Форум » Пассионарность, зоны пассионарных толчков и пассионарии » Аксум. эпоха третьего века до нашей эры » Ответить

Аксум. эпоха третьего века до нашей эры

Рекуай: Изложение истории Аксума по книге: Стюарт Мунро-Хэй. Аксум. Африканская цивилизация эпохи поздней античности. Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=301&st=0&#entry17293 Процесс развития Аксумского государства просматривается смутно, город, вероятно, был основан в начале нашей эры. Птолемей, если мы допустим, что его упоминание не является позднейшим добавлением, подводит нас к мысли о существовании крупного города с царским дворцом где-то около середины первого века н.э. В правление царя Зоскалеса (Zoskales), Аксум был уже значительным государством с доступом к морю в Адулисе. Зоcкалес - самый ранний из известных нам на данный момент царей этого региона. Уже в его время там имело место бойкое торговое хозяйство (vigorous trading economy) и даже существовал заметный спрос на иноземные предметы роскоши. Монархия утвердилась: Птолемей подтверждает, что около середины первого века н.э. Аксум был столицей царства. В этот же период, но чуть позже, произошло возвышение города до правительственного центра значительной части Эфиопского плато и приморской равнины. Таковой представляется линия развития, поскольку ко времени царя GDRT (Gadarat - Гадарата) Аксум достиг положения, позволявшего ему смело отправлять войска в заморские экспедиции и даже размещать в аравийских землях свои гарнизоны. В эпоху Перипла эфиопы еще не были в состоянии достигать столь дальних пределов, и аравийский порт Муза (Muza), похоже, обладал бóльшим значением чем Адулис. Постепенно, в течение второго столетия н.э., у Аксума должна была появиться собственная заинтересованность в ослаблении контроля химьяритов над морем, кульминацией чего стал союз с Сабой (см. ниже) и захват некоторых территорий, находившихся прежде под властью химьяритов. С закатом державы мероитов и дроблением власти в регионе, Аксум несомненно получал больше возможностей для продвижения своих интересов на запад и север Судана, нежели когда Мероэ был еще в силе. Мероитский рельеф в Джабаль-Кайли (Jabal Qayli) рядом с дорогой в Кассалу (Kassala), на котором царь Мероэ представлен вместе с убитыми врагами ниже образа божества, похожего на Аполлона, является самым восточным из ныне известных следов мероитского влияния. Период от Гадарата до Эндубиса можно охарактеризовать как первый "южноаравийский" для Аксума, поскольку большая часть доступной нам информации происходит из надписей, найденных в южной Аравии. Надписи, называющие эфиопских царей "nagashi Хабашат (Абиссинии - Habashat) и Аксум(ан)а (Aksum(an))", выполнены древним южноаравийским письмом на древнем южноаравийском языке. Поскольку гласные не обозначены, царские имена, упомянутые в этих надписях, фактически читаются GDRT, `ADBH, ZQRNS и DTWNS, однако здесь для удобства добавлена простая огласовка, например, как в имени "Гадарат". Буквы GDRT могли отображать такие имена из языка геэз как Гедур (Gedur), Гадура (Gadura), Гедара (Gedara) и т.п., однако до тех пор, пока не будет найдено правильно огласованное написание, мы будем пребывать в неведении относительно точного произношения. Надписи, которые упоминают Гадарата и 'Азебаха ('Adhebah) (в геэз возможно 'Azba или 'Azeba), царей Аксума и Хабашат, происходят из знаменитого храма в Марибе (Marib), названного арабами "Махрам Билкис" ("Mahram Bilqis"), по арабскому имени Царицы Шебы. На самом деле, Махрам Билкис был большим храмом лунного божества Илмукаха (Ilmuqah) в древней столице царства Саба, ныне северный Йемен. Надписи, упоминающие аксумских правителей, писались как официальные сообщения о войнах и победах царей Сабы и Химьяра. По причине того, что эти цари обычно враждовали с аксумитами, об успехах Аксума речь заходит нечасто. Тем не менее выясняется, что военные силы аксумитов контролировали некоторые регионы Аравийского полуострова; такому положению, несомненно, от части способствовала политическая обстановка в Аравии, где правители Сабы и Химьяра в разное время призывали на помощь друг против друга аксумские армии. в конце второго века над Аравией господствовали четыре государства: Химьяр (сранительно новое образование), Саба, Хадрамаут и Катабан (Qataban). Примерно между 160-210 н.э. Катабан был аннексирован Хадрамаутом, в то время как сабейские правители стремились подчинить себе Химьяр, которым тогда правил царь Саран Йа'уб Йухан'им (Tharan Ya'ub Yuhan'im). Сабейский царь 'Алхан Нахфан ('Alhan Nahfan), сын Йарима Аймана I (Yarim Ayman I), и его сыновья Ша'ир Автар (Sha'ir Awtar) и Йарим Айман II (Yarim Ayman II) объединились против Химьяра с Гадаратом, nagashi Аксума. Значение Аксума в регионе возросло, и он научился стравливать между собой аравийские царства и племенные объединения. События, датирующиеся, возможно, началом третьего века не позднее 230-тых н.