Форум » Этническое поле прошлого и современности » Западная часть Северной Америки. » Ответить

Западная часть Северной Америки.

Рекуай: В эпоху двенадцатого века вертикальная полоса этногенеза пересекла западную часть Северной Америки. Всего прослеживается четыре эпицентра этногенеза. В самом северном сложились эскимосы иннуиты. Эскимосы говорят на языках эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. В неё входят инуитские языки (или инупик), распространенные в Канаде, Гренландии и на севере Аляски, 4 юпикских языка на Аляске и Чукотке, и вымерший сиреникский язык. Собственно иннуитские языки очень бдизки между собой, они возникли в эпицентре этногенеза на основе одного из языков юпик в эпоху двенадцатого века. В процессе формирования они приобрели ряд новых черт, после чего были разнесены по всему северу от полуострова Сьюард до Гренландии и восточного побережья Лабрадора. Культура Туле возникла ок. 1000 года н. э. на Аляске и распространилась оттуда на всю северную Канаду, достигнув Гренландии в XIII веке. При этом она сменила культуру Дорсет, ранее занимавшую северо-восток Канады и северо-запад Гренландии. Эскимосо-алеутская языковая семья Эскимосы иннуиты Аляска Сравнив две карты, видно, что иннуиты широко распространились от полуострова Сьюард на западе до Гренландии. Остальные народы этой семьи являются остатками эпохи седьмого века и реликтами, сохранившимися с более древних времён.

Ответов - 32, стр: 1 2 All

Рекуай: Рекуай пишет: Сравнив две карты, видно, что иннуиты широко распространились от полуострова Сьюард на западе до Гренландии. Остальные народы этой семьи являются остатками эпохи седьмого века и реликтами, сохранившимися с более древних времён.К суперэтносу иннуитов с юга примыкает суперэтнос атапасков. Атаба́ски (атапаски) — группа коренных народов Америки. Населяют западные районы США и Канады. В настоящее время на Аляске , Юконе и в Северо-Западных территориях охватывают 76 поселений и представляют около 45.000 человек. Говорят на атабаскских языках. Самоназвание — дене.Атабаски делятся на три группы: северные (атена, карриер, чилкотин, хан, ингалик, коюкон, сарси, кучин, танана), южные (апачи, навахо) и тихоокеанские (хупа, като, маттоле и др.). Список языков: ампква, ариваипа, атена, бивер, бэр-лейк, галис, догриб, дакубтун, ингалик, каска, като, квалиоква, киова, койотеро, кокилль, коюкон, кускоквим, кучин, кэрриер, лаквейп, лассик, липан, маттоле, маунтин, мескалеро, мимбреньо, набесна, навахо, нальтуинатуине, никола, нонгатль, ойхр-крик, сан-карлос, сарси, секани, синкионе, слейв, сума, тагиш, таку, тальтан, танаина, танана, тлингит, тобосо, толова, тсетсаут, тутутни, тучон, уайлаки, хайда, хан, хикарилья, холикчук, холи-кросс, хупа, хэр, часта-коста, четко, чилькотин, чипевьян, чирикауа, эяк, юмано. Атабаски субарктической зоны — чипевайян, тацанотины (желтые ножи), этчереотины (невольники), догриб, каучадины (зайцы), тцатины (бобры). Атабаски Кордильер — назани, секани, тальтаны, цецаут, такулли, чилкотины. Атабаски внутренней Аляски — кенайцы (танаина), танана, атена, коюкон, кучины, ингалики, тутчоны. Для северных атабасков характерна культура, сходная с культурой других индейцев субарктической зоны. Южные атабаски, апачи и навахо, мигрировали из бассейна реки Маккензи до 14 в. на юго-западе США и северной Мексики. Это типично степные индейцы. Тихоокеанская группа мигрировала в северную Калифорнию в 1-м тысячелетии. Их культура типична для индейцев Калифорнии. Суперэтносом двенадцатого века являются северные и, недавно отделившиеся от них, южные атабаски. атапаски Тихоокеанские атапаски осели в Калифорнии в предыдущую эпоху седьмого века, их хорошо видно на карте. Ещё более древние реликты разной степени древности, эяк, тлинкиты и хайда так же примыкают к эскимосским реликтам.

Рекуай: Канада юго-запад Рекуай пишет: Ещё более древние реликты разной степени древности, эяк, тлинкиты и хайда так же примыкают к эскимосским реликтам. Цимшианы, реликтовая языковая семья, группа индейских народов в Канаде (побережье от зал. Портленд до прол. Милбанк на юге, рр. Насс и Скина) и в США (о. Аннет). Образуют цимшианскую языковую семью. В Канаде — 9,5 тыс. чел., в США — 1,3 тыс. чел. Цимшианская группа (известны также как морские цимшианские, нижние цимшианские, северные цимшианские языки) Прибрежный цимшианский язык (известен также как собственно цимшианский, смалгиах, смалгах) Южный цимшианский язык (известен также как сгююкс) Насс-гитксанская группа (известны также как внутренние цимшианские, континентальные цимшианские) Нисгаа (варианты написания: нискаа, нишга, ниска, насс) Гитксан (варианты написания: гитксанимкс) Прибрежный цимшианский язык распространён в низовьях реки Скина на северо-западе Британской Колумбии, а также на прилегающих островах и на север вплоть до г. Метлакатла (Аляска). Южный цимшианский язык используется в деревне Клемту далеко ниже по реке Скина — этот язык находится на грани исчезновения. Язык нисгаа распространён вдоль реки Насс. Язык гитксан распространён в верховьях реки Скина вокруг г. Хейзелтон (Британская Колумбия и в ряде других мест. Языки нисгаа и гитксан очень близко родственны друг другу и обычно рассматриваются как диалекты одного и того же языка. Несмотря на это, носители обоих языков воспринимают друг друга как отдельные народы (к тому же и те, и другие отделяют себя от носителей собственно цимшианского языка), таким образом, нисгаа и гитксан — отдельные этнолекты. Прибрежный и южный цимшианский языки обычно также считаются диалектами одного и того же языка.

