Форум » Этническое поле прошлого и современности » Этническая карта России » Ответить

Этническая карта России

Салахбеков: Сколько бы ни говорили об "аберрации близости", все-таки хочется понять, какие суперэтносы и этносы существуют сейчас в России и ее окрестностях. А для начала хотя бы - какие субэтносы существуют внутри русского этноса. Какие консорции, какие конвиксии, если они есть. Например. Сибиряки - субэтнос или нет? Или уральцы? Или волжане? Казаки? Или, может, какие-то другие? Или сельские общины - это конвиксии? Или какие-то другие конвиксии есть в русском этносе? Или, например, политические партии - это консорции? Если да, то, может чем их больше, тем лучше - система усложняется? Если нет - то что такое политические партии? Или общественные движения? Чисто социальные явления, не этнические? У меня в голове нет четкой системы под названием "русский этнос". А также нет системы под названием "российский суперэтнос". И нет понимания того, какие суперэтносы сосуществуют с российским. И есть такое подозрение что не только у меня нет понимания, что такое эти перечисленные мною системы. Поэтому предлагают все это обсудить здесь.

Ответов - 54, стр: 1 2 3 All

Лёвочкин: К вопросу о начале формирования сибирского субэтноса в XVII веке http://sib-subethnos.narod.ru/p2005/Chromih1.htm «Одним из самых ярких субэтносов в России является сибирский. В ходе этногенеза под влиянием особенностей хозяйственной деятельности, определенных природных условиях и в силу других причин, формируются характерные для этнической общности черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этнической общности появляется общее самосознание, видное место, в котором занимает представление об общности их происхождения. Сибирский субэтнос продукт длительного исторического развития. Сибирские природно-климатические условия во многом отличаются от тех, которые были в европейской России. В свою очередь, это накладывало отпечаток на характер сибиряков. Сибирский субэтнос сформировался позднее, нежели многие аналогичные образования в европейской части России. В нем проявился синтез хозяйственных и духовных особенностей народов центральной части страны. В данной статье будет сделана попытка проследить начальный этап его формирования, и как этот процесс повлиял на становление особенностей менталитета. Сибирский субэтнос формировался из двух источников. Первый – это местное население, которое жило на территории Сибири до прихода русских людей. Второй – это русские землепроходцы и первые русские старожилы Сибири. Первый элемент включает в себя такие народности как ненцы (в XVII веке их называли самоедами или самоядъю), ханты и манси («югра», остяки, вогулы), сибирские татары, селькупы (самодийские племена), группы тюркских народностей (томские, чулымские татары, телеуты, енисейские киргизы), эвенки, эвены, тунгусы, якуты, юкагирские племена и многие другие». К вопросу о перспективах этнического развития народов Сибири (исследование детских возрастных групп) http://sib-subethnos.narod.ru/p2009/krivonogov09.htm «Наряду с изучением этногенеза, реконструкцией древних этапов этнической истории разных народов весьма важными являются попытки заглянуть в будущее современных этносов. Особенно это интересно для малочисленных народов Сибири, которые уже в силу своей малочисленности имеют весьма неясные перспективы дальнейшего существования. Главная проблема здесь – возможно ли само существование этих народов в дальнейшем или им грозит слияние с более крупными этносами.»

