»? Все правильно, кроме Словаря в конце ЭИБЗ вы привели другой словарь, изданный уже после смерти ЛНГ в 1993 г. В обоих говорится о «СИСТЕМНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ людей с негативным мироощущением». Заметьте, ни слова об антисистемном мышлении и тем более об индивидууме! … Впрочем, предлагаю временно отложить вопрос по формулировке а). В текстах ЛНГ подробного разъяснения мы не найдем. А ссылаться на словари, изданные кем-то (пусть уважаемым) после смерти Автора, или книгу ЭИБЗ, которая также издавалась, когда ЛНГ был уже очень болен, так что мог не заметить смысловую неточность, допущенную по вине корректора, редактора или себя самого, не совсем корректно. Впрочем, это так, досужее предположение. Лучше выскажусь по формулировке б): «Антисистемщики – члены Антисистем». Повторяю, негативное мироощущение, как особую тему, оставим в стороне. Так кто же это такой, «антисистемщик б)»? Может все-таки фантом? … Действительно, придумал же когда-то Поль Дирак «монополь» как частицу магнетизма? Очень даже красиво! 1) Многое начинается с терминов (для иных даже Родина), поэтому важно определиться. Еще раз: речь не идет о людях с негативным «не тварным» мировосприятием, о которых отдельно говорил ЛНГ, а лишь о тех, кто жил и трудился в период Антисистемы. 2) АНТИСИСТЕМЩИК, как личность ОТСУТСТВУЕТ в природе. Так всегда БЫЛО, ЕСТЬ и БУДЕТ. Это заглавный тезис. Антисистема, это правила и цель своеобразной кровавой игры. Она талантливо и даже эмоционально закодирована в некоей футурологической доктрине (пусть плохо продуманной, но красивой мечте). 3) Люди по природе своей могут быть умными и глупыми, активными и пассивными, обаятельными и занудными, интра и экстравертами, амбициозными и непритязательными, в общем, разными. Но никогда не антисистемщиками. Они такими ни рождаются, ни становятся и не умирают. Их по такому критерию даже сам господь Бог на том свете не воспринимает и не оценивает. (Если ты есть на самом деле, прости Господи!) 4) Антисистема производит неоднократные «наборы рекрутов». Новобранцы в силу ряда обстоятельств могут стать даже гвардией Антисистемы, но не более того. Это, кстати, подтверждает наша история в течение трех-четырех последних поколений. Если же Антисистемы нет, она умерла, то даже бывшие «активисты» в одночасье преображаются и меняют свою идеологическую ориентацию. Впрочем, некоторые стреляются или спиваются. … Давайте подойдем к теме с другой стороны. 5) Вы и я, шахматисты одного разряда, садимся играть в блиц. Загадали фишки в кулаке и выбрали фигуры, кто черными, а кто белыми. Это еще не намек на Антисистему, а просто игра. Играем, стучим по часам, и вдруг именно вам пришла в голову комбинация с некорректной жертвой тяжелой фигуры. Мне бы вас тут же «прихлопнуть», но я растерялся. Разумеется, последовал мой проигрыш. Потом у нас был разбор партии, в результате чего выяснилось, что после «авантюрного» хода именно я мог поставить мат в два хода. В результате мы квалифицировали ваш ход, как «антисистемный». Да, вы выиграли! Но «победный» ход не будет записан в «шахматную Энциклопедию Истории», ибо он катастрофический и губительный. Он самоубийственный! Вот так мы нечаянно смоделировали антисистемную ситуацию на доске. А потом (и это поразительно!) мы переворачиваем доску, снова ставим часы, и все повторяется с переменой ролей. К чему нужен этот шахматный пример? Антисистемы возникают как некие решения, как правило, экстремальные. Да, они связаны с принятием определенной концепции, как правило «новаторской» (условно). Но, вопрос: кто ПОНИМАЕТ концепцию досконально и видит ИТОГ? Никто! Даже самые – самые. На повестке дня стоит весьма срочная задача: или мы или они? В результате, с учетом других факторов, начинается за здравие, а кончается за упокой. … Рожденная Антисистема создает свою шкалу ценностей, сообразно которой она создает специфический механизм отбора кадров. Если примитивно, то это сито, которым встряхивают. Кто-то сразу проваливается в ячейки и «летит в никуда», а другие поднимается наверх. Гении и таланты (при очередной загрузке шихты) тоже попадают в отбор, но потом, если не успевают умереть, обязательно «выбраковываются». Короче, если повезет, то они обласканные властью «уходят» по возрасту, но настоящих учеников после себя оставляют все меньше и меньше. Это как раз и губит Антисистему. Не успевают закалиться все новые поколения «школяров», чтобы достигнуть уровня своих учителей титанов. Они все более и более «недоделанные». Эта деградация со временем превращает их во все более скучных, легко готовых «пойти в управдомы». Педагогика ведь не в знаниях (битах и байтах), а в закалке психологического вектора – в аттрактивности! Итак, самых талантливых Антисистема пожирает, как Сатурн своих детей. Эту истину заметили, когда и слова-то такого не было, Антисистема. Первое звено из Талантливых новаторов в цепи последовательностей заканчивается последним, из серых «тупорылых» бюрократов или этически нечистоплотных краснобаев. (См. на современность). В результате любая Антисистема насыщается человеческим «спамом» и «зависает», как компьютер при отсутствии «Касперского». Естественно, что далее нужна чистка! Если образно, то Антисистема и ее последствия это Титаник, обязанный столкнуться с Айсбергом. Однако мы, как «очевидцы» тех событий, в ледяную воду пока еще не окунулись и почему-то слишком рано «привыкли к крену корабля», расслабились и успокоились. 6) Заканчиваю: если бы мы с вами полоснули очередью из некоего фантастического пулемета по нашему прошлому, то не убили бы ни одного антисистемщика. То есть стрельнули бы в молоко! Давайте напоследок пофантазируем. … 7) Представьте, что мы «клонировали» вождей российской революции в 17- м году и с умеренной «амнезией» перебросили бы их дубликаты в наше время, допустим в 90-е. Разумеется, поменяли бы им всем имена. Что бы они делали в коне ХХ века? Какое-то время поболели бы «временным похмельем», конечно. Может быть, даже дешевой водки попили в те же 90-е. Но потом оклемались бы, и обязательно нашли себя нынешних. Троцкий поначалу слинял бы в Голливуд. Потом бы насытился им, сблеванул на США и перебрался бы в Израиль. Благодаря своим организаторским способностям сейчас возглавлял бы Мосад или даже Министерство обороны. Старик Крупский, пардон Ленин, не поехал бы в Венесуэлу, подобно Че Геваре, а остался бы у нас. Ну, кому нужен человек с «фефектом» речи, непристойным для «рыкающего» испанского? (Тем более потомок калмыков и еще кого-то там). Так что остался бы. Но и жить в провинции или в столицах не стал бы. В первой – скучно и одиноко (сено косить надо), а в мегаполисах полно «врагов». Жил бы, наверное, в основном в Австрии (дешево и спокойно), но с наездами в Москву. Скорее всего, сейчас он возглавлял бы какую-нибудь микроскопическую партию радикалов, имел бы свой международный сайт в Интернете, был бы желанным гостем на всех политических ток-шоу, и, как блестящий полемист, давно бы посадил «на парашу» старину Вольфовича. Возможно, что «сожрал» бы на первом канале и Познера и К. … Джугашвили нашел бы себя раньше всех. Уже в 90-е он стал бы способным замом по организации производства в каком-нибудь холдинге. А уже в наши дни возглавлял бы целую когорту реально производящих что-то предприятий, например шахт или рудников. Рабочие бы его хвалили, а собственные управленцы, отобранные им самим, так просто носили бы на руках. Публичным олигархом бы не стал, это однозначно, а рейтинга Форбс презрительно избегал бы по причине личных этических норм. Жен бы поменял штук семь-восемь. При этом все бы они докладывали на НТВ или на первом, что «этот олигарх Иосиф – скотина скаредная, не давал им реализоваться как женщинам. Более того, бил по субботам за какую-то там бабскую дурь. Нет, ну какой козел, а?!!» А, кроме того, был бы наш Иосиф филантропом и реально помогал детским домам (при всей моей антипатии к нему я бы этого не исключил). Впрочем, прошу прощения за литературную бредятину. Явно занесло. … Всего доброго!