Рекуай: Рекуай пишет: Прибрежный и южный цимшианский языки обычно также считаются диалектами одного и того же языка. Южнее цимшианов и атапасков прибрежная полоса расширяется вплоть до границы с алгонкинами. Между суперэтносами атапасков и шошонов имеется значительный разрыв. В этой обширной зоне обитают четыре языковых семьи, имеющих возможное отдалённое родство. Мосанские языки — гипотетическая языковая макросемья, предложенная Э. Сепиром в 1929 г. в статье, написанной для Британской энциклопедии. По мнению Сепира, в состав данной макросемьи входили салишские, вакашанские и чимакуанские языки северо-западного побережья Тихого океана. Гипотеза была плохо обоснована и с момента первой публикации в её пользу практически не накоплено данных. В настоящее время сторонники сходства данных языков склонны видеть в этом сходстве скорее признаки языкового союза, чем генетического родства. Тем не менее, благодаря авторитету Сепира термин всё ещё используется в нелингвистической литературе. Вакашская семья ключает 6—7 языков, которые делятся на две ветви. Северно-вакашская ветвь 1. хаисла (китамат, Haisla, Xa?islak’ala) — ок. 200 носителей (2005 г.) 2. квакиутль (Kwak’wala, Kwakiutl) — 235 носителей (2000, оценка) хейлцук-увикяла (белла-белла; Heiltsuk-Oowekyala, Bella Bella) — ок. 200 носителей (2005 г.), включает 2 языка или наречия 3. хейлцук (хаилцук) 4. увикяла (увикино) Южно-вакашская ветвь 5. нутка (Nuu-chah-nulth, Nootka, Nutka, Aht, West Coast, T’aat’aaqsapa) — 200 носителей (2003, оценка), народ нутка 6. нитинат (Nitinaht, Nitinat, Ditidaht, Southern Nootkan) — 30 чел. (1991, оценка). 7. маках (Makah) — последний носитель умер в 2002 г., но язык активно преподается в школе в качестве второго языка. В переписи 2000 г. 230 человек назвали себя носителями этого языка в США. Чимакумские (чемакумские, чимакуанские) языки — семья из 2 языков, носители которых живут на северо-западе штата Вашингтон (США) около п-ова Олимпик. Чимакум (чемакум) (†) Килеут (квилеут) (†) Взаимопонимание между языками отсутствует, однако сохранилось немало общих лексических и морфологических характеристик. Чимакум исчез в конце 1940-х гг. Он был распространён на восточном побережье п-ова Олимпик между Порт-Таунсендом (штат Вашингтон) и Худ-Канал. Название чемакум (чимакум) — искажённое английским произношением салишское название племени чемакум, которое звучало на языке скокомиш (твана) примерно как c??bq?b [???bq?b] (ранее [???mq?m]). Килеут (квилеут) исчез в конце 90-х гг. XX в. (последний носитель умер в 1999 г.[1]; по другим сведениям[2], в 1999 г. языком ещё владело несколько человек). Ранее был распространён на западе п-ова Олимпик. Название Quileute происходит от k?o?li·yot’ [k?o?li?jot’], названия деревни в округе Ла-Пуш. Салишские языки (селишские, сэлиш) — семья индейских языков Северной Америки. Включают 23—24 языка, представленных на северо-западе США и юго-западе Канады. лятся на 5 ветвей, из которых 2 включают по одному языку. нухалк (беллакула) — 20 центрально-салишская ветвь: халкомелем — 125—200 нуксак (нуцак) † скомиш (сквамиш) — 12-15 группа твана — 15 (США 2000): северный лушуцид (вкл. скагит, снохомиш), южный лушуцид, твана стрейтс:-20 клаллам, северный стрейтс северная группа: комокс — 400, пентлач, сешельт — 10-40 внутренне-салишская ветвь: северная группа: лиллуэт — 200, томпсон — 400—720, шусвап (шушвап) — 500—600 южная группа: калиспел — 4 (США 2000), кёр-д’ален — 75 (США 2000), колумбийский венатчи (венатчи, ченаль) — 75 (США 2000), оканаган — 400—500 тилламук цамосская ветвь: верхний чехалис, нижний чехалис, коулитц, кинаулт (кино) В настоящее время не доказано родство салишских языков ни с какой другой семьёй. Наиболее вероятным считается отдалённое родство с изолированным языком кутенай. Эдвард Сепир в своё время предположил родство салишских языков с вакашскими и чимакумскими в составе гипотетической мосанской макросемьи, которая в свою очередь вместе с языком кутенай и алгскими языками должна была образовывать алмосанскую гиперсемью. Однако в настоящее время эти связи обычно отвергаются. Салишские языки, особенно чехалисские, внесли значительный вклад в лексику чинукского пиджина. Кутенай (ктуна?ха) — язык племени кутенай, один из индейских языков, распространенный на юго-востоке Британской Колумбии (5 общин), в северо-западной Монтане и северо-восточном Айдахо (по 1 общине). Является изолированным языком, имеющим ряд общих черт с другими языками. В настоящее время наиболее вероятной считается гипотеза, связывающая кутенай с салишскими языками. Вакаши Селиши Чимакум Кутенай


Рекуай: Рекуай пишет: Салишские языки, особенно чехалисские, внесли значительный вклад в лексику чинукского пиджина. Северная Америка По штату Вашингтон можно провести условную границу северной части исследуемой зоны. Здесь наблюдаются два суперэтноса двенадцатого века, иннуиты и атабаски. Эскимосы юпик относятся скорее всего к седьмому веку. Возможно в седьмом веке сложились и алеуты.На данный момент насчитывают несколько сотен носителей языка, большинство из которых являются носителями западного (аткинского) диалекта и проживают на острове Атка, одном из самых западных Алеутских островов. Второй по численности — восточный диалект, отдельные носители которого живут на о-ве Уналашка и на о-ве Умнак; к восточному диалекту также относят разновидность языка, на которой говорят на о-вах Прибылова. Наиболее малочисленны диалекты о. Беринга и о. Медный, на которых говорят потомки алеутов, насильственно переселённых на эти острова во времена российской колонизации Аляски. Диалект о. Медный представляет собой креолизированную разновидность западных диалектов (аткинского и Атту), сочетающую по преимуществу алеутскую лексику и русскую морфологию. Диалект о. Атту, относящийся к западным, считается вымершим. Тлингитский язык представляет собой отдельную ветвь семьи на-дене История тлингитского языка ещё хранит немало белых пятен, в основном по причине отсутствия письменных свидетельств об истории народа и языка до первого контакта с европейцами около 1790 г., но даже после этого и вплоть до начала 20 в. имеются лишь скудные и обрывочные сведения. Язык, по-видимому, распространялся на север из области Кетчикан-Саксман (Аляска) в направлении района Чилкат, поскольку определённые консервативные характеристики языка постепенно исчезали с юга на север. Ряд общих черт между тлингитскими диалектами в районе Портленд-канала и эякским языком особенно впечатляют ввиду огромного географического расстояния.Можно предположить, что тлинкиты сформировались во вторичном очаге этногенеза по соседству с эяк. На территории Аляски прослеживаются народы, сформировавшиеся в предыдущую эпоху седьмого века. Хайда, цимшианы и мосанские народы можно отнести к реликтовым и изолятам, проживающим в "мёртвой зоне", длительное время не испытывавшей толчков этногенеза.

Рекуай: Рекуай пишет: Хайда, цимшианы и мосанские народы можно отнести к реликтовым и изолятам, проживающим в "мёртвой зоне", длительное время не испытывавшей толчков этногенеза. К колумбийским Атапаскам (нижнее течение реки Колумбия) относятся ныне вымершие квалиоква и клацканаи (тлацканаи). Подгруппа орегонских Атапасков включает: верх. умпква (ампква, 1051 чел.), коквилл (576 чел.), а так же часта-коста, тутутни, галис, апплгейт, четкоидр., ныне не сохранившихся как отд. племена (общ. числ. 388 чел.); большинство орегонских А. было поселено в 1850-хгг. в резервациях Силетци Гранд-Ронд; к этой подгруппе относятся так же толова (смит-ривер, 960 чел.), живущие в осн. на севере Калифорнии. В подгруппу калифорнийских Атапасков входят: хупа и слившиеся с ними чилула (3100чел.), вилкут (редвуд, 30 чел.), маттол (97 чел.), бэр-ривер (129 чел.), вайлаки(1732 чел.), лассик (6 чел.),като (175 чел.) (2000, перепись США), вымершие синкйоне и нонгатл. Тихоокеанские Атапаски относительно поздние пришельцы, мигрировали в регион с севера в сер. 1-готыс. н.э. Их традиц. культура представляла собой континуум между культурами индейцевсев.-зап. побережья Сев. Америки. Чинукские языки (от самоназвания Tsinúk) — малочисленная семья индейских языков. Распространена в штатах Орегон и Вашингтон вдоль реки Колумбия среди народов чинук. Катламет (или катламат), ныне исчез (†). Язык катламет был распространён на северо-западе Орегона вдоль южного берега нижнего течения реки Колумбия. Ранее считался диалектом верхнего или среднего чинукских языков, однако взаимопонимание между ними отсутствует. Нижний чинукский язык (также известен как прибрежный чинукский), ныне исчез (†). Клацоп, был распространён на северо-западе Орегона вдоль устья реки Колумбия и Клацопской равнины (†). Мелководный диалект, или собственно чинукский, исчез (†). Был распространён на северо-западе штата Вашингтон около южной части залива Уиллапа. Верхний чинукский язык (также известен как кикшт, колумбийский чинукский) Каскейдс, ныне исчез (†). Клакамас, исчез (†). Худ-ривер, исчез (†). Мултномах (†) Был распространён на о. Сави и в Портленде (Орегон). Языки васко-вишрам, всё ещё используются, но находятся на грани исчезновения. на диалекте васко говорят 5 живых носителей. на диалекте вишрам говорят 2 живых носителя. Уайт-салмон, ныне исчез (†). Язык ватлала был распространён в северно-центральной части Орегона вдоль р. Колумбия. Семья юки-ваппо, предположительно, является изолированной и не связанной с другими языками. Язык юки состоит из 3 диалектов: собственно юки, прибрежный юки и хучном. Язык ваппо состоял из 5 диалектов: 4 были распространены в Напа-Вэлли (долина Напа), и ещё один диалект в анклаве у озера Клир-Лейк. Ваппо и юки сильно отличаются грамматически и лексически (Goddard 1996: 83), из-за чего многие сомневались в их родстве. Кроме того, народы ваппо и юки сильно отличаются друг от друга в культурном плане и даже внешне (Goddard 1996: 83). Языки юки-ваппо представляются одним из наиболее ранних языковых слоёв в Калифорнии, даже более ранним, чем гипотетические хоканские языки. Ваппо (Ashochimi, Ashochimí, Wappo) — мёртвый язык семьи юки-ваппо, распространённый ранее в долине Александра (Александер-Вэлли) к северу от нынешнего Сан-Франциско на западе Калифорнии. Установлено родство языка ваппо с языком юки. Состоял из 5 диалектов: западного, северного, центрального, чистоозёрного и южного. В настоящее время народ ваппо говорит на английском языке. Язык юрок или вейцпекан (Yurok, Weitspekan) — исчезающий язык алгской семьи. Традиционно был распространён в племени юрок в округ Гумбольдт, Калифорния. По состоянию на 2000 количество носителей составляло не более 100 человек, из которых всего 10 плохо владели английским. Вийот или вишоск (Wiyot, Wishosk) — исчезнувший язык, принадлежавший к алгской семье, на котором говорило племя вийот в Заливе Гумбольдта, ныне Калифорния. Остальные народы Орегона и Калифорнии включены в семьи хока и пенути.