э., служат подтверждением того, что Аксум достиг нового зенита своей мощи. Заморские войны, захват земель в Аравии, военные альянсы, флот и распространение аксумского политического и военного влияния на пространство от Хадрамаута до Наджрана в современной Саудовской Аравии говорят о значительном росте масштаба государства аксумитов.Возможно, на какое-то время противоборствующие стороны установили перемирие, но не надолго. Уже довольно скоро, в 240-ые, мы видим две соперничающие династии, именующие себя царями Сабы и Зу-Райдана (Dhu-Raydan), одна из которых, представленная неким Шамиром (Shamir) из Зу-Райдана и Химьяра, обратилась за помощью к аксумскому царю 'Азебе ('Azeba) или 'Азебаху ('Adhebah) ('ADBH), и его сыну Гирме (Girma), Гариме (Garima), Гармату (Garmat) (GRMT), а также их союзникам из Сахартана (Sahartan) и племени Акк (Akk), против сабейских царей Илшараха Йахдуба (Ilsharah Yahdub) и Йаззила Баййина (Yazzil Bayyin), сыновей Фари'ума Йанхуба (Fari'um Yanhub) (который называл себя только царем Сабы. Царь царей Аксума, великий Сембритэс, его действительное правление в течение по крайней мере 24 лет, если только это верно, заполняет период между последним упоминанием 'Азебаха и следующих известных аксумских правителей, DTWNS и ZQRNS. В течение всего этого периода держава химьяритов укреплялась, и, возможно, чтобы сдержать этот процесс, Аксум решил действовать: примерно в 267-8 химьярский Йасир Йухан'им (Yasir Yuhan'im) (около 260-270) испытал вторжение, которое возглавляли два аксумских царя, Датаунас (Datawnas) (DTWNS) и Закарнас (Zaqarnas) (ZQRNS) с их союзниками из ал-Ма'афира. Аксумское государство на этой стадии предстает вполне оперившейся военизированной монархией с далеко простирающимися зарубежными связями. Возможно, интерес к южной Аравии питался необходимостью эффективного обеспечения порядка на Красном море. Период от Эндубиса до Эзаны. Эндубис и все его преемники помещали на своих монетах дохристианский символ 'диск и полумесяц' до тех пор, пока с обращением Эзаны около 330 н.э. его не сменил крест. Это позволяет нам объединить в одну группу пять царей начала монетного ряда: Эндубис, Афилас, Уазеба, Усанас и Эзана. Хотя первые четыре из этих дохристианских царей нигде более не упоминаются, из данных археологии, в той степени насколько они поддаются интерпретации, почти несомненно следует вывод, что по крайней мере некоторые из них имеют отношение к сооружению ряда крупных декорированных стел в центральном некрополе столицы . Так же им могут принадлежать и некоторые из гробниц, отмеченных этими стелами, но в большинстве случаев гробницы, относящиеся к различным стелам, пока еще не идентифицированы. Из монет того времени можно извлечь кое-какие сведения политического характера. К примеру, исходя из того, что существует одна серия монет, где сочетаются аверсный штемпель (obverse dies) Уазебы с реверсным штемпелем (reverse dies) Усанаса, можно предположить, что Уазеба и Усанас какое-то время правили совместно. Редкость монет Уазебы может указывать на краткость его царствования. Уникальное (для того периода) использование языка геэз вместо греческого на его монетах может выдавать заинтересованность в поощрении их применения скорее внутри Эфиопии, нежели преимущественно во внешней торговле. Возможно, именно в царствования Эндубиса и Афиласа случились последние известные нам события первого абиссинского вмешательства в Йемене. Примерно в 270-ые химьярский Йасир Йухан'им (Yasir Yuhan'im) и его сын и соправитель Шамир Йухар'иш (Shamir Yuhar'ish), похоже, положили конец абиссинской угрозе, и, в добавок к тому, преуспели настолько, что даже смогли аннексировать Сабу. В 290-ые настал черед пасть Хадрамауту, и Шамир Йухар'иш взял себе удлиненный титул царь Сабы, Зу-Райдана, Хадрамаута и Йаманата (Yamanat). Если эфиопы и сохранили за собой какую-то территорию на восточном берегу Красного моря, в лучшем случае это могли быть какие-то небольшие прибрежные районы; как бы то ни было, надписи Шамира о них (эфиопах) более не упоминают. Эзана (Ezana) - самый знаменитый из аксумских царей, предшествовавших Калебу (Kaleb). Нам известны несколько его надписей, которые рассказывают довольно многое о его военных подвигах, а также сообщают множество других подробностей об Аксуме четвертого века. Самым существенным его вкладом в историю Эфиопии было официальное принятие христианства около 333 н.