Комнин: ген пишет: В текстах ЛНГ подробного разъяснения мы не найдем. А ссылаться на словари, изданные кем-то (пусть уважаемым) после смерти Автора, или книгу ЭИБЗ, которая также издавалась, когда ЛНГ был уже очень болен, так что мог не заметить смысловую неточность, допущенную по вине корректора, редактора или себя самого, не совсем корректно. Предупреждение. Не коректное замечание. Хотите плевать на книги Гумилева - скатертью дорога. Делайте это на другом сайте. ген пишет: 1) Многое начинается с терминов (для иных даже Родина), поэтому важно определиться. Еще раз: речь не идет о людях с негативным «не тварным» мировосприятием, о которых отдельно говорил ЛНГ, а лишь о тех, кто жил и трудился в период Антисистемы. 2) АНТИСИСТЕМЩИК, как личность ОТСУТСТВУЕТ в природе. Так всегда БЫЛО, ЕСТЬ и БУДЕТ. Это заглавный тезис. Второе предупреждение. Неконструктивная критика Гумилева. Вы утверждаете что людей с негативным мироощущением нет, но даже не приводите определение (которое есть в словаре). Игнорируете то, что Антисистемы не бывает без таких людей. Вы уж определитечь есть люди с негативным мироощущением (о которых говорил Гумилев) или нет. Без них антисистемы не будет. У вас какой-то бред про "период антисистемы" ген пишет: В обоих говорится о «СИСТЕМНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ людей с негативным мироощущением». Заметьте, ни слова об антисистемном мышлении и тем более об индивидууме! Во-первых где разница между человеком и индивидуумом. Во-вторых, кто говорил про антисистемное мышление? Если не приведе цитату, получите третье предупреждение. Затем будет БАН. Дальше читать не вижу смысла. Но рекомендую вам все-таки вспоминать, что "краткость - сестра таланта".

ген: Извиняюсь за паузу и отвечаю. Начну с конца. 1. (Комнин пишет): «Во-первых где разница между человеком и индивидуумом». Ответ: Я вроде бы и не говорил о такой разнице, так что не по адресу. 2. (Комнин пишет): «Во-вторых, кто говорил про антисистемное мышление?». Ответ: … Пока конкретно не нашел, потому и вежливо вас переспрашивал. Вы же сами утверждали: «Какие термины могут быть доработаны. Какие-то введены. Некоторые термины уже используются в беседах сторонников ПТЭ, хотя их и нет в "официальных" словарях Мичурина и Ермолаева. Им можно придать официальный статус». Вот я и хотел уточнить. Впрочем, БАН конечно выставляйте, как положено. 3. (Комнин пишет): «Краткость - сестра таланта». Ответ: Согласен. … А в идеале – штрих-код? 4. (Комнин пишет): «Вы утверждаете что людей с негативным мироощущением нет …» Ответ: Интересно, где это я утверждаю? Когда для ясности предлагаю вам: « …негативное мироощущение, как особую тему, оставим в стороне» или когда специально оговаривался (опять же для ясности), что «речь не идет о людях с негативным «не тварным» мировосприятием, о которых отдельно говорил ЛНГ»? Люди с негативным мышлением как раз есть, но вот каким боком они прислоняются к антисистемам? Это целая тема! 5. (Комнин пишет): «…но даже не приводите определение (которое есть в словаре). Игнорируете то, что Антисистемы не бывает без таких людей». Ответ-1: Ничего я не игнорирую, а словарь у меня всегда «под мышкой». Определений же я не повторяю из уважения к оппоненту, он их и без меня знает. Ответ-2: Я не знаю, «бывает ли Антисистема без таких людей» (с негативным мироощущением, как я вас понял)? Я лишь высказался по поводу вашего же собственного утверждения, что «Антисистемщики – члены Антисистем». И постарался сделать это доходчиво, потому и наступил на горло краткости. Жаль, судя по всему, не помогло бы и полное удушение бедной «сестрички». 6. (Комнин пишет): «Предупреждение. Не коректное замечание. Хотите плевать на книги Гумилева - скатертью дорога. Делайте это на другом сайте.» Ответ: Опять мимо. В чем вы усмотрели оскорбительное отношение к книгам Гумилева? Даже «базарная дама» и та цепляется, по крайней мере, к конкретным словам и фразам. Если же вы этой «провокашкой» ждете от меня ответного хамства, то зря, меня не зацепило. … Впрочем, вы еще молоды. … Мне не раз приходилось быть свидетелем, как очень серьезные и ответственные люди по целому ряду объективных и субъективных причин допускали неточности в написании важных документов. А в результате этого те, которые потом трактовали эти неточности так, как их понимали, всячески третировались другими, наделенными властью и понимающими эти «нестыковки» уже по-своему. Как следствие, бедняг таскают по судам, так что, перефразируя Ильфа и Петрова, теперь до конца своей сутяжнической жизни именоваться им истцами и пострадавшей стороной. «Разборка с неточностями и разными трактовками» - это история, древняя как мир. Через это прошло большинство научных теорий, религиозных и этических учений. Четыре канонических Евангелия «выбирались» многими поколениями аналитиков в муках, а пострадавших инакомыслящих хватало. … Что касается вашей рекомендации плеваться на другом сайте, то опять не по адресу. Плюются на книги ЛНГ те самые «черные шаманы» (я уже писал), с которыми вы как-то странно полемизируете (надеюсь, не заискиваете), вместо того, чтобы «хлестать их по голой заднице» (если угодно - сражаться с открытым забралом). Что касается «белых шаманов», самозабвенно записавших себя в категорию «хранителей памяти ЛНГ», то я их, извините, тоже недолюбливаю. Им всем присущ стандартный набор «по фэншую»: поспешность и чрезмерная амбициозность в лучшем случае, и патологическая тупость, отсутствие воображения, чувства здравомыслия и душевной живости в худшем, что никак не идет на пользу наследию ЛНГ. Конопатому мальчишке еще простительно играть в такие игры, вооружившись палкой вместо винчестера и охранять вход в пещеру («Вождь краснокожих» О. Генри), а настоящему последователю (и исследователю!) не помешало бы еще и желание не только вызубрить, но понять и примерить в реальной жизни замечательные мысли и идеи ЛНГ. … Прошу прощения, что не ограничился коротеньким «штрих-кодом». Всего хорошего!

Комнин: ген пишет: Впрочем, БАН конечно выставляйте, как положено. Что я и делаю. Я человек слова. Сказал - сделал. Позже разберу это сообщение по пунктам.

Комнин: ген пишет: 1. (Комнин пишет): «Во-первых где разница между человеком и индивидуумом». Ответ: Я вроде бы и не говорил о такой разнице, так что не по адресу. Не говорили? Ну прямо может не говорили. Но...: В обоих говорится о «СИСТЕМНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ людей с негативным мироощущением». Заметьте, ни слова об антисистемном мышлении и тем более об индивидууме! Приводится цитата где говорится о людях и утверждаете что в ней нет ничего про индивидуума. Это получается прямое искажение смысла цитаты. ген пишет: Ответ: Интересно, где это я утверждаю? Я привел цитату. Для особоодаренных повторяю. ген пишет: АНТИСИСТЕМЩИК, как личность ОТСУТСТВУЕТ в природе. Выше было сказано, что антисистемщик это человек с негативным мироощущением. Получается "человек с негативным мироощущением, как личность ОТСУТСВУЕТ в природе". ген пишет: Ответ: Опять мимо. В чем вы усмотрели оскорбительное отношение к книгам Гумилева? Даже «базарная дама» и та цепляется, по крайней мере, к конкретным словам и фразам. Я всегда "цепляюсь" к конкретным фразам. Которые привожу. Прежде чем я сказал о плевке в книги Гумилева, я привел цитату. Повторно приводить цитату не вижу смысла. Ее и там видно. У меня каждому тезису вообще-то предшествует цитата из вашего текста. Но вы цитаты из своего текста почему-то игнорируете. Явно не хотите отвечать за собственные слова. Такой собеседник на форуме не нужен.

Павел: Самое простое - термин "деэтнизация". Был в свое время запущен в оборот безо всякой задней мысли, а за прошедшие пятнадцать лет как оказалось проник даже в немецкий язык.

Комнин: Павел пишет: Самое простое - термин "деэтнизация". Материал из Википедии: Деэтнизация — процесс утраты этнической традиции, а также его результат. Деэтнизация приводит в результате к исчезновению этноса как системной целостности, хотя люди, его составлявшие, могут продолжить свое существование в составе других этносов, восприняв их традицию, либо влиться в химеру, или стать членами этнической антисистемы.

Павел: Комнин пишет: Материал из Википедии Ну так кто бы сомневался?

Комнин: Павел пишет: Ну так кто бы сомневался? Ну не знал я что вставить между двумя цитатами.

Комнин: Термин "Мусульманский суперэтнос", по-моему устарел еще когда о ним говорил Лев Николаевич. Просто потому что это не единственный суперэтнос у которого Ислам входит в доминанту. Хотя, конечно, первый. Его лучше называть "Арабским". Правда, в него входили не только арабы. Но с арабов этногенез начался. Второй мусульманский суперэтнос Гумилев называл "Османским" так как там зачинателями были турки-османы. Теперь они не доминируеют в своем суперэтносе, но название я думаю стоит сохранять, чтоб не путаться. А термин "Мусульманский суперэтнос" я думаю стоит употреблять уже во множественном числе. "Суперэтносы у которых Ислам входит в этническую доминанту". З.ы. Данный текст скопирован с Гумилевики. Но это, в принципе, не важно.

