Форум » Этническое поле прошлого и современности » Историческая этногеография » Ответить

Историческая этногеография

Рекуай: Историческая этногеография это описание существования этносов в пространстве и времени Этногенез это процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов, а так же дальнейшее его развитие в пространстве и времени. Этнос это группа людей, связанная системой открытого типа, охватывающей духовную, материальную культуру и социальные структуры. Традиция это передача навыков и знаний, способствующая сохранению системы этноса во времени. Эволюция этноса это более не менее плавное изменение системы этноса во времени. Пассионарность это уровень активности как одного человека, так и всего этноса. Человек с высоким уровнем пассионарности активен, агрессивен, неуживчив, непоседлив, склонен к риску, храбр. Характеристики можно перечислять до бесконечности. Отрицательный уровень пассионарности человека приводит к эгоизму, нежеланию трудиться, трусости, желанию жить за чужой счёт. Уровень пассионарности завязан на выработку в организме тех или иных гормонов. Например адреналин вырабатывается нейроэндокринными клетками мозгового вещества надпочечников и участвует в реализации состояния, при котором организм мобилизируется для устранения угрозы. Постоянно высокий уровень адреналина приводит к постоянному поиску этой самой угрозы на свою пятую точку. Духовная культура это результат мысленной деятельности, язык, религия, фольклёр, мировоззрение, навыки, знания, опыт... Материальная культура это результат трудовой деятельности, орудия труда и оружие, произведения искусства и посуда, строения... Социальные структуры связывают членов общества, позволяют организовать этническую систему любой сложности. Всплеск этногенеза это зарождение новых этнических систем в результате внешнего природного воздействия на население, оказавшееся в очагах этногенеза. Первичный очаг этногенеза это зона, в которой на проживающее в ней население происходит внешнее природное воздействие, в результате которого начинает рождаться большое колличество детей с высоким уровнем пассионарности. В результате резкой смены стереотипа поведения происходит разрыв традиции, запускаются механизмы бурного творчества, значительная часть старой духовной и материальной культуры переосмысливается и заменяется на новации. Новации это то, что изобретено без постороннего влияния. Инновация это то, что позаимствовано в готовом виде. Эпоха такого то века это дата всплеска этногенеза, охватывающая значительные территории земли и приводящая к резкой смене этнического состояния в результате экспансии суперэтносов из своих очагов этногенеза. Завершается эпоха в результате перекрытия её более поздним всплеском этногенеза. Смена эпох это переход от одного этнического состояния к другому в результате всплесков этногенеза. Суперэтнос это результат распространения высокого уровня пассионарности из очага этногенеза. Суперэтнос переживает два этапа своего развития, активный и инерционный. Фазы этногенеза это смена этнических процессов в результате изменения уровня пассионарности суперэтноса. Кризис этногенеза это несоответствие уровня пассионарности и социальных структур суперэтноса. В результате изменения уровня пассионарности социальные структуры перестают нормально функционировать, создавая значительные напряжения в обществе. Кризис завершается со сменой социальных структур на более соответствующие моменту. Инкубационная фаза это период когда в эпицентре этногенеза начинает появляться большое количество пассионариев высокого уровня. Подросшее пассионарное поколение никак не вписывается в социальные структуры старой эпохи этногенеза и в основном покидает свои общины. Объединяясь в новые общины, пассионарии в основном негативно относятся к старой системе материальной и духовной культуры. Традиция передачи нарушается. Пассионарии склонны к творчеству, что ведёт к созданию новаций. На втором этапе этногенеза Традиция восстанавливается, но уже на новом уровне этногенеза. Продолжающие прибывать в большом количестве, пассионарии быстро ассимилируются, воспринимая близкую им по духу культуру. Экспансия это фаза стремительного распространения нового суперэтноса путём разрушения окружающей его старой этнической системы. Соседние этносы уничтожаются, ассимилируются путём включения в нижние социальные слои или оттесняются на окраины. Период экспансии поддерживается постоянным притоком пассионариев из первичного очага этногенеза. Внутренняя экспансия это распространение суперэтноса до границ своей экологической ниши. Внешняя экспансия это проникновение в соседние экологические ниши с целью получения добычи. Вторичный очаг этногенеза это проникновение части суперэтноса в виде вооружённых отрядов в соседние этнические системы, выполнение военных функций, захват власти, нарушение ими прежней традиции и создание новой культуры путём привнесения инноваций. Зарождается новый этнос, однако изменения не столь радикальны как в первичном очаге этногенеза. Каковы бы ни были отношения с первичным ядром, вторичные этносы входят в состав суперэтноса. Акматическая фаза это период распада суперэтноса на составные локальные части в результате прекращения действия первичного очага этногенеза. Происходит рост внутренних конфликтов за передел внутри вмещающего ландшафта. Потерпевшие поражение бегут за пределы ядра и запускают вторичные очаги этногенеза. Надлом это постепенное снижение уровня пассионарности в правящих слоях населения и рост числа субпассионариев. Социальным структурам не хватает пассионариев для поддержания стабильности и фаза надлома завершается грандиозной катастрофой. Инерционный период это время стабильности и процветания, но пассионарный уровень постепенно снижается, а субпассионарии становятся всё более и более непосильным бременем. Культура и социальные структуры постепенно деградируют и упрощаются. Суперэтнос распадается на всё более мелкие составные части.

