Форум » Этническое поле прошлого и современности » Австроазиатская семья » Ответить

Австроазиатская семья

Рекуай: [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8#/media/File:Austroasiatic-en.svg]Австроазиатская семья[/url] Австроазиатские (аустроазиатские) языки — семья (или надсемья, см. ниже) языков, распространённых в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Бирма, Малайзия, Китай) и на востоке Индии. Общее число говорящих — более 90 миллионов человек (середина 1990-х гг., оценка). Большинство аустроазиатских языков используется небольшими группами говорящих, в основном в горных районах, окружённых иноязычным населением. Исключение составляют вьетнамский и кхмерский языки. В современной макрокомпаративистике аустроазиатская семья обычно включается в гипотетическую макросемью аустрических языков. Аустроазиатские языки включают более 150 языков и, в соответствии с общепризнанной в современной науке классификацией, делятся на три основные ветви: мунда, мон-кхмерскую и никобарскую. Ранее в состав аустроазиатских языков ошибочно включался язык нахали. По данным лексикостатистики никобарская ветвь отделилась от остальной части аустроазиатских языков в 7-м тысячелетии до н. э., в то время как последние разделились лишь два тысячелетия спустя (тогда же, когда и индоевропейские языки). Таким образом, правильнее было бы говорить о двух отдельных семьях, а аустроазиатские языки называть надсемьей. Однако, отсутствие каких-либо лингвистических реконструкций для никобарских языков заметно осложняет этимологические идентификации никобарских корней, что неизбежно сказывается на надежности никобарских материалов. Поэтому в дальнейшем эта датировка может заметно измениться. Ниже приводится краткая классификация И. И. Пейроса (подробнее см. статьи Мунда и Мон-кхмерские языки), изложенная в частности в его докторской диссертации. Существуют и другие классификации аустроазиатских языков, так см. последнюю классификацию Дифлота. Никобарская ветвь образована языками исконного населения Никобарских островов (Индия) и состоит, по-видимому из 4 — 5 языков: кар (Car, около 13 000 человек), човра (Chowra, около 1500 человек), тересса (Teressa), нанкаури (центральный, Nancowry, около 13 000 человек), южноникобарский (около 2000 человек) и шомпен (Shompe, меньше 100 человек). Последний — практически неизвестный язык собирателей внутренних районов Большого Никобара. Иногда шомпен рассматривается как изолированный язык. Языки мунда делятся на три группы. Северные мунда язык корку: штаты Махараштра и Мадхья-Прадеш, около 200 000 человек. кхервари: индийские штаты Бихар и Орисса: сантали, свыше 4 млн человек, мундари, около 750 000 человек, хо 400 000 человек, и около десятка более мелких языков: корва, асури и др. Центральные мунда: языки кхариа (Мадхья Прадеш, около 200 000 человек), и джуанг (Орисса, около 17 000 человек); — традиционно включалась в южную группу, но по данным лексикостатистики скорее ближе к северной. Южные мунда (сора) языки северного Корапута: сора / джурай и горум (Западная Бенгалия: свыше 200 000 человек); языки южного Корапута: гутоб, около 47 000 человек, ремо или бонда и гата, по 2500 человек. Некоторые исследователи (Diffloth 1986), впрочем, не различают группы языков северного и южного Корапута. Мон-кхмерская ветвь Мон-кхмерская семья