Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » юкагиры » Ответить

юкагиры

Рекуай: Суперэтнос седьмого века, были многочисленны и заселяли обширные территории. Двенадцать племён насчитывали более пяти тысяч человек. Занимались охотой на дикого оленя и рыболовством. На протяжении трех с половиной веков соприкосновения с русскими, якутами, чукчами, коряками и другими соседними народами численность юкагиров сильно уменьшилась. По данным переписи 1959 года в Якутии их оставалось лишь 285 человек.[quote]В XVII веке, к началу русской колонизации родоплеменные группы юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы, олюбенцы, омоки, ононди, ходынцы, хоромои, чуванцы, шоромба, янга, яндинцы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания и несмотря на то, что соседние народы однозначо идентифицировали юкагирские племена, как единую этно-культурную общность. Антропологически юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. В настоящее время в антропологическом типе юкагиров выявлен европеоидный сдвиг по сравнению с прочими байкальскими популяциями. Юкагиры по ряду признаков попадают в самый центр уральских групп (манси, ненцы, ханты), но имеют по отношению к ним наибольшую степень выраженности монголоидного комплекса, что, как и данные языка, свидетельствует о былом урало-юкагирском единстве.[/quote]

Ответов - 3

Рекуай: Клоков К.Б. Оленеводство и оленеводческие народы Севера России. Еще в XVII веке этот народ занимал огромную территорию, протянувшуюся с севера на юг от побережья Северного Ледовитого океана до верховий Яны, Индигирки и Колымы и от Анадыря до Лены с востока на запад. Численность юкагиров составляла тогда около 5 тыс. человек. В пределах обширного ареала юкагиров существовало несколько типов хозяйства. Так, оседлые юкагиры в низовьях Индигирки и Колымы занимались рыболовством и охотой на диких оленей, а в верхнем течении этих рек - рыболовством и охотой на лося. Юкагиры, имевшие оленей, кочевали как в тундровых, так и в таежных районах. Их основным занятием также была охота. Олени использовались как транспортное средство. К приходу русских (середина XVII в.) юкагиры в основном пользовались стрелами и копьями с каменными и костяными наконечниками и каменными топорами. На протяжении XVIII века область расселения юкагиров резко сократилась. С востока их теснили чукчи-оленеводы. В низовьях Индигирки, Алазеи и Колымы стали вести промысел русские промышленники. С юга их земли заселялись эвенами, а позднее и якутами. Юкагиры, сблизившиеся с ними, быстро перенимали их способы ведения хозяйства. Оленеводство заимствовано юкагирами у тунгусов, на что указывает не только его в целом тунгусский характер, но и терминология. К приходу русских все тундровые юкагиры были уже оленеводами. Позднее, в конце XIX века оленеводческое хозяйство юкагиров, живших на Алазее и к востоку от Колымы, подверглось также чукотскому влиянию. В это время многие безоленные и малооленные юкагиры работали наемными пастухами в стадах богатых чукчей-оленеводов. В виде вознаграждения они получали оленей, что давало им возможность сделаться самостоятельными охотниками-оленеводами. В течение последних столетий численность юкагирского этноса постоянно сокращалась. После страшной эпидемии оспы 1692-1693 гг. население юкагиров уменьшилось почти наполовину, с 4500 до 2535 человек. С тех пор оно не восстанавливалось, а напротив, продолжало уменьшаться и дальше. Сокращалась и занимаемая юкагирами территория, а освободившиеся земли заселяли якуты, тунгусы и ламуты. На Яне и Индигирке оленные юкагиры смешались с преобладающими по численности эвенами практически уже к началу XIX века. В результате к началу XX века юкагиры представляли собой ряд обособленных групп, смешавшихся с эвенами, эвенками, русскими старожилами и якутами. Их численность снизилась до 550 человек. Только две кочевые группы - верхнеколымские и нижнеколымские юкагиры - сохранили свой родной язык. Интересно, что юкагирским языком стали пользоваться и некоторые группы эвенов, кочевавшие вместе с ними. В условиях разобщенности этническое сознание юкагиров сменилось представлениями о своей принадлежности к тому или иному роду. За триста лет занимавшая огромную территорию юкагирская этноязыковая общность распалась, отдельные ее части были поглощены соседними народами. Только в бассейне Колымы сохранились два реликтовых "островка" юкагирского населения: один в Верхнеколымском улусе - в тайге, другой в Нижнеколымском - в тундре. Таежные юкагиры занимались промыслом лосей, диких оленей, а также пушных зверей. Средством передвижения служили собачьи упряжки. Тундровые - главным образом, охотой на диких оленей. Они имели транспортное оленеводство. Некоторые их семьи работали в качестве наемных пастухов у оленеводов-чукчей. В советское время юкагиры с отдаленных притоков Колымы были переселены в крупные поселки, где были организованы многонациональные колхозы. Однако эти меры не привели к консолидации этнической общности, а, напротив, усилили ее размывание. По данным последней переписи населения 1989 г., в России было 1112 юкагиров, из них 697 в Якутии (остальные, главным образом, - в Магаданской области и на Чукотке). В настоящее время в Якутии основная часть юкагирского населения сосредоточена в двух поселках: Нелемное в Верхнеколымском улусе и Андрюшкино в Нижнеколымском. Кроме этого, несколько десятков юкагиров живут в Аллаиховском (пос. Оленегорск и Чокурдах) и Усть-Янском (пос. Юкагир) улусах

Рекуай: юкагиры Восточные уральцы

Рекуай: Юкагиры 2010 Плужников




полная версия страницы