Форум » Статьи для обсуждения » М.М. Зильберт » Ответить

М.М. Зильберт

Комнин: Тема посвященная трудам Макса Михайловича Зильберта. Страница Зильберта в Самиздате

Ответов - 16

Онидзука: Комнин пишет: Страница Зильберта в Самиздате За год его страницу посещает меньше читателей, чем наш сайт за три недели

Комнин: Онидзука пишет: За год его страницу посещает меньше читателей, чем наш сайт за три недели По-моему, у этих ресурсов разные весовые категории. Да, пользуясь случаем рекомендую сборник составленный Максом Михайловичем. Теория этногенеза: великое открытие или мистификация Статьи, которые стоит прочитать всем последователям. Правда мы большинство их уже читали. Но есть и то, что ранее не публиковалось (ответ ЛНГ Чивилихину, который не был опубликован в свое время). И есть интересные комментарии самого Макса Михайловича. Также интересны ответы Юлиана Бромлея, которые есть в примечаниях. Ну и есть собственно статья Зильберта (ранее опубликованная на Самиздате). А общем добротная работа. Благодарен Максу Михайловичу за нее. Действительно пытается развивать ПТЭ.

Онидзука: Комнин пишет: По-моему, у этих ресурсов разные весовые категории. Комнин пишет: Да, пользуясь случаем рекомендую сборник составленный Максом Михайловичем. Исполнено: http://antisys.ru/wpq/2015/10/24/%d1%82%d0%b5%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d1%8d%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d0%b7%d0%b0-%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b5-%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d0%b8/


Комнин: Онидзука пишет: Исполнено: А почему в предисловии говорится "подарочек"? Как сравнивать страницу, где один автор размещает свои немногочисленные статьи, с сайтом, где публикуется множество авторов и еще больше работ (и вообще сайт это куча разделов, которые на Самиздате отсутствуют).

Рекуай: Для начала о том, что же такое пассионарность, изменениями уровня которой Л. Н. Гумилев и объяснял вышеописанные явления. Главный труд ученого содержит такое её определение: "необоримое внутреннее стремление к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни"[8]. Существенный недостаток такого определения состоит в том, что, согласно ему, к примеру, пассионариями являются реформаторы и революционеры, а вот консерваторы и контрреволюционеры пассионарностью не обладают, поскольку не стремятся к "изменению окружения", а, напротив, противостоят ему. И уж никак нельзя согласиться с утверждением создателя теории этногенеза, что "...описанный импульс (пассионарность - М.З.) находится в оппозиции к инстинкту самосохранения и, следовательно, имеет обратный знак"[9]. Ведь инстинкт самосохранения - это стремление к выживанию, следовательно, импульс, "имеющий обратный знак" - это стремление к смерти. Поэтому, согласно такой логике, пассионарность - это склонность к суициду. Наиболее верное же, на мой взгляд, понимание пассионарности мне довелось встретить в монографии В. Бугровского и В. Капустяна с соавторами "Экологические корни культуры": "...даже самый поверхностный взгляд показывает, что людьми движет стремление к самоутверждению. Самоутверждение - это главный внутренний стимул человеческого поведения. ... Можно полагать, что и за свойством "пассионарности", которое Л. Н. Гумилев считал ответственным за весь гигантский процесс этногенеза, стоит именно могучий инстинкт самоутверждения". Л. Н. Гумилев был близок к такому пониманию пассионарности: "Именно потребность в самоутверждении, - писал он, - обуславливает быстрый рост системы, территориальное расширение и усложнение внутриэтнических связей; силы же для развития ее черпаются в пассионарности популяции как таковой". Следующим шагом могло бы быть признание того, что пассионарность - это и есть потребность в самоутверждении. Всякая попытка найти какой либо поведенческий признак для всеобщего объяснения пассионарности есть блуждание в трёх соснах. Любовь! Как много в этом звуке... тестостерона, феромонов и прочей гормоники. В природе есть хищники, им не до инстинкта самосохранения, иначе с голоду сдохнешь. В природе есть травоядные, инстинкт самосохранения превыше всего. Вот вам два стандартных набора гормонов жизнедеятельности организма. Где то там, между ними затесались всеядные животные. Думаю, именно в исследовании эндокринной системы человека можно выяснить природу пассионарности.

