Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Иран. Нынешний и прошлый. » Ответить

Иран. Нынешний и прошлый.

Комнин: Тема посвященная этногенезам в иранском регионе. Главный вопрос: возраст этнической системы которая сейчас занимает этот регион? То есть когда он родилась? Где? Какой регион занимает? Есть второстепенные вопросы, но связанные с главным. Наприме, неизбежно возникает вопрос: какие этнические системы населяли этот регион раньше? И т.д. и т.п.

Ответов - 7

Рекуай: Комнин пишет: возраст этнической системы которая сейчас занимает этот регион? какие этнические системы населяли этот регион раньше? Собственно на территории Ирана я не смог обнаружить ни одного эпицентра этногенеза. Эпоха двенадцатого века началась с монгольского нашествия и в дальнейшем проходила под влиянием монгольского, а точнее тюркского господства. Великое переселение народов десятого века началось с вторжения тюрок сельджуков. Эпоха седьмого века началась с арабского нашествия и в дальнейшем проходила под арабским влиянием. Великое переселение народов третьего века началось с переселения ираноязычного населения, саков, юэчжей Эпоха третьего века до нашей эры протекала под влиянием парфян. Эпоха восьмого века до нашей эры опять началась с вторжения скифов и собственно мидийцев и персов. Собственно с этого момента и начинается история персов и Персидской империи. Складывается западно иранская языковая подгруппа. Эпоха двенадцатого века затронула Северную Индию, индоариев и Фрако-Фригийцев. Эпоха семнадцатого века затронула Ассирию, индоиранцы положили конец культурам Атчана и Намазги. Лишь только в эпоху двадцать пятого века наблюдался расцвет Элама, Хараппы, Аккада, амореев Среднего царства Египта. В более древние времена тоже ничего связанного с первичными этногенетическими процессами не наблюдалось.

Комнин: Версия Мичурина В.А.. Пока поддерживаю за неименеем другой.

Уральский: Вариант иранского этногенеза. В X1Vв. Иран, находился под властью потомков монгольских завоевателей. К концу века он развалился окончательно на несколько не связанных друг с другом образований. Страну сотрясали восстания, по ней рыскали отряды тюркских кланов, выискивая добычу. Однако, в середине XV появляются тюрки-кызылбаши – «красноголовые», которые осев, в своё время в Северном Азербайджане, стали совершать опустошительные набеги на север, изгоняя с Кавказа христианское население, на Грузию, и на Иран. Формально, они находились в подчинении тюркских правителей Ак-Коюнлу, но вскоре им надоел этот диктат и, в 1499г. кызылбаши поднимают восстание и объявляют своего вождя Исмаила Сефеви шахом. Очень скоро войска нового шаха покоряют всю территорию Ирана, а в придачу – и часть Ирака. Новая династия, однако, немедленно оказалась втянута в войну с Турцией и узбеками Шейбани-хана, но силы кызылбашей оказалось недостаточно, чтобы всюду одерживать победы. 1514г. – битва на Чалдыранской равнине, разгром кызылбашей. 1514 – 1555гг. – война с Турцией, потеря Ирака, западной Грузии и Армении. 1567 -1587 – война с турками за южный Кавказ. 1597 – война с узбеками. 1602 – 1613гг. – война с Турцией. 1623 – 1636 – ещё одна война с Турцией. А в промежутках – бунты. Бунтуют каландары, бунтуют пехлеваны, сами кызылбаши, недовольные иранизацией своей знати поднимают бунт. В 1636г. шах Аббас заключает мир с турками, подчиняя себе огромные территории. Границы Ирана стабилизируются почти до Х1Хв. Бунты подавлены. Административная и военная реформа в 1597г., перенос столицы в Исфахан, закрепляют произошедшие изменения в стереотипе поведения. Новая страна уже есть, но ещё нет нового народа. Он только появился на свет и его существованию угрожают сильные и столь же пассионарные тюрки. Гильзаев, захвативших Исфахан, сменяет туркмен Надир-шах. Его, в свою очередь, сменяют Зенды с юга Ирана, а их – тюрки Каджары. Каджары, вышедшие победителями из гражданской войны, подвели черту, под фазой пассионарного подъёма. В 1797г. столица переносится в Тегеран. Пассионарный подъём Ирана заканчивается и начинается акматическая фаза, сопряжённая однако, с существенным внешним смещением, в лице экспансии России и Великобритании. Только Исламская революция 1979г. положила конец не только династии Каджаров и Пехлеви, но и покончила с зависимостью Ирана. Исходя из выделенных всплесков этногенеза в Нижнем Поднепровье, на Дону, Кавказе, в Иране мы можем предположить пассионарный толчок, Хый по счёту, имевшем место в сер. XVв. ( около 1440г.), полоса которого прошла через указанные области. Результатом этого толчка стало возникновение таких этносов, как казаки (донские и днепровские), грузины ( возможно, также – некоторые горские племена, в частности – Чеченцы ) и иранцы. Иранцы стали единственным этносом, который оказался способным создать собственное государство. Иран справился со всеми опасностями и находится сейчас в высшей стадии пассионарного напряжения. Все остальные оказались раздавлены своими тяжеловесными соседями и вовлечены в круги их этногенеза.