Рекуай: Комнин пишет: Термин "Мусульманский суперэтнос", по-моему устарел еще когда о ним говорил Лев Николаевич. Просто потому что это не единственный суперэтнос у которого Ислам входит в доминанту. Хотя, конечно, первый. Его лучше называть "Арабским". Правда, в него входили не только арабы. Но с арабов этногенез начался. Второй мусульманский суперэтнос Гумилев называл "Османским" так как там зачинателями были турки-османы. Теперь они не доминируеют в своем суперэтносе, но название я думаю стоит сохранять, чтоб не путаться. "Арабский суперэтнос эпохи седьмого века" звучит логичнее "Османский суперэтнос эпохи двенадцатого века" думаю добавление эпохи, а существование эпох надеюсь ни у кого не вызывает сомнений, думаю могло бы облегчить ориентацию в пространстве и времени.

Комнин: Рекуай пишет: "Османский суперэтнос эпохи двенадцатого века" Тогда уж тринадцатого века. Если вообще не 14-го. Одно откровенно слабое место это попытка сделать современниками Александра Невского и Османа. Бейлик османа стал независимым вообще буквально на рубеже веков (13 и 14). Что касается идеи. Возможно так легче ориентироваться. Просто номер легче произносить. Рекуай пишет: лично мне антисистема напоминает паразита, который гибнет вместе с питающей его этносистемой. Просто паразиты могут переживать смерть хозяина если найдут нового.

Рекуай: Комнин пишет: Рекуай пишет: цитата: "Османский суперэтнос эпохи двенадцатого века" Тогда уж тринадцатого века. Если вообще не 14-го. Одно откровенно слабое место это попытка сделать современниками Александра Невского и Османа. Бейлик османа стал независимым вообще буквально на рубеже веков (13 и 14). Бейлик Османа находился на окраине османского суперэтноса, эпицентр скорее всего пришёлся на район Конья-Сивас. Бейлик Османа оказался на наиболее удобном пути в сторону Константинополя, здесь собирались все анатолийские пассионарии для борьбы с неверными и за богатейшей добычей. Это привело к постепенному перемещению, созданию ложного эпицентра. Аналогично события развивались вокруг Рима, только там просто организовывались походы за добычей, привлекавшие пассионариев со всей округи. К сожалению об очень ранней истории Вечного Города мало что известно.

Комнин: Антисистемщики - а) люди с негативным мироощущением, б) члены антисистем. Впринципе термин уже используется в беседах. Есть еще вопрос о том как называть... нас. То есть тех, кто изучает антисистемы. Вот секты изучают сектоведы. А антисистемы? Антисистемоведы что ли? Химериты - а) люди живущие в зоне химер. (б) люди выросшие в зоне химер, что можно увидеть в их поведении. На старом форуме приводился пример Гершензон. Предлагаю следующие аббревиатуры. НМО (НМ) - негативное мироощущение. ПМО (ПМ) - позитивное мирооощущение. ЧНМО (ЧНМ)- человек с негативным мироощущением. Может букву "Н" убрать ? ЧПМО (ЧПМ) - человек с позитивным мироощущением.

Костя: Комнин пишет: Есть еще вопрос о том как называть... нас. То есть тех, кто изучает антисистемы. Вот секты изучают сектоведы. А антисистемы? Антисистемоведы что ли? Не обижайтесь, но первое, что пришло на ум, - этноинквизиторы. ; Этнопрозекторы (Павлу должно понравиться); а если серьёзно, то самый адекватный термин - этнопатологи. По поводу терминов: если ПТЭ мультидистиплинарная теория, то кроме, или вместо изобретенных, должны использоваться термины соответствующих наук.

Павел: Костя пишет: самый адекватный термин - этнопатологи В принципе согласен. Кто возьмется за написание труда "Основы общей этнопатологии"?

Комнин: Павел пишет: В принципе согласен. Кто возьмется за написание труда "Основы общей этнопатологии"? Я... не возьмусь. К тому же, по-моему, перед этим не мешало бы написать "Основы ПТЭ". Как думаете?

Лавр: Комнин пишет: К тому же, по-моему, перед этим не мешало бы написать "Основы ПТЭ" Всегда считал "основами" ЭИБЗ...

Комнин: Лавр пишет: Всегда считал "основами" ЭИБЗ... Впринципе, "основы" там есть. И не только. Вот этого "не только" по-моему много. По крайней мере для учебника.

Комнин: Павел пишет: В принципе согласен. Кто возьмется за написание труда "Основы общей этнопатологии"? Вводил слово "этнопатология" в поисковике. Его уже кто-то использовал. Немного но есть. Что интересно, кроме всего прочего выявилась какая-то дискуссия связанная с Гумилевым.

Павел: Комнин пишет: Вводил слово "этнопатология" в поисковике. Его уже кто-то использовал. Немного но есть. Что интересно, кроме всего прочего выявилась какая-то дискуссия связанная с Гумилевым. Да, похоже термин уже застолбили медики. Значит, надо предложить что-то другое.

Комнин: Павел пишет: Да, похоже термин уже застолбили медики. А еще последователи Климова.

Комнин: Комнин пишет: Есть еще вопрос о том как называть... нас. То есть тех, кто изучает антисистемы. Вот секты изучают сектоведы. А антисистемы? Антисистемоведы что ли? Вообще этот вопрос, по-моему, надо решать . А то в ЖЖ недавно появилось словосочетание "форум антисистемщиков" .

Лавр: Комнин пишет: А то в ЖЖ недавно появилось словосочетание "форум антисистемщиков" . Ну вот термин этнопатологи, к сожалению, уже застолбили медики. Что будем делать?

Комнин: Лавр пишет: Ну вот термин этнопатологи, к сожалению, уже застолбили медики. Что будем делать? На мой взгляд надо вводить такой термин, который никто не сможет застолбить кроме последователей ПТЭ. Для этого корень должен быть связан именно с одним из терминов ПТЭ. Первое что пришло в голову "субэтнопатологи"? "Субэтнос" - наш термин.

Лавр: Комнин пишет: Первое что пришло в голову "субэтнопатологи"? "Субэтнос" - наш термин. Поскольку речь идет об изучении патологий этногенеза, то отталкиваться видимо надо от этого.

Комнин: Лавр пишет: Поскольку речь идет об изучении патологий этногенеза, то отталкиваться видимо надо от этого. Ну тогда, может, "этнодиагностики"?

Лавр: Комнин пишет: Ну тогда, может, "этнодиагностики"? Скорее уж этнопрозекторы но не так поймут...

Лавр: Лавр пишет: Скорее уж этнопрозекторы но не так поймут... Тут в переписке администрации президента налетел на подходящий термин - "патоэтнологи" Может быть так? Или патологоэтнологи? По анологии с патологоанатомами?

Комнин: Лавр пишет: Или патологоэтнологи? По анологии с патологоанатомами? Т.е. те кто изучают "этнические трупы"?

Лавр: Комнин пишет: Т.е. те кто изучают "этнические трупы"? Ну, в принципе, этническая антисистема мертва с точки зрения ПТЭ - она выпадает из естественного процесса этногенеза и существует условно вечно, не развиваясь как обычная этническая система. Так что термин вполне уместен.

Рекуай: Лавр пишет: этническая антисистема мертва с точки зрения ПТЭ - она выпадает из естественного процесса этногенеза и существует условно вечно, не развиваясь как обычная этническая система. лично мне антисистема напоминает паразита, который гибнет вместе с питающей его этносистемой.

Павел: Предлагаю принять на вооружение термин аберрация состояния, введенный А.Комнином.

Комнин: Павел пишет: Предлагаю принять на вооружение термин аберрация состояния, введенный А.Комнином. Спасибо, конечно. Но мне чужого не надо. Этот термин я нашел здесь. Словарь В.А. Мичурина В книге "Этносфера. История людей и история природы" (Экопрос, 1993. С. 494.).

Павел: Комнин пишет: Спасибо, конечно. Но мне чужого не надо. Сорри, это меня занесло. Почему-то был уверен, что именно этот термин в словарь не попал - он использовался как-бы "неофициально", даже у Мичурина "состояние" дано в кавычках.

Комнин: Поповоду таких терминов ПТЭ как "абберации" ("состояния", "близости" и "дальности"). Я не совсем уверен, что это термины ПТЭ. Да ввел их вроде Гумилев, создатель ПТЭ. Но дело в том... что они не о ПТЭ. Их 1) можно использовать не только в ПТЭ 2) не обязательно использовать в ПТЭ. Я так думаю. Их вообще могут использовать не только последователи Льва Николаевича. А последователи при желании могут без них обойтись. Хотя термины хорошие.

Комнин: Комнин пишет: Поповоду таких терминов ПТЭ как "абберации" ("состояния", "близости" и "дальности"). Я не совсем уверен, что это термины ПТЭ. Заметил... эти термины в принципе очень применимы в теории антисистем. "Абберации как метод дезинформации". Правда тут речь уже не об ошибке, а о сознательноый лжи.