э., что Эзана ознаменовал размещением креста на своих монетах, также крест появляется и в одной из его надписей, и отказом от притязаний быть сыном бога Махрема (Mahrem). Титулы Эзаны показывают, что он считал себя, по крайней мере теоретически, правителем весьма обширных областей современного Йемена, Эфиопии и Судана. Несмотря на то, что большинство военных экспедиций Эзаны в той или иной степени представляли собой обходы его собственного царства для сбора дани, а также, попутного усмирения каких-либо волнений, все же он провел по крайней мере одну крупномасштабную африканскую кампанию против суданцев Ноба и Касу, которую его надписи называют его главной победой. Две фрагментарные аксумские надписи, найденные в самом Мероэ, могут быть отнесены либо к этой кампании либо, возможно, подобной кампании кого-нибудь из его предшественников. Очевидно, что кампания Эзаны была бы отмечена христианскими надписями, между тем некотрые переводчики надписей из Мероэ считают, что последние посвящены языческому богу Аресу/Махрему (Ares/Mahrem); если это так, то они относятся либо к ранней кампании Эзаны, либо к кампании его предшественника. Самая известная из всех аксумских надписей: Monumentum Adulitanum. Сама она утрачена, но ее греческий текст с подробностями о военных походах неназванного по имени аксумского царя был сохранен купцом Космой, который в шестом веке скопировал его для царя Калеба по приказанию, архонта или правителя Адулиса по имени Асба (Asbas)(Wolska-Conus 1968: 364ff). Она была выбита на каменном троне, позади которого лежала упавшая и разбившаяся надпись египетского царя Птолемея III, который царствовал в третьем веке до н.э. К сожалению, Косма, скопировавший обе надписи, по окончании надписи Птолемея сразу же перешел к аксумской, пропустив раздел (если только таковой к тому времени сохранился) с именем и титулами аксумского правителя. Ценность его надписи безмерна, поскольку она предоставляет нам своего рода географический справочник по границам тогдашней Аксумской империи; или по крайней мере по границам сферы ее влияния. На монетах конца четвертого - начала пятого века в обилии представлены христианские девизы, что говорит о благоприятном, с точки зрения наличия официальной санкции, климате для миссионерской деятельности Девяти Святых, которую к этому периоду относит эфиопская агиография . На монетах нет никаких признаков возвращения к язычеству (Pirenne 1975; Shahid 1979), скорее присутствуют знаки возрастающего акцента на христианскую веру правителей. Вот имена царей, которых монеты помещают в эту фазу аксумской истории: Ezana, MHDYS, Ouazebas, Eon, Ebana, Nezana, Nezool, Ousas и/или Ousana(s). Поскольку монеты царя Уазебаса (Ouazebas) были найдены в бытовых отходах пространства, под которым оказались погребены также некоторые из обломков самой большой стелы Аксума, крупнейшего аксумского монолитного монумента, она могла обвалиться еще в царствование самого Уазебаса (Ouazebas), весьма вероятно в конце четвертого - начале пятого веков. Эта стела, похоже, стала последним из подобных грандиозных погребальных сооружений, к которым, по-видимому, охладели с распространением христианства, принесшего с собой новые представления об обряде похорон. Рассказ схоластика (skholastikos), или законника, из египетского Феба (Thebes), который предпринял путешествие в Индию после того, как пробыл какое-то время в Аксуме.Последний провел некоторое время в Эфиопии, прибыв в страну через Адулис и проследовав далее в Аксум. К конце концов он смог продолжить свой путь в Индию на "индийском" корабле. Его замечания, как полагают, указывают на то, что слава Аксума закатилась уже к этому времени: царь Аксума с явной издевкой назван мелким индийским царьком (basiliskos mikros). Хотя этот титул вполне мог быть следствием отношения римского подданного почти к любому правителю в сравнении к римскими и персидскими императорами, но также он может отражать и некоторое ослабление Аксума в ту эпоху. Последовательность, которую приводят списки царей (Conti Rossini 1909) и агиография обычно выглядит так: Sa'aldoba, Ella Amida, Tazena, Kaleb, но, если не считать упоминания имени Тазены на монетах Калеба, на данный момент лишь сам Калеб может быть точно идентифицирован по другим источникам. Существует сирийский труд, Книга Химьяритов (Moberg 1928), о войне в Химьяре, которую вел Калеб против иудейского царя Юсуфа. Калеб вторгся в Йемен около 520 года, чтобы свергнуть иудейского царя химьяритов Юусуфа Асара Ясара (Yusuf Asar Yathar), который преследовал христианское население. Этот официальный повод для снаряжения экспедиции на противоположный берег Красного