Онидзука: Рекуай пишет: Наиболее верное же, на мой взгляд, понимание пассионарности мне довелось встретить в монографии В. Бугровского и В. Капустяна с соавторами "Экологические корни культуры": "...даже самый поверхностный взгляд показывает, что людьми движет стремление к самоутверждению. Самоутверждение - это главный внутренний стимул человеческого поведения. ... Очень распространенная ошибка автоматически переносить собственные комплексы на все человечество...

Рекуай: В XIII веке татаро-монголы совершают опустошительный набег на Русь, раздираемую междоусобицами, и устанавливают своё господство. Под их патронажем образуется Московское княжество, которого на тот момент не существовало, и из него за 5 веков вырастает гигантская империя. Исходя из этого, можно предположить, что само татаро-монгольское нашествие и породило явление, названное Л. Н. Гумилевым пассионарным толчком XIII века. Также вскоре после татаро-монгольского нашествия стало подниматься Великое княжество Литовское. Тогда же, в середине XIII века, в Малой Азии появилось племя кайы, происходившее от тюрок-огузов. Они мигрировали с востока в числе других тюркских племён, вероятнее всего, под натиском всё тех же татаро-монголов. Во главе со своим вождём Эртогрулом они поступили на службу к султану сельджуков и за военные победы над никейскими греками получили во владение небольшую область (удж) к западу от Ангоры (ныне Анкара), вероятно, ими же у греков и завоёванную. Таким образом, можно предположить, что татаро-монгольское нашествие спровоцировало миграции и этнические смешения, которые и породили эффект пассионарного толчка XIII века, описанного Л. Н. Гумилевым. Вот только до Африки татаро-монголы не добрались, ни до Эфиопии, ни до нилотов, ни до восточных и юго-восточных банту. Объяснение этому феномену можно найти в разной скорости проистекания этногенетических процессов. Кочевники, как более подвижные, уже на раннем этапе были объединены в орду. Земледельцам на это потребовалось значительно больше времени. Более того османы уже проводили активную захватническую политику, когда на них обрушились войска Тимура.Вторжение Тимура во главе тюркских полчищ в азиатские владения Баязета заставило его снять осаду Константинополя и лично с значительными силами броситься навстречу Тимуру. В битве при Анкаре в 1402 г. он был наголову разбит и попал в плен, где через год (1403) и умер. Плен и потом смерть Баязета угрожали государству распадением на части. В Адрианополе провозгласил себя султаном сын Баязета Сулейман (1402—1410), захвативший власть над турецкими владениями на Балканском полуострове, в Бруссе — Иса, в восточной части Малой Азии — Мехмед I. Тимур принял послов от всех трёх претендентов и всем трём обещал свою поддержку, очевидно, желая ослабить османцев, но он не нашёл возможным продолжать её завоевание и ушёл на Восток.Однако суперэтнос был на подъёме и логика его развития потребовала восстановления единого государства. Исходя из вышеизложенного, можно выдвинуть гипотезу, что пассионарные толчки порождаются этническими смешениями, обычно вызываемыми внешними агрессиями. Возможно, биологический механизм таких явлений состоит в том, что мигранты создают в популяции некое генетическое разнообразие (гетерогенность), приводящее к эффекту пассионарного толчка, возможно, речь идёт о чём-то, современной биологии неизвестном. В любом случае, думаю, данный подход может позволить очистить теорию Л. Н. Гумилева от таких фантастичных идей, как порождение пассионарных толчков космическими излучениями и массовыми мутациями, и, возможно, способен дать этим явлениям более или менее вразумительное объяснение.Ветер дует потому, что листья на деревьях колыщатся... Порождение пассионарных толчков космическими излучениями конечно же очень смелое предположение и не выдерживает малейшей критики, однако гипотеза гетерогенности выглядит более чем невразумительно. Смешение населения проистекает повсеместно и постоянно. Пассионарные толчки происходят локально и с периодичностью в 400-1000 лет.

