Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Армия и пассионарное напряжение » Ответить

Армия и пассионарное напряжение

Комнин: У меня при чтении Гумилева неоднократно возникал вопрос. Есть ли зависимость между пассионарным напряжением ЭС и оптимальным социальным устройством государства, где ЭС доминирует. Например со способом комплектования армии? Меняется ли способ комплектования армии при смене фазы этногенеза? А если меняется то как?

Ответов - 33, стр: 1 2 All

Рекуай: Я думаю этот вопрос надо немного расширить, так как армия есть часть государства, а это уже усложнённая система с наложением нескольких факторов. То есть попытаться ответить на вопрос повышенной сложности надо бы начать с более простой системы, догосударственной. Рассмотрим период экспансии германцев. Кимврская война (лат. Bellum Cimbricum, 113—101 годы до н. э.) — война Римской республики в конце II в. до н. э. с вторгшимися на её земли германскими племенами кимвров и тевтонов. Кимврская война стала первым столкновением римлян с германскими племенами. В первом сражении в 113 году до н. э. кимвры разгромили напавшие на них римские войска в северо-восточных Альпах, после чего прошли через Рейн в Галлию, где в 109 году до н. э. нанесли ещё одно поражение римским легионам. Когда римляне осенью 105 года до н. э. попытались преградить путь варварским племенам (кимврам и присоединившимся к ним германцам и галлам) из Галлии в Италию, то две римские армии были последовательно уничтожены близ Араузиона. Тем не менее варвары отказались от немедленного вторжения в Италию, предпочитая грабить кельтскую часть Галлии. Только в 102 году до н. э. кимвры, тевтоны, амброны и гельветы-тигурины пошли в Италию, разделившись на 3 части. Летом того же года тевтоны и амброны были разгромлены консулом Гаем Марием при Аквах Секстиевых (Нарбонская Галлия), а в 101 год до н. э. при Верцеллах (верховья реки По) соединённые силы консула Мария и проконсула Катула полностью уничтожили кимвров.На лицо начальный период экспансии германского суперэтноса. Уровень пассионарности очень высок, что ведёт к подвижности весьма воинственного населения. Период военной демократии. Не просто все вооружены, вооружены и все папуасы, но и ведут себя активно, непредсказуемо и агрессивно. Беда только в разобщённости, позволившая например просуществовать Римской Империи лишние полтысячелетия. Наличие опыта государственных структур позволяет суперэтносу построить могучее государство, которое незаметно вызревает внутри старого государства. Например переход от древнего царства Египта к Среднему или создание Империи Саргона Великого. И если в Месопотамии шумеров сменяют восточные семиты, то в Египте происходит смена суперэтносов без этнических изменений. Возрастание уровня пассионарности в условиях государственности позволяет перенаправить этот избыток энергии вовне. На ряду с родовой и религиозной аристократией появляется служилое сословие. Как только уровень пассионарности понижается, государство от прямых грабежей переходит к колониальному управлению. Коренного представителя суперэтноса в армию уже не влечёт, разве что коммерческая выгода. Возьмём великого завоевателя Рамзеса второго.Рамсес (Рамзес) II Великий — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1279 — 1213 годах до н. э., из XIX династии. Сын Сети I и царицы Туйи. Один из величайших фараонов Древнего Египта. Весной 5-го года своего правления Рамсес, собрав более чем 20-тысячное войско, выступил из пограничной крепости Чилу во второй поход. Через 29 дней, считая со дня выступления из Чилу, четыре воинских соединения египтян, названные в честь Амона, Ра, Птаха и Сета, в каждом из которых было около 5 тысяч воинов,Вот только одно из них состояло из египтян, остальные были наёмниками. То есть в период эпохи Древнего царства в Египте был эпицентр этногенеза эпохи -3500, второй эпицентр в середине второго тысячелетия до нашей эры. В следующий период эпохи -1800, вторжение гискосов и формирование вторичного эпицентра этногенеза. Больше первичных эпицентров этногенеза в Египте не было, о чём свидетельствует вся его дальнейшая история иностранных вторжений, прихода воинственных пассионариев извне с наступлением новой эпохи. Состояние армии напрямую зависит от уровня пассионарности суперэтноса, является надёжным инструментом по определению фазы этногенеза, наличия первичных или вторичных очагов этногенеза. Чем ниже уровень пассионарности, тем меньше желающих служить в армии, да и толку от таких служак никакого.

Вячеслав: Рекуай пишет: в Египте происходит смена суперэтносов без этнических изменений эээээ...Это как?

Комнин: Вячеслав пишет: эээээ...Это как? Не то что бы это соответствовало Гумилеву... Но я что-то такое допускаю. По сути единственное что может гарантировать ПТ это повышение активности, которая до этого была низкой. Это то, что мы можем наблюдать... При этом могут не меняться "классические этнические признаки", вроде языка, культуры и т.д. Просто "обновление".