Павел: Комнин пишет: "Абберации как метод дезинформации". Аберрация как таковая не может быть методом, поскольку так называется вообще любое отклонение, в том числе и мнимое.

Комнин: Учитывая, что термин "эзотерический разрыв" все-таки кем-то уже употребляется предлагаю следующий термин: Антисистемный Степенной Информационный Разрыв (АСИР) - Различие информации которая подается представителями антисистемы различным людям, в зависимости от степени посвящения этих людей. Учитывая, что слово "антисистема" наше, думаю, никто не будет обвинять в плагиате. При этом нужно учитывать что бывает СИР и не антисистемный. То есть степенной информационный разрыв бывает не только у антисистем. Надо подумать как его назвать. "Обычный"? "нормальный"? "позитивный..."? "Системный"?

Павел: Предложение интересное, только вот название термина на мой взгляд слегка страннновато. Может помозговать на эту тему еще?

Комнин: Павел пишет: Предложение интересное, только вот название термина на мой взгляд слегка страннновато. Может помозговать на эту тему еще? По мне так формулировку надо уточнить. Спорить не буду. Я постарался упомянуть все необходимое. Есть "разрыв". Есть информация. Есть разные степени (ступени). Есть антисистема. Другое название будет, скорее всего, длиннее...

Комнин: Пока что в голову приходит: Антисистемный Межстепенной (межступенчатый) Информационный Разрыв. Есть еще к кого-нибудь идеи?

Лавр: Предлагаю термин: пассионарная инерция То бишь более высокий (по сравнению со средним по этнической системе) уровень пассионарности, превышающий таковой для данной фазы и наблюдаемый обычно на окраинах ареала. Явление вызвано тем, что обычно именно пассионарии эти самые окраины и осваивали, там же и оседали. А в центр стремились субы со всей периферии, потихоньку "переваривая" автохтонное население центра.

Павел: Лавр пишет: Предлагаю термин: пассионарная инерция Точнее было бы периферийная пассионарная инерция.

Лавр: Предлагаю еще термин: этническая псевдохимера Это собственно с подачи Андрея - этническая конструкция из малокомплиментарных этносов одного суперэтноса, демонстрирующая некоторые химерные признаки без образования собственно химеры.

KLiFF: Комнин пишет: Я вообще иногда сомневаюсь, что у комплиментарности есть знак. Мне кажется есть только различная "абсолютная" величина. Т.е. одни нравятся больше, другие меньше, другие еще меньше. И т.д. и т.п. Понятие "нравиться" в данном случае и означает положительную комплиментарность, когда у неё возникает знак "минус", то говорят, что "не нравиться". ИМХО: у комплиментарности все же есть знак. Сегодня же нельзя сказать, что арабам "нравяться" евреи, но очень "мало", скорее они им совсем "не нравяться", что и есть в даном случае отрицательная комплиментарность. Павел пишет: Понятие комплиментарности - фундаментальное в этологии, т.е. она свойственна не только людям, но и животным, так что говорить исключительно о суперэтническом уровне взаимодействий не вполне корректно. Согласен, однако если мы говорим об уровне возникновения этнической химеры, то это уровень, безусловно, суперэтнический. Лавр пишет: этническая конструкция из малокомплиментарных этносов одного суперэтноса, демонстрирующая некоторые химерные признаки без образования собственно химеры. ИМХО: в таком случае необходимо определиться с данными признаками, которые, по всей вероятности, не являются первостепенными и даже второстепенными. В таком случае есть ли смысл заострять внимание на малозначимых (или вообще незначимых) признаках для характеристики незначительных процессов.

Павел: KLiFF пишет: В таком случае есть ли смысл заострять внимание на малозначимых (или вообще незначимых) признаках для характеристики незначительных процессов. Можно ли считать "незначительной" перспективу деэтнизации и все связанные с нею прелести? Сомневаюсь.

KLiFF: ИМХО: Понятие комплиментарности используется при характеристики взаимоотношений двух и более суперэтносов. Этносы входящие в один суперэтнос комплиментарны априори. Химеры возникают в результате контактов на суперэтническом уровне поэтому говорить о химерности в рамках суперэтноса некорректно. Опять же ИМХО. Определение Вашего термина возможно характеризует не столько "слабую" химеру, сколько "слабый" симбиоз.

Андрей: KLiFF пишет: Химеры возникают в результате контактов на суперэтническом уровне поэтому говорить о химерности в рамках суперэтноса некорректно Предложено (и правильно) название "псевдохимера". То, то подобная целостность сильно отличается от суперэтнической химеры, не мешает тому, что она все равно является питательной средой для возникновения антисистем.

Павел: KLiFF пишет: Понятие комплиментарности используется при характеристики взаимоотношений двух и более суперэтносов. Понятие комплиментарности - фундаментальное в этологии, т.е. она свойственна не только людям, но и животным, так что говорить исключительно о суперэтническом уровне взаимодействий не вполне корректно. Уровень комплиментарности между этносами и субэтносами внутри одного суперэтноса всегда различен, что совершенно очевидно.

Комнин: Я вообще иногда сомневаюсь, что у комплиментарности есть знак. Мне кажется есть только различная "абсолютная" величина. Т.е. одни нравятся больше, другие меньше, другие еще меньше. И т.д. и т.п.

KLiFF: Предлагаю новый термин: экстерриториальность пассионарного толчка - явление, при котором география пассионарного толчка не совпадает с географией проявления пассионарности и дальнейшего процесса этногенеза. Поясню на гипотетическом примере. Предположим на территории современной Турции произошел пассионарный толчок. В современных условиях высокого уровня транспортной связанности географических регионов и активных налаженных антропотоков (как правило в одну сторону) между регионами происходит экспорт пассионарности условно в три региона: Германию, Саудовскую Аравию и предположим на Кубу. В результате ассимиляции с местными этническими субстратамии соответственно появляются три новых этноса. Назовем их опять же условно: турарцы (смесь турок и баварцев), турабы (смесь турок и арабов) и турбинцы (смесь турок и кубинцев). Таким образом, в результате пассионарного толчка в Турции, в разных географических регионах возникли три новых этноса, хотя в самой Турции может и не происходить ничего пассионарно особенного. Отличие от обычного экспорта пассионарности состоит в том, что в соответствии с классической теорией цепочка взаимосвязей следующая: пассионарный толчок - образование этноса - экспорт пассионарности; в данном случае цепочка другая: пассионарный толчок - экспорт пассионарности - образование этноса(ов). Данное явление может проявиться при обязательном наличии двух условий: 1) Высокий уровень транспортной связанности географических регионов (в смысле: "за минимально возможное время преодолевается максимально возможное расстояние"); 2) Наличие активного отлаженного антропотока, как правило одностороннего. Эти условия (особенно первое) активно проявляются лишь в последние десятилетия, поэтому найти примеры этому явлению в истории вряд ли возможно, однако возможность такого процесса не исключена в ближайшем будущем. Понятию экстерриториальности свойственна также такая характеристика как "рассеянность", т.е. количество новых этносов, возникших в разных регионах мира в результате одного пассионарного толчка в регионе, казалось бы никак не связанным со всеми остальными. Хотя может термин для этого явления уже и существует, но я его не нашел. У кого какие мысли!?

Павел: KLiFF пишет: поэтому найти примеры этому явлению в истории вряд ли возможно Распространенное заблуждение. Как минимум для раннего средневековья объективными данными археологии доказана высочайшая миграционная активность целого ряда этносов. На протяжении примерно десятка поколений например восточные славяне "умирали не там, где родились". KLiFF пишет: Хотя может термин для этого явления уже и существует, но я его не нашел. Хммм... В словарике про генетический дрейф читать не пробовали?

Комнин: Павел пишет: На протяжении примерно десятка поколений например восточные славяне "умирали не там, где родились". Ну там, по крайней мере была "непрерывный" путь миграции. И соответственно "непрерывная" территория распространения. Впрочем, уже тогда было море, которое "разрывало территорию". Но, как не крути, самолеты создают новые возможности для миграции.

KLiFF: Павел пишет: Как минимум для раннего средневековья объективными данными археологии доказана высочайшая миграционная активность целого ряда этносов. В том то и дело, что этносов, т.е. по схеме: пассионарный толчок - образование этноса - экспорт пассионарности (ну или генетический дрейф в Вашем понимании). Речь же немного о другом (см. выше). Генетический дрейф - ненаправленное случайное изменение частот генов в общем генофонде популяции, происходящее исключительно в силу вероятностных причин (ошибки выборки гамет при скрещивании в малых по размеру группах). Не вижу общего с явлением описаным выше. Комнин пишет: Но, как не крути, самолеты создают новые возможности для миграции. Именно об этом речь. В современных условиях появляются новые возможности для "быстрой миграции" и, следовательно, для "быстрого" экспорта пассионарности, за счет появления новых видов транспорта, снятия межгосударственных барьеров для миграции и прочих "прелестей" глобализации. В таких условиях и появляется возможность несоответствия места пассионарного толчка и места процесса этногенеза (т.е. экстерриториальности).