Рекуай: Рекуай пишет: Остальные народы Орегона и Калифорнии включены в семьи хока и пенути. Плато-пенутийские (равнинные пенутийские) Кламат-модок (лутуами) Вайилатпуан (языки каюсе [не все относят] и молала со своими диалектами) Сахаптийские языки (сахаптинские, шахаптинские) Калифорнийские пенутийские Майдуанские языки (майду) Йокутийские Йокутские (йокутс) Утийские (мивок-костаноа) Винту (винту) (иногда исключается) [по языковому строю похож на такелма] Морские пенутийские Орегонские пенутийские Кусанские (кус) Саюсло (ранее считался изолятом) Такелма (некоторыми исключается - также считался изолятом [имеет фонетику и грамматику наподобие индоевропейской] Калапуянские языки (калапуя) [не все включают] Алсеанские (алсейские) языки (якон) Цимшианские ЧинукскиеПенутиМорские пенутийские языки Цимшианские языки Чинукские языки Орегонские прибрежные пенутийские языки Алсейские языки Саюсло Кусанские языки Континентальные пенутийские языки Йокутские языки Утийские языки Йокутские языки Майдуанские языки Плато-пенутийские языки Сахаптийские языки Молала Кламат

Рекуай: Рекуай пишет: Пенути Пенути, если такая макросемья существовала в прошлом, можно разделить на три группы семей. Прибрежные жили полосой по побережью штата Орегон. Алсейские (алсеанские, яконские, яконанские) языки — вымершая семья индейских языков Северной Америки. Состоит из 2-х близкородственных языков, распространённых ранее вдоль побережья центрального Орегона. Алси (†) Якина (яквина, якона) (†) Оба данных языка к настоящему времени вымерли. Предполагается генетическая связь между алсейскими языками, языком саюсло и кусанскими языками. Возможно, они также связаны с языками винту. Лингвистические исследования ещё не установили окончательно, могут ли алсейские языки относиться к пенутийской макросемье. Саюсло (англ. Siauslaw, Lower Umpqua, Umpqua) — мёртвый индейский изолированный язык. Родство с другими языками не установлено, если не считать гипотезы о включении в орегонскую прибрежную ветвь пенутийских языков. Само племя саюсло исчезло. Оно входило к конфедерацию нижних ампква и саюсло на юго-западе Орегона у побережья Тихого океана. Также существует языковая программа Конфедерации племён кус, низменные умпква и саюсло. Саюсло (англ. Siauslaw, Lower Umpqua, Umpqua) — мёртвый индейский изолированный язык. Родство с другими языками не установлено, если не считать гипотезы о включении в орегонскую прибрежную ветвь пенутийских языков. Само племя саюсло исчезло. Оно входило к конфедерацию нижних ампква и саюсло на юго-западе Орегона у побережья Тихого океана. Также существует языковая программа Конфедерации племён кус, низменные умпква и саюсло. Кусские или кусанские языки, англ. Coosan languages — исчезнувшая семья индейских языков Северной Америки, состоявшая из 2 языков. Была распространена вдоль южного побережья Орегона. Ханис Милук (также известен как нижний кокиль, Lower Coquille) Язык ханис был распространён к северу от милуков вдоль реки Кус и залива Кус. Язык милук был распространён в низовьях реки Кокиль и в южной части залива Кус. Название miluk — самоназвание народа и название одной из деревень. В 1916 г. Эдвард Сепир включил кусские языки в гипотетическую орегонскую пенутийскую ветвь пенутийских языков. Даная классификация является дискуссионной. К ним с востока примыкают калапуанская семья языков. Калапуянские — малочисленная семья исчезнувших индейских языков, на которых говорили индейцы группы племён калапуйя, на территории долины Вилламетте на западе штата Орегон, США. Сохранились сведения о трёх языках данной семьи. 1. Северный калапуянский язык (известен также как туалатинский или ямхиллский) 2. Центральный калапуянский язык (известен также как язык сантиам) 3. Южный калапуянский язык (известен также как язык йонкалла) Такелма — исчезнувший изолированный язык, распространённый до 19 в. среди индейцев племени такелма. латгава, юго-запад Орегона вдоль верховий реки Роуг нижний такелма, юго-запад Орегона, Роуг-Вэлли (долина реки Роуг) Возможно, существовал отдельный диалект кау-крик, распространённый на юго-западе Орегона вдоль рек Южная Умпква, Миртл-Крик и Кау-Крик. Плато-пенутийские (пенутианские) языки, англ. Plateau Penutian (также: шахапвайлутские языки, англ. Shahapwailutan, лепитские языки, англ. Lepitan) — семья индейских языков. Носители языков, в основном индейцы Плато (откуда и название), проживают на севере Калифорнии, западе Орегона вплоть до штатов Вашингтон и Айдахо. Эдвард Сепир предполагал, что плато-пенутийские языки представляли собой ветвь гипотетической пенутийской макросемьи. Его гипотеза также включала язык каюсе (который он объединял с языком молала в «вайилатпуанскую» ветвь); однако по данному языку сведений сохранилось мало, к тому же сами записи велись бессистемно и допускают множественные толкования. Таким образом, статус языка каюсе в рамках пенутийской или любой другой генеалогической гипотезы остаётся спорной. 1. Кламат-модок (или кламат, лутуами) 2. Молала Сахаптийские языки: 3. Не-персе 4. Сахаптин пенути