Салахбеков: Вопрос с том, что в Иране сейчас. Какая этническая (суперэтническая) система, какого возраста, где родилась, на какой территории распространена. Что скажете?

Рекуай: Вопрос с том, что в Иране сейчас. После татаро монгольского нашествия территория Ирана была включена в состав монгольского суперэтноса, относящегося к последней эпохе двенадцатого века. Другие, наиболее близкие, суперэтносы, русский и турецкий, на народы Ирана существенного влияния не оказали. Собственно под суперэтносом я подразумеваю народы, подвергшиеся пассионарному воздействию исходящему из определённого эпицентра этногенеза. В инкубационный период происходит зарождение будущего суперэтноса. В междуречье рек Онон и Керулен сложились халха монголы. В период экспансии происходит распространение суперэтноса по вмещающему ландшафту. Халха монголы заняли свою привычную экологическую нишу. В ходе многочисленных завоеваний монголы захватили огромнейшие территории, но нигде больше не поселились. Другие монголоязычные народы, буряты, ойраты, калмыки, занимают свои экологические ниши, они не были полностью ассимилированы монголами. На территории Китая существует группа старомонгольских языков, сохранившихся от предыдущей эпохи седьмого века. Но другие народы, вовлечённые в круг интересов монголов, повысили свои уровни пассионарности благодаря вторичным очагам этногенеза. Это были тюрки кыпчаки, манчжуры, корейцы, северные китайцы, тангуты, народы Средней Азии и Северной Индии, Ирана, Северного Кавказа. Таким образом монголы, без всяких видимых для себя результатов, распространили свой пассионарный импульс среди соседних народов. Что касается персов, то они регулярно получали пассионарную подпитку. Обычно в ходе вторжения происходит смена правящих слоёв, потом, после периода ассимиляции пришельцев и повышения уровня пассионарности, наступает период реставрации персидских традиций. После татаро монгольского завоевания в эпоху +1200 в Иране господствовали тюрки. Каджарская династия была тюркского происхождения. После арабского завоевания в эпоху +700 персы занимали высокие посты в эмирате. Например от зороастризма мусульманам досталась пятикратная молитва. Возникновение шиизма было реакцией противопоставления персов семитам. После парфянского господства была реставрация сасанидов. После периода эллинизации пришли парфяне, народ, близкий персам по происхождению. Отсутствие эпицентров этногенеза на территории Ирана привело к тому, что резкой смены языка, после прихода ариев в первом тысячелетии до нашей эры, не было, наблюдалась как языковая, так и культурная преемственность, процессы этногенеза протекали плавно, без особых перепадов уровня пассионарности.

Рекуай: [url=http://en.wikipedia.org/wiki/File:Kurdish_languages_map.svg]курды[/url]

AHangaran: Значительная часть кыхылбашей пришла из ТурцииДинастия Сефевидов получила свое прозвание по имени родоначальника — шейха Сефи ад-дина (1254—1334), который возглавлял в Ардебиле суфийско-дервишский орден, называвшийся по его имени Сефевийа. Он пользовался огромным авторитетом как мюршид (наставник) среди своих многочисленных мюридов из всех слоев населения, и слава о его святости вышла далеко за пределы Ардебиля. При его приемниках число последователей ордена еще больше возросло. Сам шейх Сефи ад-дин был, по-видимому, суннитом, но потомки его приняли шиизм, который в то время был широко распространен в народе. Очень скоро влияние Сефевидов сделалось опасным для правителей Азербайджана. В середине XV в. падишах Кара-Коюнлу Джихан-шах вынудил главу ордена шейха Джунейда покинуть пределы его государства. С группой своих мюридов Джунейд ушел сначала в Малую Азию, а потом перебрался в Сирию, подвластную египетским мамлюкам. Здесь он провел несколько лет, но потом вынужден был перекочевать на север Малой Азии, к берегам Черного моря. Одно время он мечтал овладеть Трапезундом, принадлежавшим в то время византийским Комнинам, но его осада окончилась неудачей. Наконец, имея под своим началом 20 тысяч вооруженных мюридов, шейх отправился в Курдистан, находившийся под властью туркменского племенного союза Ак-Коюнлу. Падишах Узун-Хасан позволил Джунейду поселиться в Дийарбакре и выдал за него свою сестру. В марте 1460 г. во время одного из походов в Дагестан шейх был разбит ширваншахом Халил-Аллахом на берегу реки Самур и пал в боюда и позже, в 16 в, приток шиитов из малой Азии был силен



полная версия страницы