Комнин: KLiFF пишет: Генетический дрейф - ненаправленное случайное изменение частот генов в общем генофонде популяции, происходящее исключительно в силу вероятностных причин (ошибки выборки гамет при скрещивании в малых по размеру группах). Не вижу общего с явлением описаным выше. Гумилев часто использовал термины по своему. В данный момент важно явление, которое обозначает данный термин. Мы его обсуждаем. Если можете предложите другой термин.

Павел: Комнин пишет: Гумилев часто использовал термины по своему. В данный момент важно явление, которое обозначает данный термин. Мы его обсуждаем. Если можете предложите другой термин. В то время, когда ЛНГ был использован впервые этот термин (кстати, "дрейф" был дан в кавычках) еще в 1970-х годах, когда он в ином качестве в СССР не был известен.

Лавр: KLiFF пишет: В современных условиях появляются новые возможности для "быстрой миграции" и, следовательно, для "быстрого" экспорта пассионарности, за счет появления новых видов транспорта, снятия межгосударственных барьеров для миграции и прочих "прелестей" глобализации. Вся проблема в том, что "быстрый экспорт" по сути не является именно "экспортом". Если в первые века от Р.Х. сарматы легко ассимилировались в Британии, положив начало независимым королевтствам, то сейчас за счет скорости не может идти речи об "экспорте", а скорее об экспансии, поскольку те же турки остаются турками и в Германии, и на Кубе.

KLiFF: Лавр пишет: то сейчас за счет скорости не может идти речи об "экспорте", а скорее об экспансии, поскольку те же турки остаются турками и в Германии, и на Кубе. Пример был использован лишь для наглядности объяснения сути явления экстерриториальности пассионарного толчка и ни в коем случае не описывает сегодняшнюю ситуацию в Европе. Суть же экстерриториальности заключается в ответе на вопрос: Возможна ли ситуация, при которой географическое место пассионарного толчка не совпадает с географическим местом процесса(ов) этногенеза, вызванного этим толчком? Если да, то явление имеет место быть и ему предложено название; если нет, то необходимо обосновать причины невозможности его существования.

Павел: KLiFF пишет: географическое место пассионарного толчка не совпадает с географическим местом процесса(ов) этногенеза, вызванного этим толчком? "Географическое место" - понятие крайне растяжимое. Я надеюсь, что для ПТ мы не будем вычислять СКВО с точностью до метров? Очень порадовал родившийся вчера термин: либерал-манихейство. Это по стуи стремление освободить как можно больше бессмертных душ от пут бренной материи при помощи либеральных методов в экономике. Термин конечно шуточный, но мне понравился.

KLiFF: Павел пишет: Это по стуи стремление освободить как можно больше бессмертных душ от пут бренной материи при помощи либеральных методов в экономике. Современные процессы глобализации как раз и преследуют такую цель: отнять оставшееся у "бедных" и передать окончательно "богатым", используя либеральные принципы экономики. Еще подвести под этот процесс идеологическую или религиозную основу, то и получится то самое "либерал-манихейство":) В каждой шутке есть доля шутки.

Комнин: KLiFF пишет: Современные процессы глобализации как раз и преследуют такую цель: отнять оставшееся у "бедных" и передать окончательно "богатым", используя либеральные принципы экономики. Думаю это можно обсудить в другой теме.

Лавр: Ну раз уж зашла речь о шутках, то вот еще неплохой термин: этостранец. То есть человек, стабильно называющий свою родную страну "этой".

Комнин: В процессе очередной дискуссии выявился один небольшой но существенный недостаток словарей учеников Гумилева. Там нет определения "Этническая система". С этим надо что-то делать.

Лавр: Этническая система - системное единство представителей определенного этноса или этносов, объединяемых внутриэтническими либо межэтническими связями?

Комнин: Лавр пишет: Этническая система - системное единство представителей определенного этноса или этносов, объединяемых внутриэтническими либо межэтническими связями? Знак вопроса означает сомнения?

Лавр: Комнин пишет: Знак вопроса означает сомнения? Скорее приглашение к обсуждению.

Комнин: Предложение на других гумилевских сайтах. Гумилевица http://gumilevica.kulichki.net/info/discussions.html Александр (Москва) Ну, давайте, в качестве "первого блина" Этническая система – устойчивая эволюционирующая система биологически обусловленного сообщества людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю, обладающих взаимной комплиментарностью, осознающих своё единство и отличие от других этнических единиц, обладающих сходным стереотипом поведения и навыками приспособления к ландшафту ареала обитания. Важным признаком, хотя и не во всех случаях, является языковое, религиозное и культурное единство, а также способность сформировать комплекс политических идеологем, трансформирующихся в базовые юридические принципы, являющиеся основой для создания государства как системы социальной самоорганизации этноса. Этническая система, возникает в результате пассионарного толчка, и, как и все системы живого, характеризуется определённым жизненным циклом, в ходе которого она последовательно эволюционирует. Полный жизненный цикл этнической системы включает зарождение в форме консорций и конвикций, развитие в форме субэтноса, этноса, суперэтноса, начало увядания, тесно увязанного с расцветом в форме этноса-нации, и дальнейшей деградации в виде последовательного снижения иерархических форм, от субэтноса к конвикции и консорции, с превращением в этнос-изолят или полным исчезновением. В фазе «начала увядания» в форме «этноса-нации», складывается «этническая цивилизация», являющаяся историческим свидетельством существования этнической системы. Гумилевская группа Вконтакте http://vkontakte.ru/club198102 Николай Львович Дергалин "Этнические системы" - это математическая модель, используемое в этнологии, для теоретико-системного описания единиц изучения и рассмотрения их структуры, прежде всего, и "родовое понятие" (как бы), используемое в качестве общего наименования наиболее важных объектов этосферы, однако неправильное по сути (так как оно не может быть определено в этом качестве, строго говоря, для видовых понятий, перечисленных далее) - "Этнос", самая фундаментальная этническая единица, "Субэтнос", как определённая составная часть этноса, или элемент рассмотрения его структуры (точнее сказать), "Суперэтнос", как определённое множество этносов, и т.д. "Этническая система - системное единство определенного этноса или этносов, объединяемых внутриэтническими либо межэтническими связями" "...- вцелом же я согласен вполне с этим определением, за исключением того, что я опустил..."

Лавр: Комнин пишет: "Этническая система - системное единство определенного этноса или этносов, объединяемых внутриэтническими либо межэтническими связями" При такой трактовке получается "масло масляное". Система определяется через свои элементы и связи между ними, а не через саму себя.

Комнин: В спорах на других сайтах родились следующие термины. Зависимая этническая система (ЗЭС) - этническая система, являющаяся частью (подсистемой) этнической системы более высокого порядка. СЭС - этническая система, не являющаяся, частью ЭС более высокого порядка. Основной объект изучения ПТЭ. Суперэтнос не может быть зависимой ЭС (по понятным причинам).

Кедр: В спорах на других сайтах родились следующие термины. Зависимая этническая система (ЗЭС) - этническая система, являющаяся частью (подсистемой) этнической системы более высокого порядка. СЭС - этническая система, не являющаяся, частью ЭС более высокого порядка. Основной объект изучения ПТЭ. Суперэтнос не может быть зависимой ЭС (по понятным причинам). Вообще, на форумах по теме этногенеза очень много откровенных ляпов. Вот и здесь вы привели один из таких. Зависимая этническая система не может зависеть от системы БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПОРЯДКА. В математике главным рангам приписываются БОЛЕЕ НИЗКИЕ ПОРЯДКИ, а БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ПОРЯДКИ имеет то, что входит во что-то, что имеет более низкий порядок. Т.е. главным является объект первого порядка, за ним следует объект второго порядка, если он является составной частью объекта предыдущего порядка и т.д. до седьмого, двенадцатого и т.д. порядков. А что такое СЭС? Вероятно Суперэтническая ЭС, а то на ум пришло СУВЕРЕННАЯ ЭС. Есть такой автор Касьянов. Он написал многостраничную книгу "Дух нации", где едва ли не половину текста посвятил поиску положительной и отрицательной пассионарности. Но мы то знаем, что + и - здесь от непонимания сути учения ЛНГ. Пассионарность может быть высокой, средней или низкой. А вот её проявлениям можно приписывать эти знаки, особенно если их чувствуешь на своей шкуре. То же каксается рассуждений об отрицательной и положительной энергии. Мне кажется весьма неудачным является и понятие об отрицательной и положительной комплиментарности. Думаю, что уместно говорить о наличии комплиментарности или её отсутсвии, аналогично симпатии и антипатии.

Комнин: Кедр пишет: А что такое СЭС? Самостоятельная ЭС Кедр пишет: Зависимая этническая система не может зависеть от системы БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПОРЯДКА. Ваш вариант? На том форуме эти два термина по крайней мере помогли не путать эти два типа.