включают основную массу австроазиатских языков и делится на 10 групп, взаимосвязи между которыми уточняются. Группа кхаси (Индия) Кхмерский язык — в Камбодже и в соседних районах Таиланда и Вьетнама. Монская группа — монский язык, вкл. ньякурское наречие Пеарская группа (Камбоджа и соседние районы Таиланда) включает такие языки как чонг, самре, пеар и др. Её точный состав и число говорящих остаются невыясненными. Бахнарская группа состоит из ряда подгрупп: южная (Вьетнам): стиенг (свыше 30 000 человек), чрау (свыше 20 000 человек), диалекты мнонг (около 50 000 чел.), срэ (кэхэ, ма, около 80 000 человек); языки бахнар (Вьетнам, около 90 000 человек), распадающийся на несколько диалектов, и тампуон (Камбоджа); северная (Вьетнам), в состав которой входит около 15 языков (седанг, 40 000 человек, джех, около 10 000 человек, халанг, хрэ, тодра и др.); язык куа (Вьетнам, около 15 000 человек); язык алак или халак (Лаос); западная (преимущественно Лаос): около 10 языков (ньяхын, брао, джру или ловен и др.); язык тарианг (Лаос) и несколько близких к нему диалектов. Катуйская группа (кату) (Вьетнам, Лаос и мигранты в Таиланд) делится на две ветви: западная: 8 — 10 языков, включая бру (около 80 000 человек), куй-суой, со, и др. восточная: 10 − 15 языков, бключая кату (около 20 000 человек), пакох (менее 15 000 человек), таой, крианг и др. Вьетская группа (Вьетнам, Лаос) состоит из ряда подгрупп: вьет-мыонгская подгруппа: вьетнамский язык, государственный язык Вьетнама (свыше 60 миллионов человек), язык мыонг, распадающийся на многочисленные диалекты (общее число говорящих около 1 миллиона человек), язык нгуон. малиенг: малиенг, маленг, кхапхонг и др.; язык арем; тьыт: шать, рук, май; тхавынг (со, пхонсонг или ахеу); хунг: понг, тум, данлай; тхо: куой, мон и др. Точный состав и число говорящих на языках последних шести подгрупп остаются неизвестными. Кхмуйская группа (кхму) распадается на ряд небольших подгрупп, большая часть из которых требует дальнейшего изучения: язык кхму (север Лаоса, Вьетнам, Таиланд, около 300 000 человек); язык ксинмул (Вьетнам); языки кабит или пусин и кханг (преимущественно Вьетнам); язык млабри (мрабри, Лаос, Таиланд); диалекты (языки) прай — мал или тхин (Лаос, Таиланд); недавно обнаруженные языки иду и понг (Лаос, Вьетнам). Возможно, что дальнейшие исследования позволят обнаружить дополнительные языки этой группы. В группу палаунг-ва (число говорящих определить невозможно) входят: подгруппа ва: ва, лава, планг и др. близкородственные языки (Бирма, Таиланд, Китай); подгруппа ангку: ху, у и др. (Китай, Лаос); подгруппа палаунг: деанг (палаунг), румай и др. (Бирма, Китай); язык ламет (Лаос); язык рианг (Бирма); язык данау (Бирма). Аслийская группа (Малайзия) образована тремя подгруппами: северная подгруппа (языки негрито) с языками джехай (включая диалект мендрик), батек (включая диалект минтил), кенсиу (включая диалект кинтак), тонга (в Таиланде), нижнесемангский и че-вонг (си-вонг). центральная (средне-аслийская, сенойская, сакайская) подгруппа с языками ланох, темиар (около 11 000 человек), семай (сакай, семнам, сабум, около 20 000 человек) и джахут (ях хут, около 4000 человек). южная подгруппа (часть сеноев и протомалайцев) с языками семок-бери (около 1500 человек), семелай (включая диалект темок, около 2500 человек), бесиси (бисик).