Рекуай: Рекуай пишет: пенути Калифорнийские пенути. Майду — исчезающая племенная группа индейцев, проживающих на севере штата Калифорния в США, в центральной части Сьерра-Невады, между реками Фезер и Американ-Ривер. Слово maidu на языке майду означает «человек». Группа делится на южных (нисенан), северо-восточных (горных) и северо-западных (конкау) майду. Майдуанская семья состоит из 4 языков: Долинный майду (или чико, равнинный майду) Северо-восточный майду (или собственно майду, горный майду) Северо-западный майду (или конков) Южный майду (или нисенан) В данных языках очень похожая фонологическая система, но имеются существенные различия в грамматике. Языки не являются взаимопонятными, даже несмотря на то, что в большинстве работ все носители данных языков объединяются общим термином «майду». Диалекты языка чико малоизучены, и их точное генетическое отношение к другим языкам трудно определить окончательно (Mithun 1999), поскольку язык чико в настоящее время исчез. Прочие языки данной семьи находятся на грани исчезновения: на северо-восточном майду говорят 1-2 человека, конков — 3-6 человек, нисенском — только 1 человек. Мивокские языки (мивок, мивук, мокелумнан) - A. Восточные мивокские языки 1. Равнинный мивокский язык 2. Заливный мивокский язык (или саклан) (†) i. Сьерра-мивокские языки 3. Северный сьерра-мивокский язык 4. Центральный сьерра-мивокский язык 5. Южный сьерра-мивокский язык. B. Западные мивокские языки 6. Прибрежный мивокский язык (†) — исчез, вероятно, включал два диалекта. 7. Озёрный мивокский язык II. Костаноанские языки (охлонийские, костано) (†) — вся ветвь в настоящее время исчезла. «Языки» чоченьо, тамьен и рамайтуш были настолько похожи, что, видимо, представляли собой диалекты одного языка. A. Севернокостаноанская группа (†) 8. Чалон (или чолон, соледад) (†) (?) — возможно, переходный язык между северными и южными языками костано. 9. Авасвас (или костано-санта-крус) (†) — вероятно, не представлял собой одного языка, так как документированные записи носителей этого языка имеют существенные различия. 10. Тамьен (тамиэн, костан-санта-клара) (†) 11. Чоченьо (сан-хосе, восточный заливный костано) 12. Рамайтуш (или сан-францисканский костано) B. Южнокостаноанская группа (†) 13. Муцун (или костано-сан-хуан-баутиста) (†) 14. Румсен (или румсиен, сан-карлос, кармель) (†) C. ? Каркинская группа 15. Каркин (†) Языки винту, или винтуанские, или винтунские, или копех(ан)ские языки — семья индейских языков Северной Америки. Распространены в долине Сакраменто в северной Калифорнии. Все языки данной семьи находятся на грани исчезновения. В состав семьи входят 4 языка: I. Северная ветвь 1. Винту 2. Номлаки (или центральный винту) II. Южная ветвь 3. Патвин 4. Южный патвин (†) У языка винту осталось только 5 живых носителя. На языке номлаки, возможно, уже никто не говорит. По состоянию на 1997 г. оставался один живой носитель языка патвин. южный патвин исчез вскоре после контакта с белыми, об этом языке мало известно (Mithun 1999). Гордон (Gordon, 2005) насчитывал от 2 до 6 живых носителей всех языков семьи винту. Собственно винту — наиболее документированный из всех языков данной семьи, потому и дал ей название. Йоку́тские языки (йокуцские, йокутс, марипозские; Yokuts, Yokotch) — семья индейских языков Северной Америки. Были распространены среди индейцев-йокутов в центральных районах Калифорнии в бассейне реки Сан-Хоакин вплоть до западных отрогов Сьерра-Невада. По переписи 1990 года насчитывалось 103 носителя всех йокутских языков, по переписи 2000 — всего 30 человек. Большинство йокутских языков и диалектов вымерло. Согласно последним исследованиям выделяется шесть языков, из которых лишь на одном или двух ещё говорят незначительные группы индейцев. палеуями (посо-крик, алтинин, палевиами; Palewyami) † собственно йокутская подсемья буэна-виста †: диалекты туламни, хометволи (хометвали), лоасау и тухохи ним-йокутская ветвь туле-кавия (Tule-Kaweah) (†): диалекты викчамни (вучамни), яуданчи (нутаа, яусанчи), кавия, йокод и бокнинувад севернойокутская группа: кингс-ривер (†): диалекты чукаймина, мичахай, айтича (кочеяли), чойнимни, тойхича гашову (касон) † долинно-йокутский язык (долинный йокут): дальнесеверное наречие (Far Northern Valley) †: диалекты ячикумне (чуламни), нижне-сан-хоакинский, чалостака, лакисамни-тавалимни северное наречие (Northern Valley): диалекты ноптинте (нупчинче), мерсед, чаучила, чукчанси, кечайи, думна, далинчи, толтичи южное наречие (Southern Valley): диалекты вечихит, нутунуту-тачи, чунут, воласи-чойнок, койети-явелмани (йоулумни), вовол, теламни, апиачи, цинеухиу, вимильчи. С точки зрения этнографии йокуты делились на долинных (носители долинно-йокутского языка) и предгорных (Foothill Yokut: все остальные языки и долинные диалекты чукчанси, кечайи, думна (т. н. Northern Hill). Под North Foothill, упоминаемом в переписях, имеется в виду именно диалект чукчанси, а не языки собственно предгорных йокутов. Йокутс Винту Мивок Калифорнийские пенути скорее всего были пришельцами и потеснили народы группы хока, однако случилось это в незапамятные времена.

Рекуай: Рекуай пишет: Калифорнийские пенути скорее всего были пришельцами и потеснили народы группы хока, однако случилось это в незапамятные времена. Народы группы хока ещё более древние, чем пенути. В основном они относятся к изолятам, имеющим слишком отдалённое родство, позволяющее объединить их в гипотетическую макросемью хока. хоканская семья Хоканские языки (28 языков): Эсселенско-юманские языки (10) Эсселенский язык Кочими-юманские языки Северные хоканские языки (13) Чимарико Языки карок-шаста (4) Карок Шаста-палайхнийские языки (3) Палайнихские языки (2) Шастанские языки (4) Помоанские языки (7) Языки яна (4, по другой классификации — 4 диалекта одного языка) Салинский язык Уашо Сери По?мо — группа индейских народов в США, на северо-западе центральной Калифорнии. Общая численность в 1990 году — 4900 человек. Говорили на помоанских языках, вытесненных английским. На языке кашайа говорит несколько десятков человек, на центральном помо - около 10, на юго-восточном и восточном помо - по 1 человеку, остальные языки вымерли. Делятся на 7 групп: южные помо, юго-западные помо или кашайа (самоназвание от «быстрый, проворный»), центральные помо, северные помо, северо-восточные помо, восточные помо, юго-восточные помо. Известно 7 помоанских языков. Они делятся на 4 ветви, из которых 3 включают по одному языку. Западная ветвь северная группа: северный помо (†) (с 1994 года) южная группа: центральный помо (хабенапо), кашая (юго-западный помо, кашиа), южный помо (гальиномеро) северо-восточный помо (†) восточный помо юго-восточный помо Карук или карок — исчезающий язык-изолят, распространённый на северо-западе Калифорнии (США среди племени карук. Большинство членов данного племени Чимарико — исчезнувший язык-изолят, распространённый ранее на территории округа Тринити, северо-запад штата Калифорния, среди племени чимарико. Палайхнихские языки (лайкни, палайнихские) — семья индейских языков на северо-востоке Калифорнии. ацугеви (†) ачумави (или ачомави) — язык индейцев реки Пит Шастанские языки, или языки шаста — семья из 4 языков, распространённых ранее на севере Калифорнии и на юге Орегона. Кономиху (†) Нью-Ривер-шаста (†) Окванучу (†) Шаста (или шастика) (†) Все языки семьи шаста исчезли. Последние три пожилых носителя, говоривших на языке шаста, умерли в 1980-е гг. Предполагается, что языки шаста входили в хоканскую макросемью. Язык яна — исчезнувший язык-изолят, существовавший в центральной и северной Калифорнии в области между реками Фезер и Пит, где ныне находятся округи Шаста и Теама. На нём говорили родственные племена яна и яхи. Язык исчез в 1916 г. Язык уошо (вашо, уашо) — индейский язык-изолят. Распространён на границе штатов Калифорния и Невада вдоль сухого русла рек Траки и Карсон среди племени уошо, особенно вокруг озера Тахо. По переписи 2000 г., насчитывалось 252 носителя языка уошо, однако фактически оно может составлять лишь несколько десятков. Племя уошо относится к культуре Великого бассейна и является единственным, не принадлежащим к нумским языкам в данном регионе. В языке имеются заимствования из соседних юто-астекских, майдуанских и мивокских языков, по данной причине он входит сразу в два языковых союза — Большого бассейна и Калифорнийский. Уошо не связан родством с соседними языками — северным паюте (нумские языки юто-астекской семьи), майду (майдуанская семья) и мивок (утийская семья). Не установлено и достоверных связей с другими языками. Нередко включается в гипотетическую хоканскую макросемью. Но даже это предположение, по мнению отца хоканской гипотезы А. Крёбера, может быть верным при условии весьма отдалённого родства с прочими хоканскими языками. Эсселенский язык (эсселен) (самоназвание: Huelel) — изолированный язык, на котором говорило племя эсселенов на центральном побережье Калифорнии к югу от нынешнего г. Монтерей. Салинский язык, англ. Salinan — вымерший язык индейцев племени салины, проживавшего на побережье центральной части штата Калифорния в США. Исчез со смертью последнего носителя в 1958 г. В языке существовало как минимум два диалекта, антониано и мигеленьо, получившие имена по названию миссий Святого Антонио и Святого Мигеля. Возможно, существовал третий диалект, плаяно. Чумашские языки — исчезнувшая семья индейских языков, ранее распространённая на южном побережье штата Калифорния (от Сан-Луис-Обиспо до Малибу), в соседних континентальных районах (долина Сан-Хоакин[en]), и на трёх прилегающих островах (Сан-Мигель[en], Санта-Роза[en] и Санта-Круз). Все чумашские языки исчезли, однако они задокументированы.Чумашские языки могли быть родствены соседним салинским языкам в рамках гипотетической искоманской группы. I. Северные чумашские языки: 1. Обиспеньо (также известен как северный чумашский) (†) II. Южные чумашские языки: a. Островные чумашские языки: 2. Крусеньо (также известен как островной чумашский язык или исленьо) (†) b. Центральные чумашские языки: 3. Пурисименьо (†) 4. Инесеньо (†) 5. Барбареньо (†) 6. Вентуреньо (†)