Лёвочкин: как сибиряк замечу про себя следующее. документально известно было в роду,что родился в деревне Вилимовке Казачинской волости Енисейской губернии в году 1842, в период царствования императора Николая I Павловича Романова, Сафоний, прозывавшийся Зырянов. А уж от него пошли дети его: Хрисанф 1862 г.р., Моисей 1867 г.р., да Афанасий 1875 г.р., ещё Иван, Агафья да Мария, прозывались они Зыряновы. Менее имеется сведений о второй ветви: в селе Казачинском Енисейского уезда Енисейской губернии мужик жил Милентий с родным братом, а прозывали их и по отцу и по деду - Шарыповы. Брат то Милентия Шарыпова женившись, народил сына Андрея, который, однако, жил бобылём и слыл колдуном, может оттого то детей записанных за ним не значится. А сам то Милентий Шарыпов от супружницы своей народил дочку Агафью да сына Игната. Да ещё их сродный брательник Иннокентий в 1890 году народил сына, крещённого именем Василий (расстрелян НКВД в 1938 г. в Северо-Енисейске). в настоящем в сибирской родове присутствует много сибир татарлар и чуваш онтари. есть в Сибири и чалдоны. ЧАЛДОН, чалдона, м. (обл.). Сибиряк-русский, не пришлый, коренной житель Сибири. В диссертации А.А. Верника о старожильческом населении Хакасско-минусинского края предлагается этимология "чалдон" от тюркск. чол/йол (дорога). Согласно В. Далю: Чалдон, челдон, чолдон - в Сибири: недавний выходец из России, другое значение: бродяга, каторжник, беглец. (Из словаря М. Фасмера) У Даля: чалдон - сибирский автохтон русского происхождения, давнишний автохтон; чалдон (чолдон) - монголск. бродяга, беглый, варнак, каторжник. В "Словаре современного русского литературного языка: в 17 т.": чалдон - коренной житель Сибири; чалдон - то же (М., Л., 1965). Чалдон - дурак (Малеча Н. М. Словарь уральских (яицких) казаков: В 4 т. Оренбург, 2003). Самая полная информация о слове чалдон в книге А. Е. Аникина "Этимологический словарь русских диалектов Сибири»: чалдон – коренной сибиряк, русский; чалдоны, чалдоны – коренные жители, аборигены Сибири; первые русские поселенцы, старожилы Сибири; некультурный, неразвитый человек; чалдон – бродяга, беглый человек; потомок русских поселенцев Сибири, вступивший в брак с аборигеном (аборигенкой); ругательное слово для коренного сибиряка" (Москва - Новосибирск, 2002).

Салахбеков: Все-таки современные казаки - субэтнос или нет?


Комнин: Салахбеков пишет: Все-таки современные казаки - субэтнос или нет? Помоему не тянут. В лучшем случае консорция.

Лавр: Комнин пишет: Помоему не тянут. В лучшем случае консорция. Сомнительно. Как минимум - конвиксия. Ситуация осложняется тем, что казачество было одновременно и сословием. Например поморское и карельское казачество вряд ли можно выделять в отдельные субэтносы, отделяя от местного населения, в то время как гребенские казаки (потомки хазар-тюрков) - явно отдельный субэтнос, также, как и запорожские. В то же время сибирские казаки не выделяются из субэтноса сибиряков, а семиреченские в иноплеменном окружении - отчетливо осознавали себя как отдельный субэтнос.

Салахбеков: Лавр пишет: Сомнительно. Как минимум - конвиксия. Ситуация осложняется тем, что казачество было одновременно и сословием. Например поморское и карельское казачество вряд ли можно выделять в отдельные субэтносы, отделяя от местного населения, в то время как гребенские казаки (потомки хазар-тюрков) - явно отдельный субэтнос, также, как и запорожские. В то же время сибирские казаки не выделяются из субэтноса сибиряков, а семиреченские в иноплеменном окружении - отчетливо осознавали себя как отдельный субэтнос. Насчет гребенских, запорожских и семиреченских казаков - они разве сейчас существуют?

Лавр: Салахбеков пишет: Насчет гребенских, запорожских и семиреченских казаков - они разве сейчас существуют? А куда они могли деться? Из перечисленных запорожские и семиреченские казаки частично ассимилировались, но сохранили до сих пор свои этнические особенности (могу подтвердить на опыте личного общения), гребенские - формально да, исчезли, но по-прежнему заметно отличаются от местного этнического фона.

Комнин: Лавр пишет: гребенские - формально да, исчезли, но по-прежнему заметно отличаются от местного этнического фона. Поясните, пожалуйста. А то мне кажется эти две части противоречат друг другу.

Лавр: Комнин пишет: Поясните, пожалуйста. А то мне кажется эти две части противоречат друг другу. Номинально гребенских казаков не существовало с момента создания Терского казачьего войска (не путать с Терским Семейным, целиком состоявшим на казенной службе), в область которого вошли их территории, но фактически они продолжали весьма существенно отличаться от собственно терских казаков по традициям и быту. Существует версия об ассимиляции гребенскими казаками остатков рязанских "незалежников", ушедших "от Москвы". Часть гребенцев числилась в составе астраханских и волжских казаков, оставаясь самими собой, то есть не смешиваясь с прочими. О прямом наследовании ими тюрко-хазарской традиции говорят не только летописи, но и материалы хазарских экспедиций 1959-1963 годов. В XVI веке они заключали соглашение с московским царем именно как суверенный субъект международного права, подобно кабардинцам. Тот факт, что еще во второй половине XVIII века их то разделяли с терцами, то объединяли, говорит как минимум о том, что на тот период различие между ними было все еще очевидно, несмотря на общность территорий и хозяйства.