Ответов - 6

Рекуай: Территория расселения австроазиатских в более поздние времена сокращалась в результате вторжений с севера представителей других языковых семей. В Индии индоарийцы и дравиды. В Юговосточной Азии тибетобирманцы и тайцы.

Батак: Рекуай пишет: Территория расселения австроазиатских в более поздние времена сокращалась в результате вторжений с севера представителей других языковых семей. В Индии индоарийцы и дравиды. В Юговосточной Азии тибетобирманцы и тайцы. Ну, отдельные представители аустроазиатов наоборот прогрессировали. Вьетнамцы, например, целые несколько веков потратили на захват территории современного южного Вьетнама (там же австронезийцы чамы на юге рулили, а в дельте Меконга кхмеры). Кхмеры, в общем, тоже более-менее успешный народ. В рамках Камбоджи, по крайней мере.

Рекуай: Батак пишет: Кхмеры, в общем, тоже более-менее успешный народ. В рамках Камбоджи, по крайней мере.В седьмом веке через Шривиджайю, Камбоджу, Северный Вьетнам, Наньчжао и далее на север к юкагирам просматривается почти вертикальная полоса очагов этногенеза. Где то там в Танском Китае она пересекается с условно горизонтальной от Империи Гана до Японии.


Рекуай: Рекуай пишет: В седьмом веке через Шривиджайю, Камбоджу, Северный Вьетнам, Наньчжао и далее на север к юкагирам просматривается почти вертикальная полоса очагов этногенеза. Где то там в Танском Китае она пересекается с условно горизонтальной от Империи Гана до Японии. В эпоху 12 века Юго Восточной Азии широкое распространение получили тайцы, сформировалась юго-западная подгруппа тайско-кадайской языковой семьи как раз на территории до этого заселявшейся австроазиатскими народами. тайский (сиамский) Тайланд лаосский Лаос шанский Бирма кхамти ахомский язык Ассам языки черных и белых тай юан лы кхын

Рекуай: Монский оказал значительное влияние на историю Мьянмы. До XII века он был лингва франка в долине реки Иравади, в том числе в королевстве Паган. Письменный монский продолжал оставаться основным государственным языком даже после падения монского королевства Татон в 1057. Паганский король Чжансита[en] (ок. 1084—1113) восхищался монской культурой, благодаря чему бирманское письмо является потомком монского, а также появилась Надпись Мьязеди. Однако после смерти Чжанситы употребление монского среди бирманцев сократилось. Древнебирманский начал вытеснять монский и пью в качестве государственного языка[3]. Монские надписи во множестве находят в Таиланде. После падения Пагана монский снова стал международным языком монского государства Хантавади (1287—1539), оставаясь основным в регионе до середины XIX века.

Рекуай: Дваравати (тайск. อาณาจักรทวารวดี) — буддийское государство монов, существовавшее в IV—XI веках на территории современного Таиланда. В отличие от своих соседей (индуистского государства кхмеров (Ченла) и Шривиджайе, где господствовал сложный культ девараджи («бога-царя»)), господствующей религией здесь был буддизм, правда, с архаическим субстратом. Первоначально государство возникло в начале нашей эры на западном берегу Менама. Первой столицей, предположительно, был Утхонг. Возвышение Бапнома привело к завоеванию последней бассейна менама. После распада Бапнома в VI в. Дваравати не только обрело независимость, но и расширило свою территорию на восточный берег Менама. Позднее были завоёваны территории в центральной части Малаккского полуострова. Около 675 года н. э. началось строительство новой столицы Накхонпатома, в то время бывшего приморским городом. Государство было децентрализованным. Во второй половине VIII века начался упадок Дваравати. Под давлением индонезийской империи Шривиджая были утрачены владения на Малакском полуострове. Столица переносится подальше от моря в Лавапура (современный Лопбури). Саму страну всё чаще начинают по названию новой столицы называть Лаво, или Раманнадеса. Страна увязает в длительных и бесперспективных войнах с северным соседом Харипунчаей. Около тысячного года наступает развязка. Во время очередной войны оставшуюся без защиты столицу Дваравати захватывает Суджитта, правитель Тамбралинги, государства на Малаккском полуострове. Через два года сын Суджитты Сурьяварман был провозглашён царём Камбоджи. Дваравати вошло в состав кхмерской империи Камбуджадеша. В XII веке монам дважды удалось воспользоваться временным ослаблением Камбоджи и восстановить свою независимость. Но оба раза через непродолжительное время царям Камбоджи удавалось опять подчинить монов своей власти. В XIII в. правитель тайского государства Сукхотхай Рама Камхенг восстановил государство монов Лаво на левом берегу Менама, в качестве вассала Сукхотхай. Но в 1299 году оно было упразднено. История монской государственности на территории Таиланда закончилась. Сами моны были полностью ассимилированы тайцами.



полная версия страницы