Рекуай: Рекуай пишет: Народы группы хока ещё более древние, чем пенути.Восточнее Калифорнии проживают народы северной нумской (шошонской) ветви юто-ацтекской языковой семьи. ютская ветвь северные шошоны Народы этой ветви делятся на четыре группы. Три из них малочисленны. Это хопи, тюбатубаль и такийские народы. Хопи — индейский народ, проживающий на площади 12 635 км² в резервации Хопи на северо-востоке Аризоны. Традиционно принадлежит к группе народов пуэбло. По всеамериканской переписи 2000 г. население резервации хопи составляло 6 946 человек. Наибольшая по величине община проживала в Фёрст-Меса, штат Аризона. Согласно преданиям хопи, племя изначально представляло собой смесь представителей различных племён разного происхождения, постепенно ставших идентифицировать себя как один народ. Под влиянием атабаскских миграций с территории нынешней Канады, продолжавшихся до конца XV в., в результате чего образовалась современная народность навахо, хопи мигрировали из своих деревенских равнинных поселений в горы, где они могли лучше защищаться. Хопи входит в языковой союз пуэбло вместе с языками нескольких соседних племён. Помимо этого, исторически этот язык в течение некоторого времени находился в контакте с испанским, что связано с деятельностью католических миссионеров на территории нынешней Аризоны (в XVII веке). Внутри языка хопи Бенджамин Уорф выделял четыре основных диалекта: полакка, торева, сипаулови и ораиби. В дальнейшей научной традиции их обычно называют так: первой месы, мишонгнови, шипаулови и третьей месы. Второй из них имеет наиболее архаичную грамматику и фонологическую систему. Тюбатулабаль (Tübatulabal) - почти исчезнувший индейский язык, который относится к северной ветви юто-астекской языковой семьи, на котором говорит народ тюбатулабаль, проживающий в округе Керн на юге центральной части штата Калифорния в США. Такийские языки — группа юто-ацтекских языков Южной Калифорнии. Морфологически относятся к агглютинативным языкам. Купеньо или Купа Кауилья или Кавилья Луисеньо Серрано Габриэленьо или Тонгва такийские языки Нумские (нумийские) языки — ветвь юто-ацтекской семьи. Включают семь языков индейцев Северной Америки, традиционно проживающих в районе Большого Бассейна, бассейна р. Колорадо и на юге Великих Равнин. Название группы происходит от слова, встречающегося в разных формах во всех нумских языках и обозначающего человека. Например, на шошонском языке слово звучит neme, на тимбиша — nümü, на языке юте (южный пайюте) — nuwuvi, на языке кавайису — nuwa. Носители нумских языков сравнительно недавно распространились из изначально небольшой территории, вероятно, около нынешней долины Оуэнс (Оуэнс-Вэлли), по территории своего нынешнего обитания. Центральные нумские языки Команче Тимбиша — группа диалектов Шошоне — группа диалектов Южные нумские языки Кавайису Юте или южный пайюте — группа диалектов Западные нумские языки Моно — два диалекта, восточный и западный Северный паюте — группа диалектов, включая южный невадский, Northern Nevada, орегонский и баннокский Народы четвёртой нумской группы имеют все признаки суперэтноса. Это сочетание языковой близости и обширный ареал расселения, свидетельство периода экспансии. Кроме выше перечисленных народов в среднюю часть необходимо включить переселенцев с севера апачей-навахо, и народы пуэбло. Таким образом рубеж между средней и южной частями проходит несколько выше мексиканской границы.

Рекуай: Рекуай пишет: Кроме выше перечисленных народов в среднюю часть необходимо включить переселенцев с севера апачей-навахо, и народы пуэбло. Пуэбло (от исп. pueblo — 1) «народ», 2) «селение») — группа индейских народов Юго-Запада США. Численность — 32 тыс. чел. (1987). Проживают в штатах Аризона и Нью-Мексико, между реками Рио-Гранде и Колорадо. Религия — протестантизм и католицизм с традиционными культами, хотя ещё в XVIII веке пуэбло с исключительной яростью оказывали сопротивление внедрению христианства — в частности, они уничтожили укреплённое поселение Аватови, где проживали их перешедшие в христианство соплеменники, убив всех находившихся там мужчин. Предки пуэбло — полуоседлые племена охотников и собирателей, постепенно освоившие примитивные формы подсечно-огневого сельского хозяйства. Представители археологических культур Анасази, Могольон, Патайян, Саладо и Хохокам длительное время мирно соседствовали друг с другом и приобрели общие черты. В XIII—XV веках в результате Великой засухи представители этих культур переселились в долину реки Рио-Гранде и ныне пустынные плоскогорья Аризоны и Нью-Мексико, а территории их прежнего обитания заселили апачи и навахо. Пуэбло говорят на различных языках: шошонском, хопи, тано, зуни (зуньи, суньи), которые относят к ацтекско-таноанской макросемье, и изолированном языке или группе языков керес. Кайо́ва-таноа́нские языки (киова-тано) — семья индейских языков Северной Америки. Представлены в двух ареалах в центре США: в центре Великих Равнин (кайова, в 1867 году переселились в две резервации на юго-западе Оклахомы) и на Юго-Западе среди народов пуэбло (таноанские языки в верховьях Рио-Гранде). Общее число говорящих — 9230 чел. (2000, перепись). Делятся на 2 ветви — таноанские языки (делится на 3 подветви) и язык кайова. Таноанские языки: Тиванская ветвь (всего 2,2 тыс. чел.): северный тива (группа): языки таос и пикурис южный тива язык пиро †. язык тева (3,9 тыс. чел. с двумя группами диалектов) язык това (хемес, 2 тыс. чел.). язык кайова (1,1 тыс. говорящих), По данным лексикостатистики разделение праязыка относят к нач. 1 тыс. до н. э. Таноанские языки Таноанские языки — группа языков, на которых говорят ряд индейских племён пуэбло. Находятся в дальнем родстве с языком кайова, вместе с которым входят в кайова-таноанскую семью, которая, в свою очередь, гипотетически находится в родстве с юто-астекской семьёй и языком зуни. Тива (Tiwa, Tigua, E-nagh-magh) — группа, состоящая из двух или, возможно, из трёх языков, связанных с кайова-таноанскими языками, на которых говорит народ тива, проживающий в штате Нью-Мексико в США. Имеет северный диалект (диалекты таос, на котором говорит народ таос, и пикурис, на котором говорит народ пикурис), южный диалект и пиро, который вымер. Тева (Tewa) - находящийся под угрозой исчезновения кайова-таноанский язык, на котором говорит народ тева, который проживает на статистически обособленных местностях Намбе, Окей-Овинге, Похоаке, Санта-Клара, Санта-Фе, Сан-Ильдефонсо, Сан-Хуан, Тесуке штата Нью-Мексико, в деревне Хано резервации Хопи штата Аризона в США. Имеет диалекты намбе, похоаке, сан-ильдефонсо, сан-хуан, санта-клара, тесуке, хано. Почти весь народ в настоящее время говорит на английском языке. Това (Jemez, Towa) - находящийся под угрозой исчезновения таноанский язык, на котором говорит народ хемес, проживающий на севере центральной части штата Нью-Мексико в США. Язык не имеет письма, так как правила племени не позволяют это. Традиционный закон племени запрещает писать на хемес и преподавать его посторонним лицам. Кайова Живут в резервации в штате Оклахома. В XVII веке мигрировали с верховьев рек Йеллоустон и Миссури (штат Монтана) к юго-востоку и обосновались по соседству с кроу (штат Южная Дакота). В 1805 их вытеснили оттуда шайенны и лакота к реке Арканзас. В XIX веке занимали территорию на реках Симаррон и Ред-Ривер в штатах Канзас, Колорадо, Оклахома. Кайова — язык народа кайова, один из индейских языков США. Относится к кайова-таноанской семье языков. Распространён главным образом в округах Каддо, Кайова и Команч штата Оклахома. Марианна Митун сообщает о 300 носителях языка на 1999 год. Intertribal Wordpath Society оценивает максимальное число говорящих в 400 человек. Справочник Ethnologue говорит о 1 100 носителях (по данным переписи 2000 года). Как и большинство индейских языков США, кайова находится на грани вымирания. Большинство носителей — пожилые люди. Зу́ни, зу́ньи (англ. Zuni, Zuñi), су́ньи (исп. zuñi) — язык народа зуни, проживающего на западе Нью-Мексико и на востоке Аризоны в США и входящего в территориальную группу индейских народов пуэбло. Число носителей — около 9500, в основном они сконцентрированы около Зуни-Пуэбло (Нью-Мексико), и значительно меньше — в Аризоне. Зуни — изолят. Предлагавшиеся гипотезы о родстве не получили общей поддержки. Кересские языки — изолированные. Всего известно 7 диалектов, которые можно сгруппировать в 2 языка. Диалекты внутри каждого из них взаимопонимаемы, однако между двумя языками имеются существенные различия. Восточнокересский язык (восточный керес, рио-гранде) — всего 4580 носителей (1990) диалект котьит (кочити) — Кочити-Пуэбло: 384 носителя (1990) кацтья-кева: диалект кацтья (сан-фелипе) — Сан-Фелипе-Пуэбло: 1560 носителей (1990), диалект кева (санто-доминго) — Санто-Доминго-Пуэбло: 1880 носителей (1990) ция-тамаия: диалект ция — Сиа-Пуэбло: 463 носителя (1990), диалект тамаия (санта-ана) — Санта-Ана-Пуэбло: 229 носителей (1990) Западнокересский язык (западный керес, акома-лагуна) — всего 3391 носителей (1990) диалект ааку (акома) — Акома-Пуэбло: 1696 носителей (1980)[1] диалект каваик (лагуна) — Лагуна-Пуэбло: 1695 носителей (1990)