Кедр: Да нет у меня вариантов, форума-то этого я не вижу. Просто ребята всё перепутали, т.к. СИСТЕМА БОЛЕЕЕ ВЫСОКОГО ПОРЯДКА зависит сама даже от ЗАВИСИМОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, т.к. они сами назвали её СИСТЕМОЙ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПОРЯДКА по отношению к ЗАВИСИМОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. всё нужно переставить местами. Да что там СЕТЬ, в комментах много ошибок из-за спешки и лени проверить, что написал. Вот по ящику часто говорят "Это на порядок выше по сравнению с прошлым годом". А цифры сопоставишь, выше раза в 2-3. А на порядок это ровно в 10 раз должно быть. Вот такие дикторы. Математику-то сейчас не преподают на их специальностях в вузах. Вот и несут что ни попадя.

Комнин: Кедр пишет: Да нет у меня вариантов, форума-то этого я не вижу. Вы видите определение. Форум тот видеть не обязательно. Кедр пишет: Просто ребята всё перепутали Пишите "Комнин все перепутал". Кедр пишет: СИСТЕМА БОЛЕЕЕ ВЫСОКОГО ПОРЯДКА зависит сама даже от ЗАВИСИМОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Это по-моему демогогия. Данное определение, по-моему, вполне отражает суть. Пока не дадить другое, разговор не имеет смысла.

Кедр: Это не демагогия, это математика. Порядок систем принято, и закреплено в соответствующем разделе математики, нумеровать так: самая крупная система - это система первого порядка. далее следуют второго, третьего и тд. Применительно к человечеству, системой первого порядка считаетсся всё человечество, как феномен природы, системой второго порядка являются человеческие расы, третьего - суперэтносы, четвёртого - этносы, пятого, шестого и т.д - субэтносы, конвиксии и консорции и т.д. Точно по такому принципу ранжируются, например, природные объекты. Системой первого порядка является гравитационное поле Земли вцелом, потом гравитационные поля литосферных плит, потом континентов, потом интрузивов или складчатых систем, потом различного рода аномалии, как, например, Бразильская к востоку от южного её побережья. Поэтому или ребята или вы напутали с ранжировкой. Если вы назвали Самостоятельную ЭС системой первого порядка, то подсистемой будет зависимая Эс. Зависимая от системы первого порядка, а не наоборот. Т.е. порядок систем нерушен. А зачем вам понадобилось изменять Гумилёвскую терминологию (Суперэтнос, этнос, субэтнос и т.д. по возрастанию порядка единиц. Что вас не устраивает в Гумилёвской? Успехов!

Комнин: Кедр пишет: человеческие расы, третьего - суперэтносы, четвёртого - этносы, Неверно. Во-первых расовая и этническая принадлежность - в разных плоскостях. Если вы этого не знаете, значит Гумилева не читали. Во вторых. Не обязательно "на верху" должны быть суперэтносы. ЭС может и не дорасти до такого уровня. Кедр пишет: Если вы назвали Самостоятельную ЭС системой первого порядка, то подсистемой будет зависимая Эс. А у нас как? Кедр пишет: А зачем вам понадобилось изменять Гумилёвскую терминологию (Суперэтнос, этнос, субэтнос и т.д. по возрастанию порядка единиц. Что вас не устраивает в Гумилёвской? Успехов! А кто сказал, что речь идет об изменении гумилевской терминологии? Старые термины никуда не деваются.

Кедр: Ваше имя, кажется, Антон. Вы где-то представлялись. Уважаемый Антон! Когда я перечислил цепочку для характеристики человечества, то вовсе не имел в виду ПТЭ и ЛНГ. Это как пример, чтобы яснее вам представить субординацию порядков, как классификационных рангов при описании систем. И здесь без рас никак не обойтись, хотя ЛНГ не считал различие рас препятствием для рождения этносов. Вы пишете: "Зависимая этническая система (ЗЭС) - этническая система, являющаяся частью (подсистемой) этнической системы более высокого порядка". Я это понял так: если перейти к моему примеру, то система первого порядка (человечество) является частью системы более высокого порядка (рас), а система второго порядка (расы) является частью системы третьего (высшего) порядка (этносов), ну и т.д по возрастанию порядка. Согласитесь, что так считать - это абсолютный абсурд. Поэтому зависимая ЭС не может быть составной частью системы более высокого порядка, название которой вы не дали. Но отсутствие имени системы ВП, не имеет значения. Выражение неверно по определению. Вот ЗЭС, вероятно,являясь системой более высокого порядка по отношению к СЭС, должна зависеть от неё, т.к. она подробнее поясняет лишь часть её внутреннего устройства. Вообще, термины самостоятельная и зависимая ЭС мне совершенно непонятны. От чего самостоятельная и от кого зависимая. Грузины от американцев, что ли? Вы бы пояснили подробнее. У ЛНГ этого ведь нет? Может быть это нечто новое и мы зря ломаем копья. Я не хотел вас обидеть, но, похоже, вы обиделись. Извините! "СЭС - этническая система, не являющаяся, частью ЭС более высокого порядка". Так она просто не может быть этой частью, по определению. так писать вообще нельзя. Далее - СЭС - Основной объект изучения ПТЭ". А это где вы нашли у ЛНГ?

Комнин: Кедр пишет: "СЭС - этническая система, не являющаяся, частью ЭС более высокого порядка". Так она просто не может быть этой частью, по определению. так писать вообще нельзя. Теперь понял. Источник дайте пожалуйста. Где бы четко говорилось что "более выскоий порядок" иерархически более низкий. А то вот Гумилев пишет "Суперэтнос это высший таксон этнической иерерахии". Ваше упоминание рас не уместно, потому что расы не делятся на суперэтносы. Кедр пишет: Грузины от американцев, что ли? Вы бы пояснили подробнее. А вы что не поняли? Вам слова "часть" и "подсистема" ничего не говорят?

Салахбеков: Прочитал на форуме о возникновении пар этносов на границе Российского и Западного суперэтносов (карелы - финны, русины - украинцы, молдаване - румыны), и пришел в голову термин "этническая интерференция". Или, в данном случае, "суперэтническая интерференция" - изменения в контактирующих друг с другом суперэтнических системх вследствие контакта между ними. Или, может, даже конкретнее - возникновение этносов и/или псевдоэтносов в зоне контакта суперэтносов.

Кедр: Думаю, здесь вряд ли оправдано объединение по парам: финны - карелы, украинцы - русины, румыны - молдаване. На мой взгляд, пары этносов выглядят так: Россияне (раз уж вы пишете о суперэтносе), а вернее русские - финны, русские - румыны, русские - западно-славянский суперэтнос в лице полякв и словаков. Получилось так, что русский этнос отгрыз у соседей их часть, либо не дал отгрызть эти части от себя. Вот и образовались мелкие этнические элементы в пограничье. Скорее всего, там есть аналогичные элементы, но отгрызенные от русского суперэтноса. Просто мы их не знаем, да и поляки, словаки и другие гораздо сильнее давили на эту мелочь и, возможно, уже и занивелировали их под свою гребёнку. Это русские и сербы великодушничали. По отношению к украинскому этносу есть определённые сомнения в его искусственнности, т.к. об этом стали говорить в конце XIX века и вовсе не украинцы, а поляки, руководствуясь высокой политикой. Можете посмотреть на эту тему http://zvezda.ru/politics/2007/04/18/ukraina.htm или сюда http://www.slon.ru/blogs/baunov/post/259290/

Лавр: Коллеги! Вы путаете понятия из двух разных предметных областей. Таксоны в рамках ПТЭ - это одно, а термины из ОТС - это несколько другое. Субэтнос может номинально остаться единственной этнической системой как осколок некогда существовавшего суперэтноса, но от этого он не переходит на новый уровень, хотя с точки зрения ОТС он вполне сам по себе. "Возрастание порядков" в рамках ПТЭ отнюдь не означает автоматически изменение статуса в прочих системах отсчета, например в антропологии. Кедр пишет: система второго порядка (расы) является частью системы третьего (высшего) порядка (этносов) Откровенная ересь, поскольку очевидно и не раз проверено, что расы имеют отношение именно к таксонам антропологии, а не этнологии. Более того, не только ЛНГ указывалось, что в этносах как правило представлены компоненты разных рас если не первого, то второго-третьего порядка. Примеры этому можно обнаружить достаточно легко, более того, все этнические системы (не говоря уже о суперэтнических) всегда представляют собой явно видимое даже невооруженному глазу соединение радикально разных расовых признаков при столь же явном этническом единстве. Расовая гомогенность характерна исключительно для этнических реликтов в гомеостазе, которые имели массу времени для нивелирования расовых признаков. Кедр пишет: Думаю, здесь вряд ли оправдано объединение по парам: финны - карелы, украинцы - русины, румыны - молдаване. Здесь речь шла несколько о другом - о том, что на границе контактов суперэтносов с завидной регулярностью наряду с "историческими" этносами (как правило - автохтонами) в весьма ограниченный исторически период времени образовывались исторические "новоделы", демонстрировавшие весьма схожий набор признаков. Кедр пишет: На мой взгляд, пары этносов выглядят так: Россияне (раз уж вы пишете о суперэтносе), а вернее русские - финны Весь вопрос в том, кого мы в этом случае считаем "финнами"?

