Форум » Этническое поле прошлого и современности » Канем Борну » Ответить

Канем Борну

Рекуай: Канем (700—1376) — доколониальное африканское государство. Занимало территорию современного Чада, южной Ливии и восточного Нигера. История Канема с XIII века хорошо известна благодаря Королевской хронике (en:Girgam). Возникновение империи Канем началось около 700 года, когда кочевые племена загава, родственные современным тубу, мигрировали на плодородные земли северо-восточнее озера Чад. До переселения эти земли населяли оседлые племена под общим названием Сао, которые образовали сложную децентрализованную систему укреплённых городов-государств. К концу XVI века загава полностью подчинили и ассимилировали Сао, но при этом приняли существенную часть их обычаев и образа жизни. Канем располагался на южном конце торгового пути через Сахару, соединявшего Триполи и озеро Чад. В 700 году, при первом документально известном царе («Маи») Сефе или Саифе, Загава основали город Нджими (N’jimi, южный на языке теда), ставший их столицей. Нджими достиг значительной власти и влияния при сыне Сефа, Дугу. Дугу считается основателем династии Дугува. Маи Дугува обладали божественной властью и принадлежали к правящей аристократии, известной как Магуми. Несмотря на смену династии, Магуми и титул Маи сохранялись более тысячи лет. В конце I тысячелетия н. э. североафриканские купцы, берберы и арабы, распространили в Канеме ислам, который впоследствии играл исключительную роль в истории империи. В 1085 году представитель мусульманской знати Хуммай сверг последнего царя Дугува, Маи Селма, и основал новую династию Сефува (Sefuwa). Это означало, прежде всего, что государство становилось исламским. Кроме того, изменилась мифология, связанная с основанием империи. После XIII века основатель империи Маи Сеф отождествлялся с полулегендарным йеменским царём Саифом ибн Дхи Язаном (Sayf ibn Dhi Yazan), освободившим Йемен из-под власти Аксума. В связи с этим правящую династию стали называть Сайфава (Sayfawa). Принятие ислама усилило связи Канема с Аравийским полуостровом и Средиземноморьем, а также существенно повлияло на грамотность, прежде всего среди знати. Тем не менее, население, исповедовавшее традиционные анимистические верования, долгое время сопротивлялось принятию ислама. К XII веку Сайфава правили всем Канемом и собирали дань с большой территории вокруг озера Чад. Империя Канем достигла своей высшей точки во время правления маи Дунама Даббалеми (Dunama Dabbalemi, примерно 1221—1259) из династии Сайфава. Даббалеми установил дипломатические связи с другими мусульманскими государствами Северной Африки и основал в Каире специальный постоялый двор для североафриканских паломников, совершающих хадж в Мекку. Он объявил джихад окружающим Канем племенам и покорил их, существенно расширив территорию империи. В его правление территория Канема включала не только области вокруг озера Чад, но и доходила на запад до современного города Кано, на юг до степей Адамава в современном Камеруне, и на восток до Вадая. Впрочем, степень влияния центральной власти существенно уменьшалась по мере отдаления от Нджими, так что на границах империи подчинение центральной власти обычно было чисто символическим. Даббалеми ввел систему, при которой военачальники в качестве вознаграждения получали управление над народами, которые они покоряли. Эта система естественным образом привела к наследованию этих должностей, и, таким образом, государственная система, основанная на лояльности маи, постепенно трансформировалась в децентрализованное феодальное государство. Даббалеми подавлял эти тенденции, но после его смерти распри между его сыновьями существенно подорвали силу династии Сайфава. Династические распри переросли в гражданскую войну, и в результате племена, окружающие Канем, перестали платить дань. После смерти Думалы II Канем вошёл в период внутренних усобиц, которые вместе с внешними нападениями к концу XIV века привели к распаду империи на части. Появилось несколько претендентов на трон, ведущих войны между собой. Кроме того, сао, жившие на этой территории до появления Загава, подняли восстание, убив четырёх маи между 1342 и 1352 годами. Окончательный удар империи Канем нанесли билала, племена с территории, прилегающей к озеру Фитри на