Ответов - 3

Рекуай: Этногенез и лингвистика Протоязык это язык населения в очаге этногенеза, на основе которого происходит формирование праязыка. Протоязык это прямой потомок праязыка, сложившегося в предыдущую эпоху. Праязык это язык суперэтноса на начальной стадии этногенеза. Праязык формируется на основе протоязыка в очаге этногенеза. Праязык существует как единая этнолингвистическая единица относительно недолго и распадается на отдельные языки, объединяемые в языковую группу или подгруппу. Языковой переход это формирование праязыка в очаге этногенеза на основе протоязыка в инкубационном периоде, при этом праязык существенно отличается от протоязыка, своего предка. Происходит ответвление праязыка, получающего в период экспансии значительное распространение. Эволюция праязыка это лингвистические процессы протекающие как с самим праязыком, так и с его прямыми потомками. Прямые потомки праязыка это группа близкородственных языков, происходящих от праязыка, однако в ходе своего самостоятельного существования накопивших персональные особенности. Прямые потомки объединяются в языковую группу или подгруппу и имеют одинаовое время распада. Языковая группа это прямые потомки праязыка, не испытывавшие позднее языкового перехода, а так же языковые подгруппы, потомки отпочковавшихся в последующие эпохи праязыков. В результате выделяются языки ядерные, многочисленные и близкородственные, с малыми сроками распада праязыка, а так же уцелевшие осколки от прошлой эпохи, прямые потомки праязыка прародителя с более длительными сроками распада. Языковая семья это последовательность праязыков, их прямых потомков и ответвившихся от них языковых групп. Языковое дерево это уцелевшие лингвистические единицы, сведённые по степени их близости в ветви. Утраченная или не выявленная информация сводится в общий ствол.