Рекуай: Комнин пишет: Не то что бы это соответствовало Гумилеву... Но я что-то такое допускаю. По сути единственное что может гарантировать ПТ это повышение активности, которая до этого была низкой. Это то, что мы можем наблюдать... При этом могут не меняться "классические этнические признаки", вроде языка, культуры и т.д. Просто "обновление". Попробую объяснить. На самом деле происходит наложение нового суперэтноса на старый. Посему фраза "в Египте происходит смена суперэтносов без этнических изменений" формально недопустима. Хотя и происходят значительные изменения, однако всё это маскируется высокой степенью преемственности старой традиции. Если заранее не знать где искать и что искать, то получается почти непрерывная историческая традиция, просто обновление. Тем более в свете изменений, происходивших в последующие эпохи, эти различия становятся ещё менее контрастными. В общем вопрос повышенной сложности. Там, где эпицентры этногенеза смещены значительно, то, соответственно, связанные с этим этнические потрясения бросаются в глаза и легко вычисляются.

Лавр: Комнин пишет: Есть ли зависимость между пассионарным напряжением ЭС и оптимальным социальным устройством государства, где ЭС доминирует. Например со способом комплектования армии? Меняется ли способ комплектования армии при смене фазы этногенеза? А если меняется то как? Наверное в этом отношении наиболее репрезентативна история армии Рима - от вооруженного народа в фазе подъема через варварские легионы к бандам наемников в обскурации.

Комнин: Лавр пишет: Наверное в этом отношении наиболее репрезентативна история армии Рима - от вооруженного народа в фазе подъема через варварские легионы к бандам наемников в обскурации. А в промежутке реформа Мария. Создавшего вместо ополчения профессиональную армию. Однако вообще очень сложно провести зависимость от фаз этногенеза. Хотя бы потому что слишком много факторов влияет на армию. Не только пассионарность. Что интересно... в Византии переход через надлом, совпал с переходом к Фемному строю. Который называют феодальным или ополченческим. А раньше преобладали профессиональные войны (наследие римской империи). В истории Римской империи как и Запада все было с точностью наоборот. Думаю особенность Византии связана с политическим событиями. Ведь в эпоху надлома большая часть ее территории переходила из в руки во время тяжелых войн с персами, арабами, аварами, болгарами... Впрочем здесь надо связь еще понять. Судя по всему "ополчения" были характерны для пограничных регионов Византии. А в эпоху надлому у них практически все регионы были пограничными.

Лёвочкин: Комнин пишет: Меняется ли способ комплектования армии при смене фазы этногенеза? способ комплектования армии при смене фазы этногенеза, меняется, моё мнение.

Лавр: Лёвочкин пишет: способ комплектования армии при смене фазы этногенеза, меняется, моё мнение. Из чего следует, что цивилизации, на определенном этапе своего развития практиковавшие народное ополчение, находились на той же фазе этногенеза, что и нации со своими повально массовыми армиями. Очень убедительно.

Лёвочкин: Лавр пишет: Очень убедительно. я понял Вашу усмешку. Не понял термин "цивилизации". Мой знакомый живущий в Израиле, воевавший как в рядах СА в Афгане, так и теперь там, говорит, что в последние годы при массовом переселении евреев из СССР и постсоветских республик, количество патриотически настроенных граждан желающих служить в армии уменьшается,хотя из США летают отслужить. Тут же нельзя не учитывать и государственное устройство. Скажем как орда Чингизхана, где сама жизнь не подразумевали ничего иного как службы военная.

Лавр: Лёвочкин пишет: Скажем как орда Чингизхана, где сама жизнь не подразумевали ничего иного как службы военная. Налицо подмена понятий. "Народ-войско" не есть массовая призывная армия. Воины Чингиза не несли службу (или государственную повинность, как в случае с призывом).

Лёвочкин: Лавр пишет: "Народ-войско" не есть массовая призывная армия и я про то же. только им деваться то куда было при такой системе. но и отрицать, что это не была повинность,странно. ещё какая тяжкая повинность, но разве свободы выбора у них было меньше, чем с призывной армией и уголовной ответственностью при уклонении от службы?

Лавр: Лёвочкин пишет: отрицать, что это не была повинность,странно. ещё какая тяжкая повинность Как раз там была полная свобода: "Не хочешь воевать вместе с нами? Да пошел ты!" Вот только желающих "пойти" было очень немного.

Лёвочкин: Лавр , тогда если возхмоспособ комплектования армии при смене фазы этногенезажно спустимся на личностный уровень. В сами служили или/и воевали? С каким чувством, был патриотизм и прочю?

Лавр: Лёвочкин пишет: возхмоспособ Лёвочкин пишет: этногенезажно Вот эти два слова можно расшифровать?