Лавр: Этническая сервильность - специфический стереотип поведения, вырабатываемый в рамках этнической химеры. Представляет собой априорное восприятие представителей иного этноса (обычно пришлого для данного этноландшафтного региона) как "расы природных господ", имеющих безусловное право на экономико-социальное доминирование над прочими этническими компонентами в рамках сложившейся химеры. Вероятные характерные проявления - восприятие остзейских немцев эстонцами и шведов финнами, при том, что например чрезвычайно близкие по языку и культуре эстонцам сету не воспринимают подобным образом ни немцев, ни русских, равно как и близкие финнам карелы не воспринимают подобным образом ни русских, ни шведов.

Салахбеков: Лавр пишет: Этническая сервильность Насчет причин этого явления есть предположения? Чего вдруг такое восприятие себя как ущербных, а пришлых - в качестве эталона? Или дело в том, что имеет место иллюзия, будто нет "своих" и "чужих", а есть единая общность, где просто одни правильные, а другие пока нет? И при этом, наверное, человек, страдающий этим идиотизмом, относит себя не к своей этнической системе ("ущербной"), а уже к чужой ("новой", блин, формации )

Комнин: Салахбеков пишет: Насчет причин этого явления есть предположения? Химера. В данном случае складывается такое ощущение, что люди привыкли что их этнос... эксплуатируется паразитами из другого этноса.

Салахбеков: Комнин пишет: эксплуатируется паразитами из другого этноса То есть именно так люди и воспринимают, что их этнос ЭКСПЛУАТИРУЕТСЯ? Или объясняют это как-то иначе, другими словами? Политкорректнее?))

Комнин: Салахбеков пишет: То есть именно так люди и воспринимают, что их этнос ЭКСПЛУАТИРУЕТСЯ? Я говорил своими словами. О том, с чего начинается химера. Что думают они?... Наверное "нам несут цивилизацию, культуру". или "приобщают к цивилизации, культуре...".

Комнин: Лавр пишет: Ну почему сразу "паразитами"? Мы вроде говорили о химере. А химера, как правило, начинается там, где представители одного этноса паразитируют на другом. Лавр пишет: Почему бы и не поэксплуатировать, если люди с радостью сами одевают себе ярмо на шею? Как я понял, сервильность - следствие химеры. Т.е. изначально была эксплуатация насильственная. Лавр пишет: Кстати, это может быть как раз тем надежным индикатором, который отличает химеру от простого контакта некомплиментарных этносов. Что может быть индикатором?

Салахбеков: Комнин пишет: Как я понял, сервильность - следствие химеры. Т.е. изначально была эксплуатация насильственная Разве в химере обязательно должно быть насилие? Те, на ком паразитируют, они же могут быть и не против. «Может быть, так надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда" (с)

Лавр: Салахбеков пишет: Разве в химере обязательно должно быть насилие? Те, на ком паразитируют, они же могут быть и не против. Вот и я о том же. У ЛНГ была высказана такая мысль, что многие этносы скорее вынуждали захватчиков себя перебить до последнего человека, но своих позиций не уступали (нечто похожее было как раз в Карелии при вторжении туда шведов, аналогично у курдов, осетин и многих других горских народов). То есть своего рода состояние "сервильной готовности" (по аналогии с истерической или бредовой готовностью в психиатрии) этноса или его части - это предпосылка для формирования химеры. При этом направлено оно только на представителей иного этноса, своим соплеменникам или ближайшим соседям эти же люди не намерены ни подчиняться, ни даже конструктивно сотрудничать, пусть и взаимовыгодно. Напоминает старый советский анекдот про студентку: 1-й курс - никому, никому, никому 2-й курс - никому, никому, только ему 3-й курс - никому, никому, только ему и его друзьям 4-й курс - всем, всем, всем 5-й курс (грустно так... ) - кому, кому, кому? Что думают они?... Наверное "нам несут цивилизацию, культуру". или "приобщают к цивилизации, культуре...". Для того, чтобы думать подобным образом, надо сначала прийти к мысли о безусловной "ущербности" своей собственной культуры и, шире, этнической традиции. А вот как раз отказ от собственной этнической традиции без надлежащего замещения (пусть чужой, но "нормальной" этнической традицией или продуктом синтеза нескольких традиций) и приводит к формированию химеры. По определению: В химере господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт, на место единой ментальности приходит полный хаос царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений ... Потеря своеобразных для каждого этноса адаптивных навыков приводит к отрыву населения от кормящего ландшафта Попробуйте убедить в ущербности их обычаев и традиций тех же китайцев, лезгинов, уйгуров, да хоть персистентов-андаманцев А вот с потомками эстов и с некоторыми из русских этот номер прошел в свое время "на ура"...

Салахбеков: Лавр пишет: То есть своего рода состояние "сервильной готовности" (по аналогии с истерической или бредовой готовностью в психиатрии) этноса или его части - это предпосылка для формирования химеры Такая готовность может быть в любом возрасте? (имеется в виду возраст этнической системы)

Лавр: Комнин пишет: люди привыкли что их этнос... эксплуатируется паразитами из другого этноса. Ну почему сразу "паразитами"? Почему бы и не поэксплуатировать, если люди с радостью сами одевают себе ярмо на шею? Кстати, это может быть как раз тем надежным индикатором, который отличает химеру от простого контакта некомплиментарных этносов.

Комнин: Лавр пишет: Вот и я о том же. У ЛНГ была высказана такая мысль, что многие этносы скорее вынуждали захватчиков себя перебить до последнего человека, но своих позиций не уступали (нечто похожее было как раз в Карелии при вторжении туда шведов, аналогично у курдов, осетин и многих других горских народов). То есть своего рода состояние "сервильной готовности" (по аналогии с истерической или бредовой готовностью в психиатрии) этноса или его части - это предпосылка для формирования химеры. При этом направлено оно только на представителей иного этноса, своим соплеменникам или ближайшим соседям эти же люди не намерены ни подчиняться, ни даже конструктивно сотрудничать, пусть и взаимовыгодно. Я говорю о первопричине сервильности. И вы сами с нее начали. Лавр пишет: Этническая сервильность - специфический стереотип поведения, вырабатываемый в рамках этнической химеры. (выделено мной). Т.е. химера - не только следствие С. но и причина. И это логично. В противном случае появляется вопрос об изначальной ущербности, т.е. неполноценности. Лавр пишет: Вероятные характерные проявления - восприятие остзейских немцев эстонцами и шведов финнами До появления эстонцев были эсты. И, соответственно были контакты эстов и немцев. Я читал про то как эти контакты начинались (в 13 веке). Эсты отнюдь не жаждали быть "окультуренными" немецкими рыцарями-"миссионерами". Порой дело доходило до геноцида... Там явно были негативные межэтнические контакты.

Павел: У "русских фошыстов" есть такой термин - самоненависть: Русская самоненависть — особая форма русофобии, при которой русофобами выступают русские по крови люди. Происхождение русской самоненависти Русская самоненависть является не врождённой (природной), а приобретённой, и есть прямое следствие русофобии, исповедуемой нерусскими. Огромную роль здесь играют СМИ. Примеры русской самоненависти * высказывания типа «все русские — пьяницы, дураки и рабы» из уст русских по крови людей; * обряживание русскими по крови людьми самих себя в одежду с русофобскими надписями; Похоже на оно чем-то.

Комнин: К вопросу о пассионарности как энергии. Пока предлагаю следующие термины. Работа необходимая для выиживания (РНВ) Ав. Работа совершаемая индивидом. А Коэффициент пассионарности. Равен отношению работы совершаемой индивидом к работе необходимой для выживания. К=А/Ав У пассионариев К>1, у гармоничников К=1, у субпассионариев К<1. Пассионарий совершает следующую работу. Ап=Ав+Аи. Аи- работа избыточная. Или работа по изменению окружения. Работа субпассионария Ас=Ав-Ан. Не знаю как назвать Ан. В общем субпассионарий эту работу не совершает. А должен. Если хочет выжить. В любом случае, это только первые наброски. Но с чего-то надо начинать.

Лёвочкин: раз еще нет определения Ан, отложим вычитание и остановимся на сложении. тогда Работа субпассионария Ас= Ав+Аи. Если Кс<1, то один из элементов с отрицательным знаком, вероятно Ав. получим Ас=-Ав+Аи

Комнин: Лёвочкин пишет: Ас= Ав+Аи. Если Кс<1, то один из элементов с отрицательным знаком, вероятно Ав. получим Ас=-Ав+Аи 1) Непонятно зачем вы поменяли знак в уравнении. (2) Непонятно почему Ав назвали отрицательной. Ав- константа. Причем положительная. Если какой-то из элементов и отрицательный так это Аи. (но в уравнении при этом менять знак не имеет смысла).