Батак: Рекуай пишет: Таноанские языки — группа языков, на которых говорят ряд индейских племён пуэбло. Находятся в дальнем родстве с языком кайова, вместе с которым входят в кайова-таноанскую семью, которая, в свою очередь, гипотетически находится в родстве с юто-астекской семьёй и языком зуни. Что меня всегда удивляло - это огромная дробность индейских языков. И все макросемьи - что америндская, что более узкие - не очень хорошо принимаются всеми специалистами. Моё предположение, что время заселения Америки (порядка 15 тысяч лет назад?) может находиться за пределами вменяемых методов СИЯ. То есть, невозможно уже надёжно сказать, были ли проникновения разных языков или распад основной миграции уже в Америке. Конечно, это кажется маловероятно, чтобы эдак сотня-другая неродственных языков последовательно прошла через Берингию, но мало ли что бывает...

Рекуай: Рекуай пишет: Народы группы хока ещё более древние, чем пенути.кочими-юманские I. Семья кочими 1. Кочими (†) (возможно, северный и южный диалекты представляли собой отдельные языки) II. Юм(ан)ская семья A. Ядерные юманские языки i. Дельта-калифорнийские юманские 1. Ипай (также — северный диегеньо) 2. Кумеяай (также — южный диегеньо, кампо, камиа) 3. Типай (также — южный диегеньо, хуэртеньо, куахль) 4. Кокопа (также кукапа) ii. Речные юманские языки 5. Квечанский язык (или собственно юма) 6. Марикопа (или пии-паш) 7. Мохаве iii. Пай. 8. Хавасупай-валапай-явапай (или северный юмский) a. Явапай b. Диалект валапай (или уалапай) c. Хавасупай 9. Пайпай (или акваала; возможно, отличается от горного юмского только как диалект) B. Языки килива 10. Килива https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4e/Yuman-Cochimi_langs.png кочими-юманские Кумеяай (Campo, Cochimi, Comeya, Cuchimi, Diegueno, Digueno, Kamia, Kamiai, Kamiyahi, Kamiyai, Ki-Miai, Ko’al, Ku’ahl, Kumeyaai, Kumeyaay, Kumia, Kw’aal, Quemaya, Tipai’, Tipai, Tipei) — местный американский язык, на котором говорит народ кумеяай в горной местности к юго-востоку от города Текате, в 60 км к востоку от города Энсенада, в муниципалитетах Каньон-де-лос-Энсинос, Ла-Уэрта-де-лос-Индиос, Сан-Антонио-Некуа, Сан-Хосе-де-ла-Сорра и Ха’аа, в ранчо Нехи штата Нижняя Калифорния в Мексике, в мегарегионе Южная Калифорния, восточнее города Сан-Диего, а некоторые — в Имперской Долине, в США. Кумеяай относится к кочими-юманским языкам дельта-калифорнийской ветви. Кумеяай и его соседние диалекты, ипай на севере и типай на юге, часто считались диалектами единого языка дьегеньо, но в настоящее время установился консенсус среди лингвистов, что существует, по крайней мере, три самостоятельных языка внутри диалектной цепи (например, Лэнгдон 1990). Название «кумеяай» обычно используется как для центрального языка этой семьи, так и для народа ипай-кумеяай-типай в целом. Название «типай» также широко используется в качестве коллективного обозначения носителей кумеяай и типай диалектов. Типай (Campo, Cochimi, Comeya, Cuchimi, Diegueno, Digueno, Kamia, Kamiai, Kamiyahi, Kamiyai, Ki-Miai, Ko’al, Ku’ahl, Kumeyaai, Kumeyaay, Kumia, Kumiai, Kw’aal, Quemaya, Tiipai, Tipai’, Tipai, Tipei) — местный[уточнить] язык в Америке, на котором говорят племена кумеяай в ранчо Неджи, в горах юго-восточнее города Текате и в 60 км к востоку от города Энсенада, в муниципалитетах Джааа, Каньон-де-лос-Энсинос, Ла-Уэрта-де-лос-Индиос, Сан-Антонио-Некуа, Сан-Хосе-де-ла-Сорра штата Нижняя Калифорния в Мексике и на юге штата Калифорния, восточнее города Сан-Диего, а некоторые проживают в долине Империи в США. Язык типай также является южным диегеньо. Типай принадлежит юманской семье языков и к дельта-калифорнийской ветви этой семьи. Кокопа (Cocopa, Cocopah, Cucapa, Cucupa, Delta River Yuman, Kikima, Kikima, Kwikapa, Kwikapa) — индейский язык народности кокопа, относящийся к дельта-калифорнийской группе кочими-юманской семьи, на котором говорят в муниципалитетах Сан-Пойса-де-Аройсу и Эль-Майор (к югу от Рио-Сан-Луис-Колорадо) штата Нижняя Калифорния в Мексике, возле реки Нижняя Колорадо, к югу от города Юма штата Аризона в США. В попытке сохранить живой язык, на котором говорили меньше чем 400 человек на рубеже 21 века, в 1998 году музей языка кокопа стал предлагать уроки языка кокопа детям. В прошлом, типай и его соседи на севере, языки кумеяай и ипай, рассматривались как диалекты единого языка диегеньо, но лингвисты теперь признают, что они представляют собой не менее трёх различных языков (для дискуссии см. Маргарет Лэнгдон). Типай сам по себе неравномерная разновидность произношения, но некоторые полагают, что его, может быть, можно было признать несколько языков в типай. Кумеяай относится к кочими-юманским языкам дельта-калифорнийской ветви. Кумеяай и его соседние диалекты, ипай на севере и типай на юге, часто считались диалектами единого языка дьегеньо, но в настоящее время установился консенсус среди лингвистов, что существует, по крайней мере, три самостоятельных языка внутри диалектной цепи (например, Лэнгдон 1990). Название «кумеяай» обычно используется как для центрального языка этой семьи, так и для народа ипай-кумеяай-типай в целом. Название «типай» также широко используется в качестве коллективного обозначения носителей кумеяай и типай диалектов. Квечанский язык (Kechan, Kwtsaan, Quechan, Quecl, Yuma) - индейский язык, на котором говорит народ квечаны, который проживает в резервации Форт-Юма юго-восточного края штата Калифорния, в речной долине Нижняя Колорадо и пустыне Сонора штата Аризона в США. Схож с языками марикопа и мохаве. Также нет систематической попытки преподавать язык в школах. Только пожилые и среднего возраста люди владеют языком свободно, но есть ряд молодых наполовину говорящих на языке людей. Марикопа (Cocomaricopa, Maricopa, Piipaash) - кочими-юманский язык, на котором говорит народ марикопа, который проживает около города Финикс штата Аризона, связанный с носителями языка оодхам (папаго-пима, пима) на резервациях рек Джила и Салт, в США. Сходство в лексике: 85% с мохаве, 58% с хавасупай, 57% с валапай и явапай языками. Мохаве (Mohave, Mojave) - вымирающий кочими-юманский язык, на котором говорит народ мохаве, который проживает в резервациях Форт-Мохаве (30-35 человек) и реки Колорадо (35-50 человек) на границе штатов Калифорния-Аризона в США. Примерно 70% говорящих проживают в Аризоне, в то время как 30% живут в Калифорнии. Хавасупай-валапай-явапай (Havasupai-Walapai-Yavapai, Upland Yuman, Upper Colorado River Yuman) - языковой комплекс, на котором говорят народы валапай, хавасупай и явапаи, живущие в центре и на северо-западе штата Аризона в США. Состоит из диалектов валапай (южный край Гранд-Каньон), хавасупай (дно Гранд-Каньон) и явапай. Явапай (Yavapai) - диалект языка хавасупай-валапай-явапай, на котором говорит народ явапаи, который проживает в центральной и западной частях штата Аризона в США. Имеет 4 диалекта: випукпая, квевкепая, толкепая и явепе. Были опубликованы лингвистические исследования диалектов квевкепая (южный), толкепая (западный), випукепа (долина Верде) и явепе. Валапай или уалапай, Hualapai, Walapai — племя индейцев, проживающих в горах на северо-западе штата Аризона, США. Название племени происходит от слова hwal, означающего «сосна» на языке юма, и означает «люди высокой сосны». Традиционная область проживания занимает полосу длиной около 160 км вдоль поросшей соснами южной оконечности Гранд-Каньона. Административный центр племени находится в городке Пич-Спрингс. Хавасупай, хавасупаи, самоназвание хавасубая, Havasu ’Baaja («люди воды бирюзового цвета») — индейское племя, проживающее в северо-западной части штата Аризона. Племя известно тем, что оно является наиболее давним из современных обитателей Гранд-Каньона, где оно живёт уже свыше 800 лет. Кочими (Cadegomeno, Cadegomo, Cochetimi, Cochima, Cochimi, Cochimtee, Didiu, Joaquin, Laimon, Laymon-Cochimi, Laymonem, San, San Francesco Saverio Mission, San Francisco Xavier de, San Javier, San Xavier, Vigge-Biaundo Mission) — мёртвый язык, который был распространён на большей части штата Нижняя Калифорния, о чём свидетельствуют документы иезуитов 18 века. Скорее всего, язык вымер в начале XX века. Были два основных диалекта — северный и южный; разделительная линия между ними проходила примерно по месту, где сейчас находится здание миссии иезуитов Мисион-Сан-Игнасион-Кадакааман, располагающееся на севере штата Южная Нижняя Калифорния в Мексике. Иезуитские тексты установили, что кочими принадлежал к кочими-юманским языкам региона реки Колорадо. Стоит полагать, что это был наиболее распространённый язык семьи, которую обычно называют юман-кочими для отображения этого обстоятельства. Основываясь на исследованиях глоттохронологии, можно предполагать, что разделение между кочими и юманскими языками произошло около 1000 года до н. э. Килива (Kiliwa, Kiliwi, K’olew Naja', Quiligua) — почти исчезнувший индейский язык аборигенного народа килива, проживающего в муниципалитетах Агуа-Эскондида, Арройо-Леон, Ла-Парра, юго-восточнее города Энсенада и южнее городов Кокопа, Пайпай, Типай в штате Нижняя Калифорния в Мексике. Килива является самым южным представителем языковой семьи юман, при этом он наиболее отличается от других языков, составляющих основную часть упомянутой семьи. Южные соседи килива, кочими, говорили на языке или семье языков, которые, вероятно, были тесно связаны, но не принадлежали к языковой семье юман. Среди лингвистов, изучающих доисторические языки, отсутствует согласие относительно того, мигрировали ли лингвистические предки килива в Нижнюю Калифорнию с севера отдельно от предков кочими и основных юманцев, или их отличие от этех групп было приобретено уже на месте. Использование метода глоттохронологии (вызывающее споры) показывает, что отделение килива от основных юманцев, возможно, произошло около 2000-3000 лет назад.