Комнин: Рекуай пишет: Ветер дует потому, что листья на деревьях колыщатся... Это - точно. Однако, вы хотя бы называйте работы, которые анализируете. Ссылка то, на страницу, а не все посетители сайта знакомы с работами так, как мы с вами.

Рекуай: Комнин пишет: Однако, вы хотя бы называйте работы, которые анализируете. Ссылка то, на страницу, а не все посетители сайта знакомы с работами так, как мы с вами.Думаете стоит отсылать неискушённого читателя к статьям не несущим достоверную информацию?

Комнин: Рекуай пишет: Думаете стоит отсылать неискушённого читателя к статьям не несущим достоверную информацию? Если вы анализируете текст, то желательно, чтобы была ссылка, которая помогает текст найти. Независимо от вашего отношения к тексту.

Рекуай: Обсуждение статьи О Природе Пассионарных Толчков (некоторые соображения) комментарий не влез, скопировал на всякий случай, чтобы потом по новой не печатать > > [11.Зильберт Макс Михайлович] >> > [5.Петр Лапшин] > >>...если пассионарный подъем возникает в результате более-менее случайного стечения обстоятельств, остается без объяснения феномен синхронных взрывов этногенеза в нескольких регионах, лежащих на одной линии. Или надо опровергнуть само существование этого явления. >Да, думаю, идею линейности ПТ нужно отвергнуть. По-моему, исторические факты Львом Николаевичем под неё подогнаны. Не совсем так. Эпицентры этногенеза носят локальный, круговой характер, однако очень часто они располагаются цепочками. Самая длинная цепочка эпицентров этногенеза относится к эпохе седьмого века, начинается в Западной Африке с Империи Гана, Канем, загава, нубийцы, далее по Гумелёву, арабы, раджпуты, тибетцы, китайцы суй-тан, корейцы-Силла, японцы, эмиси. Не все из перечисленных народов могут оказаться суперэтносами. По многим из них слишком мало информации, однако протяжённость данной последовательности впечатляет.

Комнин: Что могу сказать в целом. На мой взгляд Макс Михайлович в целом верно пытается разделить информацию Гумилева. Одно дело, когда ЛНГ писал про ПТЭ и совсем другое - еврейская тема. Гумилев не во всех вопросах был одинакова беспристрастен. Это - факт. Зильберт вполне обоснованно критикует Льва Николаевича за некорректное цитирование источников, когда тот говорит про конфликты евреев с другими народами. Но также Зильберт верно указывает, что это не отменяет достоинств ПТЭ. Более спорна критик Зильбертом "русско-степного" вопроса. Тут мы пересекались. Но он, кажется, готов к диалогу и может поменять мнение. Однако при этом, я считаю ошибочным его версию о гетерозисе. Путается причина и следствие. А инстинкт самоутверждения считаю слишком неопределенным термином, чтобы использовать. Но работа, проделанная, при составлении сборника, лично меня впечатлила.

Рекуай: Комнин пишет:Однако при этом, я считаю ошибочным его версию о гетерозисе. И кто был первооткрывателем этой смелой идеи?

Вячеслав: Комнин пишет: Но работа, проделанная, при составлении сборника, лично меня впечатлила. При наличии современных технологий эта работа на пару часов не торопясь. Меня гораздо больше впечатлило масштабное нарушение авторских прав при этом. Издание-то коммерческое, а разрешения Зильберт ни у кого не спрашивал.

Комнин: Вячеслав пишет: Издание-то коммерческое, а разрешения Зильберт ни у кого не спрашивал. Мне он сказал, что мнение наследников учитывалось. Даже назвал наследников двоих авторов, которые не согласились дать добро на публикацию (Бромлей и еще кто-то).

Вячеслав: Комнин пишет: Мне он сказал, что мнение наследников учитывалось. Даже назвал наследников двоих авторов, которые не согласились дать добро на публикацию (Бромлей и еще кто-то). Конкретно по тем публикациям, права на которые принадлежат Фонду, насколько мне известно разрешения не было. Да и Бромлей вроде как там тоже присутствует.



полная версия страницы