Форум » Статьи для обсуждения » Студенческая работа К.А. Шутовой » Ответить

Студенческая работа К.А. Шутовой

Комнин: Работа студентки Шутовой Ксении Александровной. click hereЭлементы теории пассионарности на примере села Всехсвятское Белохолуницкого района Кировской области. Теория вроде изложена адекватно. Но вот применение ее оставляет вопросы. Но, в любом случае, попытка ее применить скорее радует.

Ответов - 6

Комнин: Работа появилась в блоге. Вместе со следующими комментарием. Оригинальная в своём роде и несколько наивная попытка подверстать пассионарную теорию этногенеза к описанию процессов, проходящих в современном российском селе. Автор, вероятно сам того не желая, наглядно показывает, как в результате событий 1990-х годов на селе имущество коллективов прежних советских хозяйств чудесным образом оказалось сконцентрировано в руках буквально двух-трёх конкретных лиц. И опытному читателю понятно, что водопад президентских премий имеет весьма малое отношение к пассионарности совершенно конкретных жителей села… В целом данная публикация представляет интерес не как теоретическая работа (об этом говорить, к сожалению, не приходится), а как типичный образец не таких уж и редких в последнее время попыток утилитарного использования терминологии теории. В связи с чем возникает вопрос. Как определять пассионарность? Шутова опиралась на какие-то официальные документы. На статистику. Но... "Есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика." (с). Однако, по-моему, очевидно, что в нашем деле без какой-то статистики не обойтись. Что же делать?

Вячеслав: Комнин пишет: В связи с чем возникает вопрос. Как определять пассионарность? Шутова опиралась на какие-то официальные документы. На статистику. Но... "Есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика." (с). Однако, по-моему, очевидно, что в нашем деле без какой-то статистики не обойтись. Что же делать? Я так понимаю, имелось ввиду, наверное, что тот, кто прибрал к рукам добро односельчан вовсе не обязательно является пассионарием. Поскольку это не жертвенность, а совсем даже наоборот. Ну, а как у нас распределяются всевозможные премии и гранты, это, думаю, никому особо объяснять не надо

Комнин: Вячеслав пишет: Я так понимаю, имелось ввиду, наверное, что тот, кто прибрал к рукам добро односельчан вовсе не обязательно является пассионарием. Поскольку это не жертвенность, а совсем даже наоборот. Ну, а как у нас распределяются всевозможные премии и гранты, это, думаю, никому особо объяснять не надо Я в своей работе, что "жертвенность" не такой важный признак, как энергичность. И сам Гумилев упоминает пассионариев стремящихся к благоустройству без риска для жизни. Но допустим, приобретение имущества не признак пассионарности героя, а признак того, что у других пассионарность снизилась, а герой наследство получил. Что мы можем выбрать критерием? Как понять, что новый собственник действительно поднял село, а не получил президентскую премию по знакомству?


Вячеслав: Комнин пишет: Как понять, что новый собственник действительно поднял село, а не получил президентскую премию по знакомству? В этом рассматриваемом случае ситуация абсолютно стандартная для всей страны в 90-х, когда завод акционировался в ОАО, и сразу вдруг становился убыточным, и в результате банкротился, а рядом процветало какое-нибудь ООО, принадлежащее директору и его приближенным, в собственности которого чудесным образом вдруг оказывались все реальные активы завода-банкрота. В итоге все акционеры из числа трудового коллектива оказывались с носом, а директор "внезапно" оказывался миллионером. Это типовая схема, и в данном случае я вижу именно ее. Никакой пассионарий не приходил на село и не поднимал его, просто руководители прикарманили хозяйство, пользуясь своим положением и связями.

Рекуай: Вопрос в том, что такое пассионарий. Это не святой человек и интересы ближнего его могут интересовать в последнюю очередь. Пассионарий может быть и Гендальфом и Сауроном. Вячеслав пишет: Никакой пассионарий не приходил на село и не поднимал его, просто руководители прикарманили хозяйство, пользуясь своим положением и связями. Если руководитель прикарманил хозяйство и пустил его по ветру, это субпассионарий. Если руководитель прикарманил хозяйство и держится вопреки всему, эксплуатирует односельчан, но они имеют работу, село не вымирает, то это уже другой арифметический знак.

Вячеслав: Рекуай пишет: Если руководитель прикарманил хозяйство и пустил его по ветру, это субпассионарий. Если руководитель прикарманил хозяйство и держится вопреки всему, эксплуатирует односельчан, но они имеют работу, село не вымирает, то это уже другой арифметический знак. Это, кажется, уже много раз тут обсуждалось. Многие склонны сводить пассионарность к проявлению агрессии, свойственной любому уголовнику, и на этом основании предлагают считать всех уголовников пассионариями. Обобрать односельчан это далеко не всегда проявление пассионарности. Если человек приехал на пустое место и с нуля поднял хозяйство, то да, он скорее всего пассионарий. Если же он прикарманил готовое, и "держится" не "вопреки", а "благодаря" тому, что сделал нищими всех остальных, используя свое прежнее положение (административный ресурс), то я бы не был столь уверен в его пассионарности. А пассионарность да, не имеет знака, только уровень (выше-ниже нормы).



полная версия страницы