Лёвочкин: Лавр , извините. если возможно способ комплектования армии при смене фазы этногенеза, возможно спустимся на личностный уровень. В сами служили или/и воевали? С каким чувством, был патриотизм и проч.? Моё обращение с вопросом к Вам не корректно. Я почему предлагаю пусть на моём примере спустится от общего до уровня род-семья, что бы от простого к сложному рассмотреть вопрос темы. От 1890 года до моего поколения в моём роду-семье служило более 50 проц., на сколько более сознательно чем принудительно ответить не смогу. Лично я сам служил. Я хотел служить/воевать так как мыслил в том возрасте, что это лучшее применение для мужчин. Хотя конкретно в семье никто патриотизм не прививал. В Афган просился , но не попал. Когда была 1я чеченская, сказал себе, что у каждого в жизни должен быть свой афган. Поколение детей/племянников моей семьи/рода служило менее 50 проц., но и среди служившего меньшинства ещё есть делать это осознанно добровольно. Сейчас у меня иной возраст и иной подход. Детей учу, что служить надо, но не в такой армии, а воевать надо осознавая за что. Хотя готовность и желание служить у меня остались, но вот возраст/здоровье нет. Обобщая, можно сказать, что сама по себе готовность добровольно служить в армии ещё не является оказателем пассионарности для отдельного человека. А для этноса/суперэтноса? Ведь очевидно, что в войсках есть как те, кто готов отдать свою жизнь за идею, так и те, кто использует службу для личных целей, расходящимися с целями армии как защитника Родины/этноса. Следовательно сама по себе большая и добровольная армия не является для этноса предметом пассионарного напряжения. Что и показала 1я чеченская война со стороны федералов. Численность и вооруженность войск была определенно достаточной для выполнения приказа грачёва/ельцина, но вот понимания задачи и готовности к самопожертвованию в целом не было. Я не оговариваю индивидуальный героизм, для защиты самих себя. А в чём же тогда?

Лавр: Лёвочкин пишет: если возможно способ комплектования армии при смене фазы этногенеза Есть совершенно хрестоматийные примеры. Древний Рим - сначала всеобщее вооружение народа, после реформы Мария - профессиональная армия из наемных пролетариев, затем разбавленная федератами, на закате империи - сброд провинциалов. В России - изначально профессиональные дружины плюс всеобщее ополчение, затем дворянская служба с вариациями плюс поместное ополчение и военно-сословные структуры, потом рекрутская повинность плюс ополчение, военно-сословные и милиционные формирования, потом всеобщая воинская обязанность. Сейчас - попытки перехода к структуре "наемники плюс сброд провинциалов". Лёвочкин пишет: очевидно, что в войсках есть как те, кто готов отдать свою жизнь за идею, так и те, кто использует службу для личных целей Так было всегда. Лёвочкин пишет: Численность и вооруженность войск была определенно достаточной для выполнения приказа грачёва/ельцина У меня лично нет такой уверенности. Лёвочкин пишет: но вот понимания задачи и готовности к самопожертвованию в целом не было Опять же не уверен, поскольку лично сталкивался с примерами обратного. Чтобы понять проблемы той войны, достаточно представить себе, что, скажем, в 1945 году армия пытается агитировать лесных братьев добровольно сдавать оружие, Сталин оплачивает "восстановление экономики Германии" и заключает с Гиммлером и Власовым соглашения "о восстановлении конституционного порядка" на территории СССР. У "русскоязычных" есть такая поговорка, ныне забытая: "Дураков и в алтаре бьют". Вот только армия тут обычно уже не причем.

Лёвочкин: Лавр пишет: попытки перехода к структуре "наемники плюс сброд провинциалов". а вот с этого места пожалуйста поподробней. Определение в Вашем случае наёмников и сброда провинциалов? Вы имеете ввиду то, что элита наша и дети их не служат в армии? Взять меня, пока я служил по советской присяге это я был только сбродом из провинции (новое определение субэтноса?). После того, а было то в 99 году, когда для карьерного повышения от чего зависело и денежное довольствие, я подписал контракт, то я стал следовательно уже в своей стране и по отношению к своей армии наёмником (присягу РФ не принимал). Лавр пишет: У меня лично нет такой уверенности. у Вас научно военные расчёты? Или ощущение? Лавр пишет: Опять же не уверен, поскольку лично сталкивался с примерами обратного. на войне лично или по рассказам как бы очевидцев?

Лавр: Лёвочкин пишет: а вот с этого места пожалуйста поподробней. Определение в Вашем случае наёмников и сброда провинциалов? Попытки перейти на контрактную армию и покрыть нехватку призывного контингента за счет приема на службу неграждан в обмен на обещание получения граджанства.

Лёвочкин: *PRIVAT*

Комнин: Лёвочкин На сколько я понял, под "сбродом" понимаются те, кому раньше в армию был "вход заказан". В частности люди с криминальным прошлым. Есть предположение, что именно они создали "традицию дедовщины" (неприятно произносить слово "традиция" в таком контексте). Думаю вам стоит посмотреть статьи "Мобилизационный кретинизм". И тему "О современной армии" Раздел (на форуме и сайте) "прочие публикации".



полная версия страницы