северо-востоке. К 1376 году булала вытеснили династию Сайфава из столицы, а в 1388 году окончательно завоевали Канем. Канури вынуждены были вернуться к кочевому образу жизни и мигрировали к западу от озера Чад, где позже они основали государство Борно (Борну). Идрис Алаома(Алум) — правитель государства Борну в Центральном Судане в 1580—1617 годах. При нём Борну достиг наибольшего могущества, включив в свой состав после длительных войн ряд областей в районе озера Чад. Идрис Алаома модернизировал армию Борну, которая впервые получила огнестрельное оружие, ввозившееся из Северной Африки. В период правления Идриса Алаома в Борну укрепились позиции мусульманского духовенства, обычное право в судопроизводстве и в быту было заменено шариатом. Борну (Борно) — средневековое государство в Сахарской зоне Сахель, в Африке, на стыке современных территорий Нигерии, Нигера и Чада. Впервые упоминается в арабских хрониках в XIV веке. Унаследовав в значительной мере население и территорию от государства Канем, Борну занимало по обе стороны озера Чад площадь порядка 250 тысяч км². Было создано откочевавшими на запад от озера Чад с востока племенами канури. Столицей был город Кука (Кукава) с населением 60 тысяч человек в середине XIX века. Население исповедовало ислам, в начале XIX столетия в Борну к власти пришли исламские радикальные элементы и государство объявило джихад, ведя кровопролитные религиозные войны со своими соседями. Основным предметом вывоза для Борну на протяжении столетий были рабы, а также скот. Ввозились металлы, сахар, соль и зерно. Платёжным средством были раковины каури, 4000 которых составляли 1 талер Марии-Терезии. В 1893 году Борну было завоёвано суданским работорговцем Рабих аз-Зубайром. В 1900 году французские войска нанесли отрядам Рабиха аз-Зубайра сокрушительное поражение, после чего государство перестало существовать, а его территория в 1901 году была поделена между Англией, Францией и Германией. В настоящее время (с 1976 года) название Борно носит один из северных федеральных штатов Нигерии. Кану́ри (или бери-бери (на языке хауса)) — африканский этнос, проживающий на северо-востоке Нигерии в провинции Борну, на юго-востоке республики Нигер и на берегу озера Чад (республика Чад). По переписи 1997 года в Нигере проживало 400 000 канури, в Нигерии — 3 миллионов (1985). Большинство канури — мусульмане (с XI века). Также сохраняются древние пережитки родо-племенных культов. Первые государственные объединения Канури относятся к IX веку н. э. (Канем-Борно). Преимущественно занимаются земледелием и скотоводством. Говорят на языке канури, принадлежащим к сахарской языковой семье (условно включаемой в нило-сахарскую макросемью). Канури — диалектный континуум, носителями которого являются около 4 млн человек (Нигерия, Нигер, Чад и Камерун, а также небольшие группы на юге Ливии и в Судане). Принадлежит к западной ветви сахарской семьи гипотетической нило-сахарской макросемьи. Ранее рассматривался как один язык, сейчас — скорее как группа относительно взаимопонимаемых языков. Входит в несколько более обширную группу языков канури-тубу. Считается, что язык канури был основным языком в исчезнувших империях Камем (Канем) и Борну, господствовавших в регионе озера Чад в течение почти тысячелетия до европейской колонизации. Длительное время имел статус местного лингва франка, однако после колонизации выходит из употребления. Вторым языком для большинства носителей являются либо хауса, либо арабский. Канури делится на следующие диалекты, хотя отдельные лингвисты (напр., Cyffer 1998) рассматривают их как отдельные языки: Центральный канури Манга-канури Тумари-канури Канембу (чаще всего рассматривается отдельно от первых трёх). Билала впервые появились около озера Фитри в XIV веке. Это были кочевники, возглавляемые вождями из династии Сайфава, правящей династии империи Канем. Билала представляли собой политический союз, в этническом отношении возникший в результате объединения народов кайи (загава) и нгизим. Билала, однако, не входили в Канем, селились восточнее границ империи, и воевали с ней. Между 1376 и 1400 годами они убили пять из шести маи (царей) Канема, вытеснили канем из их столицы, а потом и вовсе уничтожили государство Канем, так что маи вынуждены были переселиться в Борну, на северо-востоке