Рекуай: Анализ языков полинезийской группы -Тонганские языки тонганский язык ниуэ -Ядерно-полинезийские языки Самоанско-внешние языки Восточно-увеа-ниуафооу ниуафооу уолисский Футунийские языки восточно-футунский западный увеа футуна-анива ифира-меле эмаэ мунггава-мунгики тикопиа анута † пилени Элисские языки тувалу нукуоро капингамаранги нукуриа такуу нукуману луангиуа сикаиана ниуатопутапу (†) пукапука самоанский язык токелау Восточно-полинезийские языки рапануйский язык Центрально-восточно-полинезийские языки Маркизийские языки гавайский язык маркизский язык мангаревский Таитийские языки маори мориори таитянский язык туамоту кукский язык тонгарева Рапанские языки рапа тубуаи Итого: Ядерные полинезийские это прямые потомки праязыка эпохи 12 века, возникшего предположительно в Восточной Полинезии и в период экспансии достигших Гавайев и Новой Зеландии. Тонгансие значительно отличаются от ядерных, пратонганский скорее всего сформировался в эпоху 7 века, в результате экспансии ядерных уцелели только эти два языка прямых потомка. Анализ эскимосоалеутской языковой семьи. Алеутская ветвь алеутский язык — ≈ 45 чел. (Россия, США) медновско-алеутский язык (алеутско-русский пиджин) — 5 чел. (Россия) Эскимосская ветвь юпикская группа аляскинская подгруппа: алютикский язык — 400 чел. (США) центрально-юпикский язык — 10 тыс. чел. (США) сибирская подгруппа (юитский язык): науканский язык — 100 чел. (Россия) чаплинский язык — 1600 чел. (Россия, США) сиреникский язык (вымерший) инуитская группа аляскинско-инуитский язык (инюпиак) — 3500 чел. (США) язык инуитов Северной Аляски язык инуитов Северо-Западной Аляски гренландский язык — 47 тыс. чел. (Гренландия) инуктитут — 30 тыс. чел. (Канада: Нунавут, Лабрадор) западно-канадский инуитский язык (Канада: СЗТ) восточно-канадский инуитский язык Итого: инуитская группа это прямые потомки праинуитского, эпоха 12 века юпикская группа это прямые потомки праюпик, эпоха 7 века сиреник это прямой потомок праберингоморского, эпоха -3 века праэскимосский это предок праберингоморского, время его существования определить трудно. праалеутский имеет единственного потомка алеутский. праэскимосоалеутский предок праэскимосского и праалеутского. Прямые потомки не сохранились, были затёрты экспансиями более поздних суперэтносов По глоттохронологическим данным расхождение праэскимосского и праалеутского языков обычно датируется ок. 4 тыс. лет назад. В настоящее время эскимосские языки и алеутский язык взаимно непонятны.