Салахбеков: Лавр пишет: А куда они могли деться? Из перечисленных запорожские и семиреченские казаки частично ассимилировались, но сохранили до сих пор свои этнические особенности (могу подтвердить на опыте личного общения), гребенские - формально да, исчезли, но по-прежнему заметно отличаются от местного этнического фона. Можете хотя бы примерно оценить численность каждой из групп? И где они большей частью живут?

Лавр: Салахбеков пишет: Можете хотя бы примерно оценить численность каждой из групп? И где они большей частью живут? Ну, запорожские казаки - это по большей части уже легенда, хотя на той же Украине есть сейчас номинальные "запорожцы". Навскидку я бы оценил их численность сейчас буквально в пару-тройку тысяч без учета "примазавшихся". Согласно их собственной современной оценке их численность составляет 2.5 тысячи, что примерно соответствует моим оценочным суждениям. Семиреченские казаки после всех "незалежных зачисток" в Казахстане составляют гораздо более многочисленную этническую группу, главным образом за счет иноэтничного окружения, условно к семиреченцам можно отнести как минимум несколько десятков тысяч населения южных областей Казахстана, Киргизии и западных автономных районов Китая. Гребенские казаки достаточно сильно ассимилировались с терскими казаками и прочим "русскоязычным" населением левобережья Терека, однако на бытовом уровне некоторые различия все равно сохранились, сейчас их численность можно оценить как минимум на уровне полутора-двух десятков тысяч, частично проживающих на своих исконных землях, частично рассеянных по всей России.

Салахбеков: Лавр пишет: Гребенские казаки достаточно сильно ассимилировались с терскими казаками и прочим "русскоязычным" населением левобережья Терека Кизлярские казаки (в дельте Терека) и гребенские казаки - это разные группы или одна?

Салахбеков: Лавр пишет: и западных автономных районов Китая Вот это да! Это среди уйгуров что ли казаки затесались?

Лавр: Салахбеков пишет: Кизлярские казаки (в дельте Терека) и гребенские казаки - это разные группы или одна? Собственно кизлярские казаки сложились относительно недавно (менее двухсот лет назад) из двух компонент - гребенских казаков и терских. Те в свою очередь происходили из смешения тюрко-хазар и рязанских переселенцев с одной стороны, потомков бродников-берендеев и южнорусского казачества - с другой. Салахбеков пишет: Вот это да! Это среди уйгуров что ли казаки затесались? Ну да, а что тут удивительного?

Салахбеков: Лавр пишет: Ну да, а что тут удивительного? Ну, я не знал...

AHangaran: Лавр пишетНавскидку я бы оценил их численность сейчас буквально в пару-тройку тысяч без учета "примазавшихся". Согласно их собственной современной оценке их численность составляет 2.5 тысячи, что примерно соответствует моим оценочным суждениям А в каких именно населенных пунктах они живут (жили к 1917 г)? Разве в 19 - начале 20 века было "Запорожское казачье войско"?

Вячеслав: AHangaran пишет: Разве в 19 - начале 20 века было "Запорожское казачье войско"? Не было, его упразднили при Екатерине. Но люди-то никуда не делись?

Рекуай: Сколько в России суперэтносов? Начнём с того, что на территории России широко распространены суперэтносы эпохи двенадцатого века. Основной и государствообразующий это русский суперэтнос Монгольский суперэтнос Тунгусский суперэтнос Чукотский суперэтнос Айнский суперэтнос захватывал территории Сахалина и Курил, но в последующее время был оттуда вытеснен. Большинство населения России сформировалось в первичных или вторичных очагах этногенеза российского или монгольского суперэтносов. Суперэтносы седьмого века, хотя и сохранились частично, подверглись сильному влиянию последующей эпохи. С одной стороны это реликты типа юкагиров или кетов, с другой стороны европейские выходцы, суперэтносами двенадцатого века практически мало затронутые

Батак: Из самодийцев ненцы вроде были экспансионистами. Нет?

Рекуай: Батак пишет: Из самодийцев ненцы вроде были экспансионистами. Нет? Я ненцами пока не занимался. Как вариант например сильное влияние коми.



полная версия страницы