современной Нигерии. На месте Канема билала в XV веке образовали султанат Яо. Через сто лет правителям Канем-Борно удалось подчинить султанат, и билала были вынуждены откочевать на восток, в течение нескольких веков оставаясь угрозой Канем-Борно. В XV веке билала упоминает Лев Африканский, сообщая, что их государство богаче, чем соседний Канем, из-за успешной торговли с Египтом. Тубу (тиббу, теда; в переводе с араб. — «скальный человек») — народ, живущий в Центральной Сахаре (главным образом в Республике Чад, небольшие группы — в Нигере и Ливии). Численность — более 350 тысяч человек. Делятся на две основные группы: теда (на севере) и даза (на юге), говорящих соответственно на языках теда и даза, относящихся к сахарской семье (нило-сахарская макросемья). Исповедуют ислам. Тубу — полукочевники, сочетающие скотоводство (у теда — верблюды, у даза — крупный рогатый скот) с земледелием (в руслах вади сеют пшеницу, ячмень, просо, табак, хлопок, смоква, используя для полива воды временных потоков). Распространены сбор дикорастущих плодов и охота. Живут в деревянных хижинах (ферринг), крытых листьями пальмы. Подобно туарегам, у тубу есть каста кузнецов (асса), тоже занимает особое место, как певцы и танцоры[1]. Многие политические лидеры Чада (например, бывшие президенты Хиссени Хабре и Гукуни Уэддей) происходят из тубу. Языки ту́бу (также тебу, тибу, теда, туда, тода; англ. tebu) — одна из двух языковых групп западносахарской ветви сахарской семьи, включает языки народа тубу. Основная территория распространения — центральные области Сахары (северные и центральные районы Чада, восточные районы Нигера, а также приграничные с Чадом территории Ливии). Численность носителей языков тубу составляет около 423,5 тыс. человек. Группу образуют два языка — теда и даза. Согласно традициям двух лингвистических школ, группа, образуемая языками теда и даза, имеет разные названия. По одной традиции, берущей начало с исследований И. Лукаса и принятой в серии Handbook of African languages, группу в целом и её южный ареал (язык) называют тубу (иначе — тебу, тибу), а северный ареал (язык) группы принято называть теда (иначе — туда, тода), при этом название даза относят только лишь к одной из групп южных диалектов. Согласно другой традиции, принятой прежде всего во француз-ских работах по африкани-сти-ке, группу в целом и её северный ареал называют теда, а южный ареал — даза. Группа тубу представлена следующими языками и диалектами: северный ареал — язык теда; южный ареал — язык даза с диалектами: собственно даза (дазага); аззага (азза, аза); креда; каширда. Ареал языков тубу расположен в центральной Сахаре. Основная область распространения находится на территории Чада, в его северных, центральных и средне-западных районах — в пределах административных регионов Канем, Бахр-эль-Газаль, Тибести и Борку, а также в северной, центральной и западной частях региона Эннеди, кроме того, небольшие группы носителей языков тубу живут в регионах Батха, Хаджер-Ламис, Вади-Фера и Лак. Ареал языков тубу распространяется также к западу от Чада на территории восточного Нигера — в восточных районах региона Агадес (департамент Бильма), в центральных районах региона Диффа и в северо-восточных районах региона Зиндер. Кроме того, ареал языков тубу распространяется к северу в приграничных с Чадом районах Ливии. Небольшая часть носителей языка теда также живёт в северо-восточной Нигерии (штат Борно). Область распространения языков тубу на севере соседствует с малонаселёнными пустынными районами Нигера, Ливии и Судана, на юго-востоке ареал тубу граничит с ареалом близкородственного восточносахарского языка загава, на юге — с ареалом чадского диалекта арабского языка и ареалом центральносуданского языка наба, на юго-западе — с ареалами западносахарских языков канембу, тумари и манга. С запада к ареалу тубу примыкают ареал ливийского диалекта арабского языка и ареал языка билма группы канури. В Нигерии небольшой ареал языка теда находится в окружении ареала языка центральный канури. Общая численность носителей языков тубу по данным справочника Ethnologue составляет около 423 500 человек. Из них на языке теда говорят 42 500 человек, на языке даза — 381 000 человек (2006). По данным сайта Joshua Project численность говорящих на даза