AHangaran: Рекуай пишет: В настоящее время не доказано родство салишских языков ни с какой другой семьёй. Наиболее вероятным считается отдалённое родство с изолированным языком кутенай. Эдвард Сепир в своё время предположил родство салишских языков с вакашскими и чимакумскими в составе гипотетической мосанской макросемьи, которая в свою очередь вместе с языком кутенай и алгскими языками должна была образовывать алмосанскую гиперсемью. Однако в настоящее время эти связи обычно отвергаютсяРазве с кутенай, а не с алгской семьей?

Рекуай: AHangaran пишет: Разве с кутенай, а не с алгской семьей? с языком кутенай и алгскими языками к тому же не я это сказал

AHangaran: Хотелось бы знать, какая теория более современна - сближение салишей с алгами или с кутенаями?

AHangaran: Кстати у кутенаев очень тонкие черты лица, чего не скажешь о прибрежных индейцах северо-запада и запада Так что они по крови скорее могут быть родственны племенам востока (к востоку от Скалистых гор), чем Запада Хотелось бы знать, к какому типу ближе атапаски, к орлиноносому востока Северной Америки и прерий (сильвидам и планидам), или к колумбидам (у которых нос выступает меньше, и растет бородка)? Вот классификации расовых типов индейцев (правда описания слегка противоречивые или по крайней мере могут быть поняты неоднозначно - я например был уверен, что индейцы северо-запада несколько более темнокожи, чем востока северной Америки, а из приведенных текстов можно понять и так и так) Классификация рас по Lundman 1967 http://branibor.blogspot.com/2014/01/lundman-1967.html Вкратце антропологическая систематика доевропейского населения Америки по Х. Имбеллони (1тЬе11от, 1938, 1943). В скобках даются названия выделенных вариантов по классификации Э. Эйкштедта http://www.istmira.com/istprvob/stanovlenie-i-pervonachalnoe-rasselenie/page/66/ и продолжение http://www.istmira.com/istprvob/stanovlenie-i-pervonachalnoe-rasselenie/page/67/ Классификация рас по Biasutti 1941 http://branibor.blogspot.com/2014/01/biasutti-1941.html Интересно отметить, что пуэбло сближают с андидами

AHangaran: Лундман называет колумбидов денидами. Наверное это от названия атапасков дене? Если так, то наверняка атапаски расово ближе к индейцам северо-западного побережья, чем востока? Между прочим, неужели у денидов нос шире, чем у эскимосов, как следует из их описания у Лундмана? Но выступание носа наверное всё равно больше у денидов?

Батак: AHangaran пишет: Вот классификации расовых типов индейцев В лекции Дробышевского по индейцам (на youtube смотрел) такую расовую карту по индейцам давали:

Рекуай: Батак пишет: В лекции Дробышевского по индейцам (на youtube смотрел) такую расовую карту по индейцам давали: Калифорнийский тип и тихоокеанская раса хорошо накладываются на мёртвую зону, выявленную в этой теме. С остальными расами тоже всё ясно, разве что таино. Аравакский суперэтнос седьмого века несколько шире, чем выделенные отдельно население Больших Антильских островов.

Батак: Рекуай пишет: С остальными расами тоже всё ясно, разве что таино. Аравакский суперэтнос седьмого века несколько шире, чем выделенные отдельно население Больших Антильских островов. На Антильских островах было какое-то доаравакское заселение. https://en.wikipedia.org/wiki/Pre-Arawakan_languages_of_the_Greater_Antilles Неклассифицированные языки дожили до Колумба (?) - на западе Кубы и в отдельных районах острова Гаити. Так что, думаю, пришельцы-араваки во многом перемешались с этим аборигенами и антропологический тип индейцев там может иметь какое-то своеобразие...

Батак: Батак пишет: Так что, думаю, пришельцы-араваки во многом перемешались с этим аборигенами и антропологический тип индейцев там может иметь какое-то своеобразие... Возможно, они тоже из Южной Америки на эти острова попали как и араваки с карибами. Там ещё есть какие-то гипотезы, что некоторые неклассифицированные или изолированные языки в районе Флориды (!!!) могут иметь южноамериканскую связь. https://en.wikipedia.org/wiki/Timucua_language#Linguistic_relations Тимукуа во Флориде - среди перечисленных гипотез связи с карибами, араваками и изолятом варао (в дельте Ориноко обитают). https://en.wikipedia.org/wiki/Warao_language этот изолят варао как раз и связывают с доаравакскими языками на Кубе и Гаити... В общем, гипотез интересных много, только насколько всё доказано и обосновано - чёрт его знает.