Рекуай: Этнолингвистичекие процессы в пространстве и времени. Этнолингвистические означает некое единство этноса и языка. Как же быть когда такого единства не наблюдается? Причина в стадии этногенетического процесса. Если в начале это единство несомненно, то со временем происходит эволюция как этноса, так и его языка. В процессе эволюции этнические и лингвистические единицы могут существенно разойтись. Этнос это система связей открытого типа, сохраняющаяся во времени благодаря традиции. Ослабевает традиция, этнос меняется, эволюционирует. Прерывается традиция и этнос распадается. Система открытого типа позволяет подвести под одно понятие как самую архаичную общину в пару сотен человек, так и полуторамиллиардный китайский народ. Этнос это биологическая система, имеющая социальные структуры, материальную и духовную культуру. Если этносы распадаются, то откуда они берутся? Этносы рождаются, при чём рождаются очень бурно. Какие признаки рождения нового этноса? Это появление новой традиции на основе старой, охватывающей все этнические системы. Происходит это в инкубационный период. Разница между старой и новой традициями существенна, можно говорить о революционных преобразованиях. Это относительно краткосрочный период экспансии нового этноса. Происходит существенная перестройка этнических систем на обширных территориях. Далее ситуация стабилизируется, медленно эволюционирует, до следующего всплеска этногенеза. Лингвистические процессы. Всякий язык имеет многочисленные структуры. При изучении близкородственных языков выявляются многочисленные, общие для них, структуры. Всё это позволяет выделить набор этих структур в единый предковый праязык, а языки объединить в группы. Вот только полностью реконструировать праязык не удаётся. Причина проста. Близкородственные языки в процессе своего самостоятельного существования эволюционируют, накапливают персональные различия. В результате эволюции в языках можно выделить общий пласт структур, доставшихся от праязыка и персональные различия. Чем больше проходит времени после распада праязыка, тем больше накапливается таких различий. Однако эволюция языка не носит радикального характера и не затрагивает наиболее устойчивые языковые структуры. Итого: Имеются группы близкородственных языков, объединяемых в языковые группы. Имеются общие структуры группы языков. Имеются реконструированные праязыки. Имеются персональные различия языков, по которым можно установить время их расхождения. Всё это построения от конца. Построение от начала. Всплеск этногенеза, появление праязыка, экспансия, распространение праязыка на обширных территориях, стабилизация, постепенный распад праязыка на локальные диалекты, языки. Со временем происходит формирование этнолингвистической непрерывности, если этому не препятствуют государственные структуры, замедляющие процессы распада на своих территориях. По данным истории всё выглядит так: Арабы в седьмом веке. Народ, до этого живший в безвестности,тихо и спокойно, никого не трогавший, вдруг приходит в движение, сокрушает могучих соседей, строит великую империю. К середине восьмого века экспансия затухает и Арабский Халифат начинает жить своей жизнью, медленно эволюционируя. Турки Османы в двенадцатом веке. Немногочисленная племенная группа начинает объединять вокруг себя кучу народа со всей Малой Азии, сокрушает могучую Византию, строит Османскую Империю. Следы от всплесков этногенеза у народов, находящихся на низком уровне развития и не имевших традиции крупных государств. Признаки: Обширная территория расселения близкородственных народов с одинаковыми сроками распада, объединяемых одну группу. Наличие реконструированного праязыка. Современные шошоны малочисленны и загнаны в резервации, однако до прихода европейцев они занимали обширную территорию. На карте это племена шошошов, юте, северные и южные пайюте. И команчи в придачу. Нумийская (нымыйская) ветвь центральная группа: команче (команчский), панаминт (тимбиша), шошони (шошонский) южная группа: кавайису, юте (южный паюте) западная группа: моно (моначе), павиотсо (северный паюте) Остальные группы северной, ютской ветви малочисленны. ветвь хопи такийская ветвь серранская группа: † габриэлино, †китанемук, серрано, †ваньюме, †николеньо купанская группа: луисеньо (-хуаненьо), кауилья, купеньо неклассифицированы: татавиам (?), †гьямина (?) тюбатулабаль Таким образом выделяется зона недавней экспансии нумийских языков. Этническая ситуация до их широкого распространения не известна. По краям этой зоны теснятся более древние народы, в том числе и родственные нумийцам. Пранумийский язык, не сдерживаемый рамками государственного единства, довольно таки быстро распался на три ветви, которые в свою очередь распались на отдельные племена. Наличие ветвей такийская, тюбатулабаль и хопи говорит о том, что в более древние времена существовал ещё один праязык, ютский. Скорее всего в седьмом веке. Зона его распространения скорее всего перекрыта экспансией нумийцев и сохранилась частично южнее их ареала. Хопи, такийцы и тюбатулабаль являются прямыми потомками праютского. Пранумийский ответвился от праютского в двенадцатом веке. Нумийские языки являются прямыми потомками пранумийского. Прямые потомки имеют в своих структурах пласт праязыка и персональные различия. Ответвившиеся потомки имеют пласт праязыка, персональные различия и пласт, доставийся в наследство от протоязыка. Протоязык это язык, на основе которого произошло формирование праязыка. Праязык это язык, сформировавшийся в очаге этногенеза на основе протоязыка, но претерпевший радикальные изменения и существенно отличающийся от своего предка. Праязык содержит структуры протоязыка, доставшиеся ему по наследству в неизменном виде и персональные черты, сложившиеся в результате крушения предшествующей языковой традиции. Этнические процессы делятся на два этапа. Активный и инерционный. В Активный период происходит зарождение праязыка и его широкое распространение в результате экспансии. Языковый переход, протекает в очаге этногенеза в относительно сжатые сроки в инкубационный период. Праязык существенно отличается от протоязыка, своего предка. В период экспансии праязык получает широкое распространение, лингвистические единицы, оказавшиеся в зоне экспансии исчезают, сохраняются в виде вкраплений или оттесняются на окраины. В инерционный период праязык претерпевает процессы дробления на всё более мелкие этнические единицы, которые в ходе своей эволюции накапливают всё больше и больше персональных различий. Результатом длительного инерционного периода является значительная языковая дробность, этнолингвистическая непрерывность, установление утраченных связей затруднено. Пример в соседней Калифорнии, да и по всему Западному Побережью Америки. Языковое дерево это временная последовательность праязыков и их уцелевшие прямые потомки. Приведём классификацию северной ютской ветви ютоацтекской языковой семьи к стандартному виду Ютоацтекская языковая семья Ютская языковая группа хопи языковая подгруппа тюбатулабаль языковая подгруппа такийская языковая подгруппа нумийская ядерная языковая подгруппа.




полная версия страницы