составляет 513 000 человек, численность говорящих на теда — 90 000 человек. Многие носители языков тубу также говорят на широко распространённых в Чаде диалектах арабского языка, часть носителей теда и даза используют языки друг друга в качестве второго языка. Кроме того, в Нигере носители даза также владеют языком хауса, а в районах, соседних с областью расселения народа канури, говорят на языках (или диалектах) манга и тумари. Внешняя классификация группы представлена двумя основными вариантами. Первый из них, основанный на классификации А. Н. Такера и М. Брайана, определяет место группы тубу вместе с языками группы канури в составе западной ветви сахарских языков, противопоставленной восточной ветви с языками загава и берти. Подобная классификация приводится также чешским лингвистом В. Блажеком и справочником языков мира Ethnologue. Другой вариант предложен Дж. Х. Гринбергом — он выделил в составе сахарской семьи три языковых единства, при этом языки группы тубу согласно этой классификации противопоставлены как группе восточносахарских языков загава и берти, так и западносахарским языкам группы канури. Такой подход к классификации сахарских языков разделяли также Л. Бендер (L. Bender) и К. Петрачек (K. Petráček), но в работе К. Петрачека 1988 года The BER-Group of Saharan Languages (группа тубу в терминологии этого исследования обозначалась как TU) уже поддерживалась классификация А. Н. Такера и М. Брайана. Согласно данным, представленным на схеме В. Блажека (созданной по методу лексикостатистики), расхождение идиомов теда и даза началось в XIV веке, они образуют только лишь пучок диалектов, отличаясь друг от друга прежде всего по фонетическим изменениям, совпадение в лексике у этих идиомов составляет 96,2 %. Язык теда показан как совокупность двух диалектных групп теда и тубу с лексическими совпадениями 98,9 % и временем расхождения, определяемым началом XVII века. На уровне языковых групп канури-канембу и тубу-теда-даза (средний процент совпадений 38.8) расхождение началось в начале 2-го тысячелетия до н. э. Ветвь тубу-теда-даза размещается в центре сахарского диалектного континуума как географически, так и с точки зрения лексикостатистики — она равно отстоит как от ветви канури-канембу (41,9 % совпадений у тубу и канури), так и от ветви загава-бэриа-бидейат (33 % совпадений у тубу и бэриа).

Ответов - 1

Рекуай: Зага́ва (также кебади, мерида; самоназвание бэри) — народ, населяющий бассейн реки Ховар на территории Судана и Чада (в общей сложности около 40 тыс. человек). Загава были основателями государства Канем. Впервые загава упоминаются в арабских источниках IX в. у Якуби. О них говорится как об обитателях Канема и нескольких других государств, названия которых неизвестны, простирающихся от озера Чад до Нубии. Загава, по словам Якуби, также продавали рабов в северную Африку. Загава являются доминирующей этнической группой В Чаде. Так, к загава относится нынешний президент страны, Идрис Деби, и некоторые крупные политические деятели. В Судане же они являются участниками Дарфурского конфликта. Язык загава (бери, бэри-аа, зорхау, зегау, мерида, кебади) относится к нило-сахарской макросемье, сахарской семье. Имеет несколько диалектов, например берти и бидеят. Используется также арабский язык. Берти (также сагато, сагато-а; англ. berti, sagato, sagato-a) — вымерший язык восточносахарской ветви сахарской семьи. Был распространён в восточных областях Сахары (западная часть территории Судана). Являлся одним из языков субэтнической группы берти народа загава. Занимал изолированное положение среди остальных сахарских языков, наиболее близок был к языкам (или диалектам) загава. По данным сайта Joshua Project численность этнической группы берти составляет 308 000 человек, в настоящее время они говорят на суданском диалекте арабского языка. Область распространения языка берти размещалась в пустынных районах Восточной Сахары на возвышенности Табаго, согласно современному административно-территориальномуму делению Судана, это территория вилаята Северный Дарфур и приграничных с Северным Дарфуром районов вилаята Северный Кордофан в западной части страны. Ареал берти граничил на западе с ареалами диалектов языка загава, на востоке — с ареалом западнонубийского языка мидоб.



полная версия страницы