Батак: Батак пишет: https://en.wikipedia.org/wiki/Warao_language этот изолят варао как раз и связывают с доаравакскими языками на Кубе и Гаити... С двумя из трёх, точнее. Третий с какой-то маленькой семьёй в Гондурасе (!!!) могут связывать. https://en.wikipedia.org/wiki/Ciguayo_language

Батак: Из хоканских вроде могут исключать, например, чумашскую семью. Язык уашо так же может быть изолятом - даже сторонники хоканской гипотезы вроде говорят о его удалённости от остальных. На юге мексиканской Калифорнии были перику и гуайкура - скорей всего не классифицируются, ибо мало данных.

Рекуай: Батак пишет: Из хоканских вроде могут исключать, например, чумашскую семью. Язык уашо так же может быть изолятом - даже сторонники хоканской гипотезы вроде говорят о его удалённости от остальных. На юге мексиканской Калифорнии были перику и гуайкура - скорей всего не классифицируются, ибо мало данных.Я не делаю упора на выявление древних суперэтносов, чисто распределяю на три категории, суперэтносы двенадцатого века, суперэтносы седьмого века и прочие осколки более древних эпох, изоляты, реликты... В средней калифорнийской части мёртвой зоны прослеживаются несколько толчков этногенеза. Наиболее древним суперэтносом можно считать изолят юкки-ваппо. Более поздним наслоением можно считать суперэтнос хока. Затем его изрядно потеснили пенути. Юрок-вийот и прибрежные атапаски являются явными пришельцами. При чём только для атапасков можно привязать время прибытия с эпохой седьмого века.

Батак: Рекуай пишет: Более поздним наслоением можно считать суперэтнос хока. Затем его изрядно потеснили пенути. Интересно, почему хока считаются в своём регионе древнее пенути? Потому что хока по большей части состоят из изолятов? А пенути больше скопление малых семей?

Рекуай: Батак пишет:Интересно, почему хока считаются в своём регионе древнее пенути? Потому что хока по большей части состоят из изолятов? А пенути больше скопление малых семей?И не только это, калифорнийские пенути заселяли обширные и наиболее хорошие земли, остальные народы занимали окраины на отшибе. Можно предположить наиболее вероятный сценарий развития событий: Не обязательно многочисленный, но весьма воинственный отряд пенути вторгся в долину с севера и потеснил аборигенов. Затем уровень пассионарности снизился, всё устаканилось, пришельцы благополучно распались на несколько территориальных общин. Возможно в это же время цимшианы добрались до мест своего теперешнего проживания. По крайней мере потомки суперэтноса пенути других пассионарных толчков не претерпевали. В прочем как и другие народы мёртвой зоны. Возможно существовал суперэтнос вакаши-селиши-чимакум Возможно существовал суперэтнос селиши. Вопрос внутренних селишей требует более тщательного изучения. Как и при каких обстоятельствах они покинули побережье.

Батак: Рекуай пишет: Не обязательно многочисленный, но весьма воинственный отряд пенути вторгся в долину с севера и потеснил аборигенов. Почему с севера?

Рекуай: Рекуай пишет: Не обязательно многочисленный, но весьма воинственный отряд пенути вторгся в долину с севера и потеснил аборигенов. Батак пишет:Почему с севера?Предположительно эпицентр суперэтноса пенути находился в Орегоне. Именно здесь проживают не-персе-сахаптины, чинук, кламат-модок-молала, алслей, союсло, кусан. Отсюда на север выселились предки цимшианов и на юг предки калифорнийских пенути. Соответственно они оказались разделены на три части. Севернее находилась территория суперэтноса селиши, в окрестностях о Ванкувер. Суперэтнос шошоны потеснил немного пенутийцев с юго-запада, в результате их территория имеет дугообразную форму.

Птивкетии: Березкин пишет ...Тараски создали свое государство лишь в середине XIV в. [Fisher et al. 1999]. Остальная западная Мексика также очень долго находилась на догосударственном уровне политического развития, причем языки ее древнего населения неизвестны. Наиболее знамениты культуры Наярита, Халиско и Калимы середины I тыс. до н. э. — середины I тыс. н. э., где в шахтовых могилах найдены тысячи керамических статуэток и сложные моделированные композиции. Для многих культур притихоокеанского пояса Мезоамерики от побережья Гватемалы до Наярита обнаруживаются разнообразные аналогии с культурами Колумбии, Перу и особенно эквадорского побережья. Эти аналогии относятся ко времени от середины II тыс. до н. э. до Постклассического периода и касаются формы, технологии и декора изделий из меди и золота [Furst 1965: 17; Hosier 1988; 1994; Mayer 1982], керамики [Andersen 1978; Сое I960], статуэток [Lehmann 1951], ткачества и одежды [Rieff Anawalt 1992], типов захоронений [Furst 1965: 2; Smith 1978]. Однако трудность обратного (против ветров и течений) плавания на бальсовых плотах из Мексики в Эквадор, равно как и отсутствие свидетельств пребывания эквадорских торговцев у берегов Центральной Америки от Панамы до Сальвадора в случае каботажного плавания [Olsen Bruhns 1994: 366-367], заставляют проявлять осторожность в интерпретации этих фактов. В любом случае остается неясным, ограничивались ли контакты двух очагов цивилизаций Нового Света заимствованием отдельных культурных черт (преимущественно в области технологии), или же они имели более глубокий характер К сожалению, мифологические материалы как по соответствующим районам Эквадора и северного Перу, так и особенно по западной Мезоамерике недостаточны для оценки возможных связей. Хорошо известна лишь мифология народов Оахаки, однако именно этот ареал демонстрирует наименьшее число археологических параллелей с Южной Америкой. Сходство андских и мезоаме-риканских мифологий, которое выявляется при статистической обработке встречаемости мотивов, вряд ли объяснимо поздними связями, тем более что некоторые из соответствующих мотивов распространены как раз не на западе Мезоамерики, а в других частях этого регионаПосмотрел на карту течений, правда не подробную По ней получается, что вдоль берега на север против течения надо было плыть только отрезок от экваТора до Коста-Рики (в которую "упирается" межпассатное противотечение, разветвляясь на две ветви, идущие вдоль берега на юг и на север), а дальше на север - уже по течению

Птивкетии: Имое замечание относится к Для многих культур притихоокеанского пояса Мезоамерики от побережья Гватемалы до Наярита обнаруживаются разнообразные аналогии с культурами Колумбии, Перу и особенно эквадорского побережья. Эти аналогии относятся ко времени от середины II тыс. до н. э. до Постклассического периода и касаются формы, технологии и декора изделий из меди и золота, керамики, статуэток, ткачества и одежды , типов захоронений Smith 1978]. оДНАКО ТРУДНОСТЬ ОБРАТНОГО (ПРОТИВ ВЕТРОВ И ТЕЧЕНИЙ) ПЛАВАНИЯ НА БАЛЬСОВЫХ ПЛОТАХ ИЗ мЕКСИКИ В эКВАДОР, РАВНО КАК И ОТСУТСТВИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ ПРЕБЫВАНИЯ ЭКВАДОРСКИХ ТОРГОВЦЕВ У БЕРЕГОВ цЕНТРАЛЬНОЙ аМЕРИКИ ОТ пАНАМЫ ДО сАЛЬВАДОРА В СЛУЧАЕ КАБОТАЖНОГО ПЛАВАНИЯ [Olsen Bruhns 1994: 366-367], заставляют проявлять осторожность в интерпретации этих фактова не ко всей предыдущей цитате, которую я привел полоностью для контекста

AHangaran: Чтобы проплыть на плотах отрезок от Эквадора (экватора ) до Коста Рики, нужно было, чтобы Межпассатное противотечение подходило с запада к Южнорамериканскому берегу там, где сейчас от него наоборот отходит (на Запад) течение Гумбольдта? А течение Гумбольдта (чтобы "уступить место" Межпассатному противотечению и его прибрежному ответвлению, идущему на юг) должно было бы отходить от берега на запад намного южнее, чем сейчас (напротив центрального Перу хотя бы). Могло ли такое быть? Хотя может просто у берегов залива (есть ли у него название?), фактически образуемого побережьями Колумбии и восточной Панамы напротив острова Мальпело, имеется круговорот против часовой стрелки, который не показан на крупномасштабной (показывающих целое полушарие) карте? По опыту на реках знаю, что между двумя мысами течение у самого берега может быть обратным течению реки Можетт то же самое не редко наблюдается и для морских течений?



полная версия страницы