Лёвочкин: Пассионарии - особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Гармоничные особи (гармоничники) - особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения. Субпассионарии - особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения. Ав - работа необходимая для выживания (РНВ) А - работа совершаемая индивидом Аи - работа избыточная. Или работа по изменению окружения К - коэффициент пассионарности. Равен отношению работы совершаемой индивидом к работе необходимой для выживания. К=А/Ав Если принять, что К>1 - у пассионариев К=1 - у гармоничников К<1 - у субпассионариев Следовательно Ав = - 1 - у пассионариев Ав = 1 - у гармоничников Ав = 0 - у субпассионариев Значит Аи = 1 - у пассионариев Аи = 0 - у гармоничников Аи = - 1 - у субпассионариев Получаем Пассионарий совершает следующую работу. Ап= -Ав+Аи.

Комнин: Лёвочкин пишет: ...Следовательно Ав = - 1 - у пассионариев Ав = 1 - у гармоничников Ав = 0 - у субпассионариев "Где логика? Где здравый смысл?" (с) Вы смотрите чего пишите? Еще раз чушь напишите - удалю сообщение. Тратите время.

Илья: На Комнине можно изучать признаки гармоничного человека в фазе инерции. Да и на любом похожем на него. Поясню. Пусть у нас есть некий коллектив, разные мнения, разные позиции. Одному из членов данного коллектива мы дадим право исключать из коллектива других членов. Вопрос - через какой промежуток времени в коллективе останутся только согласные с позицией этого одного члена? Этот механизм (назовем его так) существует уже давно, скоро столетие будет отмечать. И этот механизм действительно можно назвать своеобразным упрощением. Все несогласные удаляются, остаются только согласные. И жизнь (форум, страна, зависит от масштабов применения механизма) превращается в скучное и унылое болото. Не с кем спорить, нет инаковых, все одинаковое. Серая посредственность и ее господство.. Кто не с нами - тот против нас. А значит не имеет право быть.. Чтобы выдавить все инаковое, это на форуме можно замечание влепить. В жизни сложнее, потому что понадобится субьект, кем мы будем выдавливать. Исполнители. Какое-нибудь НКВД. И вот тогда можно развернуться. Можно не только замечание влепить, а просто физически вырезать всех инаковых. Нет человека - нет проблемы. Останутся только "правильные", до боли похожие друг на друга.. И ведь чтобы стать Иосифом Сталиным, вовсе не обязательно быть деспотом и тираном. Достаточно быть каким-нибудь администратором с кнопкой..

Комнин: Илья пишет: И ведь чтобы стать Иосифом Сталиным, вовсе не обязательно быть деспотом и тираном. Достаточно быть каким-нибудь администратором с кнопкой.. Не будем обманывать ожидания.

Онидзука: Илья пишет: Этот механизм (назовем его так) существует уже давно, скоро столетие будет отмечать. И этот механизм действительно можно назвать своеобразным упрощением. Все несогласные удаляются, остаются только согласные. И жизнь (форум, страна, зависит от масштабов применения механизма) превращается в скучное и унылое болото. Передергиваете, мосье тролль. Когда волк в стае ставит на место зарвавшегося волчонка-подростка - он занимается упрощением и превращает свою стаю в "унылое болото"?

Илья: Мелко, подло, ребячество и незрелость. Мои ожидания не обмануты..

Комнин: Илья пишет: Мелко, подло, ребячество и незрелость Вы про себе? Чтож это верно. За это бан и получили. Научитесь общаться по-взрослому. Тогда может быть сможете здесь задержаться.

Онидзука: Илья пишет: Мелко, подло, ребячество и незрелость. Мои ожидания не обмануты.. Вполне заслуженный бан. Даже по формальным основаниям. Нечего оффтопить.

Комнин: Где-то говорилось о том, чтобы поменьше ставить на определение пассионарности как агрессивности. Теперь с этим особенно согласен. А то очень многие думают, что раз они агрессивны, значит они великие люди. А порой это просто банальное не уменее контролировать свои действия, что характерно для субов. Пассионарнии - это те кто трудяться. Энергичные люди. Вовсе не обязательно агрессивные.

Рекуай: Понятие агрессивности намного шире понятия пассионарности. Любой субпассионарий, почувствовав свою безнаказанность, может проявить ни чем не спровоцированную агрессию по отношению к заведомо слабому. И в то же время, почувствовав опасность, бросится праздновать труса. Причина пассионарности скорее всего завязана на гармональных процессах. В стрессовых ситуациях выброс в кровь адреналина и норадреналина приводит к активации внутренних процессов, мобилизации организма. Выработка эндорфинов, гормонов счастья, приносит удовольствие не только от победы, но и от попадания в саму стрессовую ситуацию, мотивирует человека к поискам приключений на обе свои полупопицы. Адреналиновый наркоман, герой, пассионарий? Пассионарии в разные периоды этногенетического процесса ведут себя совершенно по разному. В инкубационный период они вынуждены противостоять породившим их общинам, социальные структуры которых не рассчитаны на высокий уровень пассионарности. Не имея возможности их разрушить, пассионарий ведёт себя более агрессивно и выдавливается из общины, уходит искать людей, близких по духу, то есть таких же отверженных пассионариев. Таковы процессы взаимодействия пассионария с низкопассионарным обществом не только в инкубационный период. В основном люди, не способные сдерживать свою агрессию, бесславно, но геройски гибнут. Например на Кавказе таких людей звали абреками. В инкубационный период пассионариев много, они организуются. Отношения с окружающим населением напряжённые и приходится быть осмотрительными, благо это период созидания новой культуры, есть куда направить свою энергию. Наконец суперэтнос разрастается и набирает силу, наступает период борьбы со всем старым, период экспансии. Но старое не сдаёт своих позиций без боя и тут все средства хороши. Тем более нет необходимости сдерживать агрессию. Более того без агрессивных действий суперэтнос может и не выжить, не достичь максимальных результатов. У догосударственных народов этот период носит название военной демократии. Достигнув границ вмещающего ландшафта, сломив сопротивление окружающего населения, суперэтнос формирует новые социальные структуры и начинается процесс передела сфер влияния. Всё это приводит к периодическим всплескам агрессии внутри суперэтноса. Разряжают обстановку как походы на низкопассионарных соседей, так и столкновения с соседними суперэтносами, противостояние с которыми носит ожесточённый характер. Потерпевшие поражение в междоусобицах, неудачники вынуждены отправляться за пределы вмещающего ландшафта. Подчинить соседние народы можно только уничтожив правящие слои и заняв их место. Опять без агрессии не обойтись. Создание империи позволяет перенацелить излишки пассионарности на решение внешних задач. Очень высокие уровни пассионарности, самый страшный позор, это умереть своей смертью в собственной кровати, а не в бою с оружием в руках. В Тарасе Бульбе у Гоголя был второстепенный персонаж, умудрившийся дожить до старости. Когда стали собираться в поход, он слез с печи, умереть на которой ему совсем не улыбалось. В активный период этногенеза агрессия была образом жизни, носила героический ореол.

Вячеслав: Рекуай пишет: Причина пассионарности скорее всего завязана на гармональных процессах. Именно эта гипотеза была выдвинута лет десять назад и даже частично получила подтверждение, но, к сожалению, скончался доктор Александров, который и разрабатывал эту тему, достигнув некоторых практических результатов.

Комнин: Рекуай пишет: Причина пассионарности скорее всего завязана на гармональных процессах. Давайте не будем здесь это обсуждать. Здесь тема о другом.

Рекуай: Эпицентр этногенеза. Зона в которой на проживающее в ней население происходит сильное природное воздействие, приводящее к рождению большого числа детей с высокой энергетикой. Расстояние между эпицентрами в основном значительное. Эпицентры этногенеза зачастую располагаются цепочками. Зона распространения суперэтноса. Ареал максимального распространения пассионарного толчка из данного эпицентра этногенеза В инкубационный период это первичный эпицентр этногенеза. В период экспансии это экологическая ниша, которую занимает суперэтнос. В акматический период возникают вторичные очаги этногенеза вне экологической ниши за счёт экспорта пассионарности. Помимо этого происходит периферийное рассеивание пассионарности. Происходит подпитка народов предыдущей эпохи без формирования вторичных очагов. Всплеск этногенеза. Начало новой эпохи этногенеза, период единовременного возникновения эпицентров этногенеза Эпоха такого то века (условная дата начала этногенеза) Время существования суперэтносов, возникших в эту эпоху. Завершатся с началом новой эпохи этногенеза. Мёртвая зона. Место, где по тем или иным причинам не только не возникает эпицентров этногенеза, но и соседние суперэтносы не оказывают своего воздействия.



полная версия страницы