моря скрывает ряд иных причин, ведь Юсуф, по-видимому, мог также противостоять интересам Аксума и его римских союзников в политической и коммерческой сферах. В конечном счете, оккупационное войско Калеба сумело разгромить, а затем и убить Юсуфа. Был назначен другой, христианский правитель, Сумйафа' Ашва'. Эфиопское наместничество существовало, возможно, в течение четырех или пяти лет, примерно до 525, когда наместник (viceroy) Сумйафа' Ашва' (Sumyafa' Ashwa') был смещен, и вместо него царем стал Абреха (Abreha). Восстановление христианской веры в Йемене, вызывавшее восхищение современных (и позднейших) церковных историков, стало, однако, лебединой песней Аксума как великой державы этого региона. Реальный эффект вполне мог быть обратным: ослабление аксумского влияния, неоправданная трата денежных и людских ресурсов и потеря престижа. Похоже, предприятие оказалось чрезмерно амбициозным для той эпохи, и в конце концов не принесло Аксуму ничего кроме вреда. Аксум мог пострадать от чумы, которая добралась до Египта в 541 году (Procopius, изд. Dewing 1914: 451ff; /"Война с персами" Книга II/ больше о болезнях в Эфиопии см. Pankhurst 1961 ), и распространилась по всей восточной части Римской империи год или два спустя; некоторые утверждали, будто она пошла из Эфиопии, однако этот термин мог относиться к Судану или даже другим регионам Африки. Если же Аксум был жертвой эпидемии, то это могло быть еще одной причиной как провала попытки подчинить царя Абреху в Йемене, так и постепенного заката Аксума, начавшегося в эту пору.

Ответов - 2

Рекуай: Два последующих царя, Армах (Armah) и Герсем (Gersem), замыкают монетный ряд. Монеты поздних царей заметно деградировали по сравнению с более ранними выпусками, и содержание золота в них значительно снизилось. По-видимому, процветание Аксума по ряду причин подошло к своему закату, однако выпуск монет продолжался до тех пор, пока разрушение торговой системы Красного моря, породившей когда-то эксперимент с монетарной экономикой, не избавило окончательно от этой необходимости. Некоторые черты дизайна поздних монет чрезвычайно напоминают византийские образцы. Положение дел в древней столице в этот период было уже не то, что в прежние годы. Истощение почв в окрестностях города, снабжавших значительное население на протяжении примерно шести столетий, несомненно стало вызывать трудности с продовольствием, к тому же египетские отметки уровня воды в Ниле того времени, указывают на то, что количество осадков было не таким стабильным как раньше. Вырубка некогда поросших лесом гор вокруг города, ради древесного угля и под посадочные площади, привела к тому, что дожди смыли поверхностный слой почвы, что усугубило проблемы земледелия (Butzer 1981). Серьезное сокращение торговли на Красном море и потеря доходов из этого источника в сочетании с внутренними трудностями, такими как восстановление независимости у северных племен беджа, а может быть и династические проблемы, могли ускорить упадок Аксума как столицы царства. Как бы то ни было (о ситуации при Ашаме ибн Абджаре и о войнах hatseni Данаэла (hatseni Danael) , представляется возможным, что к середине седьмого века н.э. Аксум перестал быть жизнеспособным в качестве столицы Эфиопии, хотя и продолжил свое существование в более скромном виде вплоть до настоящего времени как духовный и даже как ритуальный центр царства. Период с седьмого по двенадцатый век, определенный у нас как постаксумский в том смысле, что Аксум в это время уже не являлся политическим центром царства. Царство, хотя и рассматривается арабскими авторами в этот период как мощное и обширное государство, фактически утратило выход к морю; также полностью независимыми стали и другие территории, бывшие прежде данниками Эфиопии. Отныне и впредь почти все политические связи страны были лишь с мусульманскими государствами. Митрополит как и прежде прибывал в Эфиопию из Александрийской патриархии, только теперь, чтобы его получить, нужно было обращаться с просьбой к мусульманскому правителю Египта.

Рекуай: Аксум. Эпоха третьего века до нашей эры. Ранние фазы этногенеза суперэтноса аксумитов изучены слабо, однако создание значительного государства, проводившего активную внешнюю политику, говорит о том, что протекали активные этногенетические процессы. К седьмому веку, началу новой эпохи, аксумский суперэтнос благополучно перешёл в инерционную фазу. В результате экспансии арабского суперэтноса были потеряны прибрежные территории, осколки суперэтноса были оттеснены в горы. В эпоху двенадцатого века история аксумского суперэтноса завершилась в связи с зарождением эфиопского суперэтноса.



полная версия страницы